Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 10-ой главы книги Деяний святых апостолов.
В одиннадцатой главе апостол Петр вернулся в Иерусалим, бывшие там последователи Христа из евреев, стали упрекать апостола за то, что он крестил неевреев:
“Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними” [Деян. 11:1-3].
Странно, что именно сейчас возникло недовольство. Ведь еще в 6 главе, до мученической смерти Стефана, среди последователей Христа были неевреи, в частности есть упоминание некоего Николая Антиохийца
“обращённого из язычников” [Деян. 6:5],
о чем я уже напоминала в конце предыдущей публикации. Кроме того, в 8 главе говорилось, что
“Самаряне приняли слово Божие” [Деян. 8:14],
а их евреи особенно презирали. Может быть дело не столько в том, что неевреи стали последователями, а то что Петр заходил к ним в дом:
“ходил к людям необрезанным и ел с ними” [Деян. 11:3].
Как бы там не было, апостолу пришлось оправдываться и рассказывать всю историю о том, как он видел сосуд с разными животными, как ангел приходил к сотнику Корнилию, и о том, как во время беседы на сотника и его родственников сошел Святой Дух.
Услышав рассказ, община перестала роптать, решив:
“видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь” [Деян. 11:18].
Я здесь вам снова напомню, что в в Евангелии от Матфея сам Иисус говорил:
“Я послан только к погибшим овцам дома Израилева” [Матф. 15:24],
а рассказанная в этом месте Деяний история, заставляет нас предполагать, что всемогущий и всеведущий Бог… ошибся или передумал.
Вы, конечно, можете возмутиться, что я привязалась к этой фразе, которая есть только у одного евангелиста. На то я отвечу: во-первых, это слова самого Христа, которые, в рамках христианской религии, важнее любых других, а во-вторых, не единожды в канонических Евангелиях мы встречались с указаниями, что Спаситель пришел к евреям и интересуют его, именно, евреи.
Во второй части главы рассказывается, как, рассеявшиеся из-за гонений после смерти Стефана, последователи Христа, проповедовали
“до Финикии и Кипра и Антиохии” [Деян. 11:19],
но только иудеям, и количество новообращенных росло. Когда об этом узнали в Иерусалиме, то отправили организовывать процесс Варнаву. Причём почему именно его, а не кого-то из 12, не ясно. Хотя, до этого, в таких ситуациях ходили Петр и Иоанн.
Варнава прибыл в Антиохию, а через некоторое время, разыскал своего “однокашника” Савла и тоже привел туда же. Там они учили в церкви целый год, и там же стали себя называть христианами:
“Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами” [Деян. 11:26].
Обратите внимание, к возникновению этого эпохального названия, не имеет никакого отношения ни один из 12 апостолов, самых близких к Иисусу, знавших его при земной жизни.
Заканчивается глава историей, как в Антиохию из Иерусалима пришли пророки и предсказали
“что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии” [Деян. 11:28],
потому ученики собрали
“пособие братьям, живущим в Иудее” [Деян. 11:29],
и отправили через Варнаву и Савла.
На этом завершается 11-ая глава книги Деяний святых апостолов. В следующей публикации нас ждет 12-ая.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь