Как чувствует себя человек, лишенный полноценного детства, прошедший через неприятие и отвержение, потери и разочарования? О подростковом бунте и застревали в своем гневе и обиде. И немного о непростой судьбе Джеймса Хэтфилда.
В новом эпизоде подкаста «Концерт под крышей» разбираю песню Metallica - Unforgiven. Песню можно послушать здесь. Посмотреть клип - здесь.
Ниже представлена текстовая версия подкаста.
___
И начать в этот раз хочу с предыстории о фронтмене группы и его детстве.
Джеймс Хэтфилд рос в строгой религиозной семье, где не верили в науку и медицину, где ребенку навязывались порой опасные убеждения.
Так родители не разрешали Хэтфилду ходить на уроки по естественным наукам, объясняя это тем, что наука не так важна, как Божья сила. Как рассказывал в одном из интервью Джеймс, ему было неловко стоять в коридоре перед классной комнатой и объяснять свою ситуацию другим учителям, проходящим мимо. Неудивительно, что по-настоящему близких друзей у Хэтфилда в это время не было - одноклассники считали его изгоем.
Отец Хэтфилда ушел из семьи, когда ему было тринадцать лет без видимой причины и разговора, оставив лишь небольшую записку.
В 16 лет его мать скончалась от рака. Из-за религиозных взглядов, убеждении в «исцелении верой» родственники отказали матери в медицинской помощи, в которой она на тот момент нуждалась.
Представляете, сколько в этом всем было боли, бессилия и беспомощности, сколько неприятия, отвержения и потерь? Через какие потрясения пришлось пройти ребенку в период взросления, когда неминуемо подвергается под сомнение все: религия и Бог, любовь отца, справедливость.
И теперь, зная этот бэкграунд, мы с вами перейдем к прослушиванию трека. Ведь как сказал Хэтфилд в одном из интервью:
"Личные раны - отличная вещь, о которой стоит писать"
New blood joins this earth
And quickly he's subdued
Through constant pain disgrace
The young boy learns their rules
Новая кровь рождается на земле
И он быстро усмиряется
Через постоянную боль и позор
Маленький мальчик усваивает их правила
Первый куплет о рождении и детстве. И о том, как в процессе взросления порой приходится через наказания и унижения учиться соответствовать нормам и правилам.
With time the child draws in
This whipping boy done wrong
Deprived of all his thoughts
Со временем ребенок втягивается
Этот мальчик для битья поступил неправильно
Он лишен всех своих мыслей
Мы слышим продолжение истории. И здесь можно заметить злость по отношению к этому несчастному ребенку, ставшему мальчиком для битья, за то, что он, пытаясь адаптироваться, подчинялся этим нормам и правилам.
Другой вопрос, мог ли он поступить иначе? У детей, которые с раннего детства живут в семьях с авторитарным типом воспитания, нет свободы выбора. Ты обязан соответствовать, чтобы выжить. И это совсем не об отсутствии силы воли.
Когда возникают явно выраженные противоречия между взглядами взрослеющего ребенка и родителей, а средством разрешения таких противоречий является давление и принуждение, когда процесс передачи культурных, семейных, религиозных ценностей подаётся значимыми взрослыми не как вариант мировоззрения, а как догмат, речь уже не о воспитании, а о насилии. И религиозность таких воспитателей - это далеко не гарантия гуманности, к сожалению.
The young man struggles on and on he's known
A vow unto his own
That never from this day
His will they'll take away
Молодой парень борется снова и снова
Он дал себе клятву
Что никогда с этого дня
Они не отнимут его волю
Тем временем, мальчик взрослеет, превращается в молодого парня. Наступает тот самый подростковый возраст, переход из детства во взрослость, кризис. И это период, который сам по себе является сложным как для подростка, так и для родителей. Физиологический рост максимально опережает темпы развития психики. Гормоны и нестабильность настроения, повышенная возбудимость, конфликтность и демонстративное поведение, проблемы с самооценкой, декларация свободы и независимости, негативизм и протест. Это определённо один из самых эмоционально насыщенных периодов жизни человека. И семья играет огромную роль в том, как подросток этот период пройдет.
Роль взрослых - находиться рядом, слушать и поддерживать, но при этом не спускать все с рук, возвращая и прививая ответственность за свои поступки подростку. Конечно же, родители отвечают за здоровье и жизнь ребенка, и это в том числе вопрос безопасности ставить разумные ограничения. В этот период ребенок уже достаточно взрослый, чтобы учиться брать ответственность, чувствовать себя автономным и равным со взрослыми, но не настолько взрослый, чтобы оказаться без поддержки, внимания и принятия в часто непонятный и нестабильный для себя период. И подобрать верную дистанцию, чтобы дать подростку отделиться и взять ответственность на себя, испытать где-то свои возможности, но при этом сохраняя баланс контроля и свободы - это задачка не из простых.
И чем больше нарушается баланс в сторону контроля со стороны родителей, тем больше бунтует против этого контроля подросток, что вызывает еще больший контроль родителей.
«… never from this day
His will they'll take away»
«… никогда с этого дня
Они не отнимут его волю»
А что будет, если ребенок не пройдет полноценно подростковый кризис? А если к этому еще добавить серьезные потери и травмы? Например, уход из семьи отца и смерть матери?
Непрожитый подростковый кризис так или иначе отражается во взрослом возрасте. У кого-то возникают проблемы в отношениях, кто-то не может найти себя. Часто проявляется инфантилизм и невозможность взять на себя ответственность за свою жизнь. Человек будто бы застревает в этом подростковом бунте, продолжая активно выступать против норм и правил, попадая в странные ситуации.
Возвращаясь к песне, наш герой, молодой человек, и правда, выбирает бунт.
А дальше в песне мы видим уже повзрослевшего, как раскрывает нам песня, озлобленного мужчину, который продолжает бороться. Уже с собой, чтобы подстроиться. Это безусловно вызывает много агрессии:
He tries to please them all
This bitter man he is
Throughout his life the same
He's battled constantly
Он старается всем угодить
Этот озлобленный человек
На протяжении всей его жизни одно и то же
Он постоянно сражался
Герой делал многое, чтобы подстроиться под нормы и правила, местами непонятные и токсичные. Этого было недостаточно в детстве. Недостаточно, чтобы тебя принимали одноклассники со всеми твоими странностями, чтобы отец не ушел из семьи, чтобы мама не умерла раньше времени из-за своих религиозных убеждений. Но и став взрослым, адаптироваться также не получается. Наш герой на грани того, чтобы сдаться:
This fight he cannot win
A tired man they see
no longer cares
Уставшего человека, которого они видят,
Это больше не волнует
Он не может выиграть этот бой
Дело близится к концу песни, и после рассуждений о бессилии героя появляется старик:
The old man then prepares
To die regretfully
That old man here is me
И вот уже старик
Сожалея, готовится умирать
И этот старик здесь - я
Нигде в повествовании, в куплетах, до этого не было четкого указания, что песня поется от первого лица. И здесь, в конце - такое откровение. Этот старик здесь - я. И если пофантазировать, как мне кажется, речь не о реальном старении. Мы же помним, это самая личная песня Хэтфилда. Психические травмы, отсутствие адекватной социализации в детстве, окружающая действительность, в которой не было шанса побыть беззаботным ребенком… Все это настолько ломает, что ты ощущаешь себя не по годам озлобленным стариком, а свою жизнь преждевременно законченной.
What I’ve felt
What I’ve known
Never shined through in what I’ve shown
Всё, что я чувствовал
Всё, что я знал
Я никогда не показывал
Припев, сердце песни, продолжает раскрывать главную тему: эмоции, взгляды, мысли - все это не было вынесено в зону контакта с близкими людьми, все это оставалось внутри и болело, пока приходилось адаптироваться под реальность. Такая неконгруэнтность: когда мои мысли, эмоции, мировоззрение - все то, что находится внутри, не бьется с поступками и поведением.
Never be
Never see
Никогда не буду
Никогда не увижу
Герой никогда не "будет" (тем, кем ему было суждено быть) и никогда не "увидит" ту жизнь, которую он мог бы прожить в других обстоятельствах, никогда уже не получит то детство, в котором не было бы боли, позора, неприятия и потерь.
Won’t see what might have been
И не хочу увидеть, что могло бы быть
Горькая строчка. Представить то, как могло быть, как я мог бы прожить свою жизнь, что могло быть иначе, лучше - это значит испытать очень острые болезненные эмоции. Это всегда точка горевания. И не все готовы туда идти. Проще не думать, не видеть этого, избегать. И бывает так, что дальше гнева и злости (часто к тем людям, кто мешал жить свободно или к системе, где приходилось жить согласно жестоким правилам и нормам, с которыми не согласен), дальше ненависти человек не уходит, он застревает в своем гневе.
Never free
Never me
So I dub thee “Unforgiven”
Никогда не был свободным
Никогда не был собой
Вот почему я прозвал тебя “непрощённым”
Сколько здесь агрессии - послушайте этот вокал Хэтфилда, сквозь зубы. Как же четко передает эмоции герой!
You labeled me
I'll label you
So I dub thee unforgiven
Ты приклеил на меня ярлык,
А я приклею его на тебя.
Нарекаю тебя «непрощенным»
Герой не может простить. Систему, людей, ригидность правил, которые помешали ему жить свободно и без конформизма, отняли детство и заставили постоянно бороться и при этом все равно не соответствовать. Он будто застревает. Он не может простить, его сожаление бесконечно, ведь он не был свободен, не был собой и никогда это уже не сможет исправить.
Это и, правда, похоже на такую подростковую злость, когда под гневом или даже ненавистью лежит болючая горькая тоска по любви и принятию.
В песне поднимается тема двух важных потребностей человека - в аутентичности и в принятии.
Потребность в аутентичности - это про свободу воли и соответствие своему мировоззрению вне зависимости от условий окружающей действительности. Когда мои убеждения совпадают с поступками и благодаря этому я чувствую себя целостной личностью.
Потребность в принятии - это принимает ли меня кто-то таким, какой я есть? Если я не соответствую ожиданиям родителей, если я не выгляжу, как Инста-дива? Если я не идеальный по мнению общества родитель, или я вообще не хочу детей, а хочу строить карьеру? Это же не обязательно про детство, где были авторитарные родители и травматические события. Вокруг нас масса требований и «шаблонов» - их предъявляют родители, друзья, партнер, школа, ВУЗ, работа, социальные институты, государство. А быть принятым и значимым для другого - это наша базовая потребность.
Это очень жестокий жизненный сценарий, когда возникает конфликт этих двух потребностей. Когда, например, родители принимают и любят ребенка только когда он удобный и правильный. Появляется условие, исключающее аутентичность (что в этом всем чувствует ребенок, его мнение, мысли и потребности не учитываются). Либо соответствовать, подавляя свои эмоции и не высовываться, либо тебя не любят, или постоянно придираются к тебе, самые важные для тебя люди. В этом очень тяжело.
И в песне мы наблюдаем, как герой проходит через разные эмоции: стыд, непринятие, горечь, истощение, сожаление, гнев и ненависть. Все это выливается в конечном счете в обиду и в отказ прощать людей, которые становятся конечным звеном этой цепочки.
Злость, гнев, бунт. До стадии принятия тут далеко. И это, пожалуй, то с чем в первую очередь нужно работать в терапии, если бы главный герой пришел бы ко мне на прием. И когда я говорю о принятии, речь идет не об обязательном прощении и выключении гнева. А о принятии ситуации и прошлого, которое невозможно изменить и движении дальше, о том, чтобы дальше взять ответственность за свою жизнь на себя.
Да, придется распаковать свои эмоции и прожить их, да придется скорее всего провалиться в горевание по недостаточному количеству тепла, внимания и заботы в детстве. И из этой точки постепенно учиться давать себе заботу самостоятельно, разрешать слышать себя, освобождаясь от навешанных ярлыков. И, конечно, учиться не находиться в постоянной защитной стойке, залипая в сожаление о несбывшемся, а находить место для своих тяжелых эмоций и двигаться дальше к тому будущему, которое хочется для себя создать.
"«Unforgiven» - песня о непринятии и, своего рода, сожалении о жизни", - объяснял Хэтфилд в одном из интервью. "Я прожил свою жизнь для других людей, пытаясь угодить всем, кроме себя, и в конце концов винил всех остальных, но на самом деле я не брал на себя ответственность за свою жизнь"
________
Ваша поддержка важна для развития подкаста! Обратную связь, комментарии и предложения можно оставлять в социальных сетях автора подкаста Nenarmari:
Послушать подкаст (аудио, видео-версии)
* Instagram (соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН)