Найти тему
АвиаОбоз

Электродистанционное управление: как Lexus адаптировал технологию истребителей для автодорог

Когда речь заходит о полностью электрическом Lexus RZ, создается впечатление, что все так совпало, что новая трансмиссия EV встроена в типичный Lexus RX . Но что не вызывает сомнений, по крайней мере, так это то, насколько крута и интересна электронная система управления в топовом варианте в сочетании с рулем-штурвалом yoke, как в Tesla, в качестве опции.

Хотя модель все еще находится на стадии прототипа, Джейсону Фенске с YouTube-канала Engineering Explained был передан один предсерийный образец, чтобы он мог ознакомиться с этой новинкой. По мере того, как Джейсон разбирался в тонкостях электронной системы управления Lexus, любому, кто имеет склонность к аэрокосмической отрасли, будет легко сравнить ее с системами, используемыми в самолетах.

Но чтобы понять различия и сходства между электронным рулем в автомобилях и в современных самолетах, нам нужно знать, почему инженеры вообще захотели заменить механические рычаги датчиками и механизмами с компьютерным управлением.

Что касается конкретно авиации, то электродистанционная система управления исторически воплощалась в ультрасовременных конструкциях, в некотором роде на переднем крае инноваций. Первым известным самолетом, частями которого управляли не с помощью физических рычагов, а с помощью сервоприводов и исполнительных механизмов с дистанционным управлением, был советский АНТ-20. Но вы, возможно, знаете его по названию "Максим Горький".

Построенный в 1934 году, он имел размах крыльев сравнимый с В747. Видимо поэтому Туполев предпочел не устанавливать несколько километров проводов и тросов для огромных поверхностей управления АНТ-20.

Фото: ОКБ Туполева
Фото: ОКБ Туполева

Тот же дух амбиций стоял за первым неэкспериментальным использованием проводного управления на самолете Avro Canada CF-105 Arrow. Самолет, признанный одним из самых быстрых, маневренных и наиболее эффективных реактивных истребителей 1950-х годов. Если бы ее не отменили, Arrow и сейчас стоял на вооружении многих стран.

Avro CF-105 Arrow -  пионер  современной технологии электродистанционного управления. Фото: WikiCommons
Avro CF-105 Arrow - пионер современной технологии электродистанционного управления. Фото: WikiCommons

К другим заслуживающим внимания самолетам того периода, в которых использовались электродистанционные системы без физической связи между ручкой управления и поверхностями управления, относится Concorde.

И это закономерно для пассажирского авиалайнера, способного развивать скорость в два раза большую скорости звука. Дело в том, что любой планер на острие технологии выигрывает от немеханического управления полетом, когда время реакции человека становится чрезвычайно важным. Независимо от скорости или размера, он стал верным другом многих современных самолетов, и военных и гражданских.

Фото: NASA
Фото: NASA

Какое отношение все это имеет к электродистанционной технологии Lexus? Беседа Джейсона Фенске с инженером Lexus Юши Хигасиямой о новых разработках пролила свет на то, почему автомобильная промышленность смотрит на технологию, смежную с аэрокосмической.

Другими словами, мы все знаем, что современные полностью электрические трансмиссии могут выглядят гораздо "бодрее", чем с двигателями внутреннего сгорания. Поскольку автопром все больше тяготеет к электромобилям, разгоняющимся за 2-3 секунды до 100 км/ч, отрасль сталкивается во многом с той же проблемой, что и аэрокосмический сектор в конце 1950-х годов, когда реактивные истребители раздвигали границы невиданными ранее способами.

Удивительно, как инженеры 60 лет назад, без использования современных компьютеров, смогли спроектировать систему управления по проводам, которая по своей сути работает до странного похоже на то, что Lexus придумал в 2023 году.

Конечный результат, будь то в воздухе или на асфальте, очень похож. В обоих случаях компьютерная система управления с дистанционными датчиками и исполнительными механизмами, может обеспечить почти моментальную обратную связь и отклик при меньших движениях рук, чем усилитель рулевого управления или поверхности управления полетом.

Новый подход к управлению Lexus позволяет адаптировать характеристики рулевого управления к любой скорости или дорожным условиям, с которыми водитель может столкнуться во время обычной поездки на работу. Конечно, может показаться немного странным управлять рулем, форма которого больше подходит для авиалайнера, чем для электрического авто.

Но там, где большинство людей сочли рулевое управление в Tesla Model S или Model X Plaid непонятным и хитроумным, Джейсон Фенске, похоже, счел, что Lexus использует рулевое управление гораздо более разумнее.

Фото: Lexus
Фото: Lexus

Трудно не восхищаться Lexus за то, что он дерзко прокладывает новый путь в автомобильных инновациях, когда остальная отрасль, казалось, была вполне довольна существующим положением вещей. Конечно, система управления по проводам не является полностью надежной. Первые серийные Lexus RZ будут поставляться также с традиционными механическими рычагами рулевого управления, прежде чем последующие модели будут поставляться с электродистанционными системами и хомутами в стиле научной фантастики. Несмотря на это, нетрудно понять, что Lexus действительно чего-то добивается.

Поэтому не удивляйтесь, если в какой-то момент, очень скоро, остальная автомобильная промышленность начнет внедрять свои собственные системы управления по проводам.

Если это так, и компьютеры и сервоприводы действительно будут лучше механических систем, однажды мы, вероятно, оглянемся на Lexus и назовем их законодателями моды, которые начали все это. И будем помнить, что это еще одна вещь, которую автомобильный мир получил от аэрокосмической отрасли.

Но почему-то мы не думаем, что авиационная промышленность будет ломиться в двери Lexus в поисках чеков на гонорары или чего-то подобного. Хотя, по общему признанию, это было бы справедливо.

Фото: Lexus
Фото: Lexus

Ознакомьтесь с видео-обзором прототипа Lexus RZ 450 от Engineering Explained ниже, если хотите узнать больше.

Чтобы включить русские субтитры необходимо: открыть видео в отдельном окне, нажать значок "настройка" внизу - затем "субтитры" - английский (создано автоматически) - перевести - выбрать "русский".

Источник: autoevolution

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале