Найти тему
ArtAlebrio

7 "наивных" современных авторов авторов. Примитивизм и наивное искусство.

Наивное искусство или искусство непрофессиональных художников нечасто попадает во внимание галеристов и арт-критиков. Однако работы наивистов, простые и открытые, могут быть не менее драматичны и даже художественно значимы, чем полотна признанных мастеров.

Наивное искусство, примитивизм - стиль живописи, очень близкий по восприятию к детскому рисунку. Простота  форм, сюжетов и условность образов - отличительные черты этого стилевого направления. И хотя искусствоведы различают эти понятия (наивное искусство и примитивизм), для первого знакомства с этими стилями различия не настолько уж и принципиальны.

Примитивизм (от лат. primitivus — первый, самый ранний) — это стиль живописи, в котором художник сознательно использует упрощенные формы, образы и выразительные средства при написании картины. Последователи этого направления пытались противопоставить академическому искусству эмоциональную ясность и лаконичность культуры, не испорченной современной цивилизацией. К примитивизму обращались в своем творчестве как художники-самоучки, так и профессиональные живописцы с классическим образованием.

Примитивизм. Мария Примаченко. Ушатка схватила рака
Примитивизм. Мария Примаченко. Ушатка схватила рака

Наивное искусство — это творчество художников без профессионального образования, которые при этом системно и постоянно занимаются живописью. В самом наиве можно выделить отдельные направления, например ар брют или аутсайдер-арт — искусство художников с психиатрическим диагнозом.

Очень важный вопрос для искусствоведов — как отличить наивиста от дилетанта. Критериями оценки творчества таких художников обычно служат самобытность и качество их работ. Большую роль играет и личность самого автора: посвятил ли он жизнь искусству, стремился ли что-то сказать в своих работах (живописных, графических, скульптурных).

Примитивизм. Александр Емельянов. Автопортрет, 2000-е. Частное собрание
Примитивизм. Александр Емельянов. Автопортрет, 2000-е. Частное собрание

Первый наивный

Наивное искусство существовало всегда. Наскальная живопись, палеолитическая скульптура и даже античные куросы и кариатиды — все это выполнено в примитивистской манере. Выделение наива как самостоятельного течения изобразительного искусства произошло не одномоментно: этот процесс занял более века и завершился в конце XIX столетия. Пионером этого новаторского течения стал Анри Руссо, французский художник-самоучка.

Примитивизм появился на волне негативного восприятия многими деятелями изобразительного искусства буржуазной культуры конца XIX века. В тот период в живописи массово возникали новые революционные течения:

  • фовизм;
  • экспрессионизм;
  • кубизм;
  • дадаизм;
  • пуантилизм.
Примитивизм. Камиль Бомбуа. Атлет
Примитивизм. Камиль Бомбуа. Атлет

Огромный вклад в зарождение примитивизма внесли признанные мастера живописи: Поль Гоген (Paul Gauguin), Анри Матисс (Henri Matisse), Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Черты примитивного искусства использовали в своем творчестве художники групп «Наби» (Франция), «Мост» (Германия), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (Россия). Непосредственная искренность образов и родство с природой проявляется во многих работах Пауля Клее (Paul Klee), Марка Шагала, Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani).

Примитивизм. Альфред Уоллис. Ньюлин
Примитивизм. Альфред Уоллис. Ньюлин

Каждый наивист формируется как художник в некой изоляции, навсегда остается замкнут в рамках собственных идей и собственного стиля и может всю жизнь работать с кругом вечных тем. Похожие композиции, похожие герои, все то же восприятие действительности, близкое к детскому. Разве что краски становятся более качественными, а холсты — масштабными. А теперь пройдемся по 10-и современным "наивным" художникам.

1. Рафа Макеррон (Испания)

Художник-самоучка Рафа Макеррон в прошлом был профессиональным велосипедистом и обучался на физиотерапевта. Сейчас же он является признанным мастером, создающим свои работы под влиянием комиксов и искусства 1950-х и 60-х годов, обладателем сугубо индивидуального стиля. Маккерона вдохновляют события и воспоминания, идущие из детства. В своих картинах художник использует насыщенные краски, изображая длинноногих, чужеземных существ, которые, несмотря на некий драматизм, совсем не выглядят агрессивными, скорее невинными и уязвимыми, находящимися в состоянии самоанализа и рефлексии. Художник также добавляет изображения трехмерных элементов и архитектурных форм, что создает сложные конструктивные пространства. Полотна Макеррона были представлены на многочисленных выставках, включая Art Miami. Художник является лауреатом премии в области живописи BMW.

-5

2. Мари Джонcон-Харрисон (Швеция)

Несмотря на то, что Мари родилась в семье творческих людей, талант и тяга к созданию произведений искусства проснулись в ней в зрелом возрасте. Вдохновением послужил ее отец − скульптор, купивший будущей художнице необходимые инструменты и лично сделавший деревянную коробочку для их хранения. На полотнах художницы разворачивается множество забавных сюжетов, которые всегда складываются в одну увлекательную историю и являются наивным отражением происходящего вокруг. Мари создает свои работы в традиционном жанре наивного искусства. Её полотна детализированы, но вместе с тем обладают простотой проработки и облегченностью образов. Выбор художницей наивного стиля обуславлен её желанием наиболее красочно описать повседневные ситуации, вкрапив в них элементы юмора и ощущения легкости бытия. Мари считает, что даже самый простой предмет заслуживает пристального изучения, а человеческие эмоции являются безграничным источником вдохновения. Помимо создания уникальных произведений искусства Мари Джонсон-Харрисон ведет арт-блог с названием «Наивный взгляд» (Naïve view). В нем художница делится подробностями творческого процесса с подписчиками со всего мира.

-6

3. Стейси Лавджой (США)

Стейси Лавджой из Портленда, штат Орегон, находит вдохновение в чопорных людях и создает свои работы с целью разбудить в них детей, мотивировать для  поиска своей уникальной миссии. Художница получила признание благодаря неповторимому стилю, в котором гармонично слились жанр псевдо-наивного искусства, абстракции и футуризма. Также на формирование уникального почерка оказало полученное архитектурное образование, которое находит явное проявление в прямых линиях и замысловатых формах, подобных футуристическим сооружениям. На первый взгляд картины художницы напоминают набор абстрактных фигур, но при детальном рассмотрении  в них отчетливо читаются привычные образы перьев, растений, животных. Создается ощущение, что работы мастера являются неким отражением привычного мира, увиденным в абстрактном зеркале. Работы Лавджой отличаются высокой интенсивностью цвета. Такого эффекта художница добивается с помощью особой техники, которая усиливает яркость красок и придает им характерное свечение. По словам Лавджой, искусство возвращает ее во время беспечного детства, где все были счастливы и простодушны, именно этим состоянием художница делится со зрителями через свои уникальные работы.

-7

4. Жюль де Балинкюр (Франция)

Художник Жюль де Балинкюр известен своей способностью объединять совершенно разные предметы и пространства в единый сплоченный образ. В своих картинах он преимущественно поднимает темы политического, социального или религиозного характера и интересуется двоякими физическими и метафизическими свойствами окружающих нас образов. Его работы делятся на два типа, порой передавая совершенно противоположные друг другу настроения. В одних мастер изображает абсолютную утопию и гармонию, другие же вселяют чувство хаоса. Полотна Балинкюра создаются с позиции постороннего, подвергая сомнению структуру власти, обнажая несправедливость и лицемерие, сохраняя при этом чувство юмора и самоиронии, что принесло ему известность. Подход Балинкюра к живописи, основанный на народном искусстве, отличается непревзойденным сочетанием сразу нескольких направлений: абстракционизма, наива, поп-арта, фольклора. В своей работе художник применяет уникальные методы, смешивая традиционные масляные краски с аэрозольными, а также используя трафареты и другие материалы. Для основы Балинкюр выбирает деревянные панели с зернистой фактурой, которой он добивается с помощью самостоятельно разработанной технологии.

-8

5. Евгений Лещенко (Украина)

Евгений Лещенко живет в городе Кривой Рог, считает себя отшельником. Писать яркие насыщенные картины художник стал еще в 1970-е, которые в то время не принимались арт-сообществом из-за нетрадиционности и чрезмерной наивности образов.  В поисках персонального стиля художник выработал свое собственное направление, в последующем назвав его «райский арт» (paradise art). Сложные узоры, переплетение геометрических форм, флоры и фауны, несчетное количество оттенков и ярких красок поражают высокой степенью деталировки, которая завораживает зрителя и дарит ему гармонию и умиротворение. На своих оригинальных полотнах Лещенко изображает больших насекомых и рыб, разноцветные деревья, добрых животных − фантастический мир, который, по словам мастера, полностью отражает его внутреннее мироощущение. В работах художника гармонично сочетается сюрреализм и наивные образы. Лещенко использует уникальную технику живописи, в которой сначала используется акрил, а потом, поверх него, масло. Каждое полотно обладает нарративной составляющей, которая легко читается при детальном рассмотрении работ художника.

-9

6. Сачио Икеда (Япония)

Основные особенности художницы Сачио Икеды – наличие чувства тонко подмечать прекрасное и способность с легкостью передавать едва уловимые моменты. Рассматривая работы художницы, можно почувствовать дуновение ветра, шорох листвы и другие мелочи, которым в повседневной жизни не уделяется большого внимания. Этот прием позволяет зрителю почувствовать себя главным героем произведений Икеды, перенестись в детство и вспомнить то прекрасное ощущение абсолютного восторга, беззаботности и любопытного отношения к окружающему миру. Колористически богатые, практически лишенные черного цвета, полотна художницы тщательно проработаны и напоминают непосредственные образы, красочно переданные в аниме фильмах Хайяо Миядзаки. Цель Сачио Икеды – постоянно удивлять себя и сохранять свежий взгляд на окружающую действительность.

-10

7. Стэфан Фэлтон (США)

Стэфан Фэлтон закончил институт искусств в Сан-Франциско. Как и остальным художникам, представляющим жанр современного псевдо-наива ему не интересно создавать свои работы используя существующие нормы. На первый взгляд может показаться, что искусство Стэфана Фэлтона чрезмерно просто, так как состоит из незамысловатых образов, представляющих собой цветные линии на крупных белых полотнах. Художник же ставит перед собой довольно понятную и четкую цель − разработать новый язык живописи. И его язык тотального минимализма в искусстве разрушает все существующие традиционные барьеры. Фэлтон видит в своих картинах не просто символы и формы, но и действия. Одним из примеров его экспериментов является выставка «Это кит», впервые показанная в Париже в 2014 году и посвященная роману «Моби Дик». Художник представил зрителям серию работ, на которых изображены основные события, разворачивающиеся в романе, образы кита, лодки, паруса, течения, волн, стрел, кинжала, гарпуна и чайки. При такой простой подаче, не содержащей абсолютно никаких отвлекающих факторов, художник обращает внимание зрителя на конкретные моменты, описанные в известном романе Германа Мелвилла.

-11

Примитивизм занимает достойное место в мировом изобразительном искусстве. Работы художников этого стиля потрясают своей первозданностью и чистотой.

Наперекор модным стандартам. Трое художников разных эпох, любящих рисовать пышнотелых красавиц.
ArtAlebrio6 сентября 2022
5 малоизвестных фактов из жизни Пабло Пикассо, которые не принято афишировать
ArtAlebrio10 сентября 2022

Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.