Те, кто регулярно заглядывает ко мне, заметили, что последний месяц я непривычно много стал писать об изобразительном искусстве. Это пройдет. Но скромный вклад в то, чтобы напомнить ряд интересных авторов, я внес.
Сегодня темой разговора будет советская графика. Помните же, как много было замечательно иллюстрированных книжек. Сейчас интересной литературы издают гораздо больше (не по тиражам, а по наименованиям), но такого же уровня оформление встречается не часто, к сожалению.
И среди иллюстраций всегда было много графики. Масляная живопись - это все-таки другая тема. Картины в тяжелых рамах. А тут - карандашная легкость. Наверно, над рисунками художники все же не сидят годами, как над некоторыми картинами. Сколько лет писал Иванов “Явление Христа народу”?
Хотя почему сразу карандаши? Тут разные техники. Как отмечает доцент кафедры графики и дизайна института художественного образования Анна Филимонова, в 1940-60-е преобладали линогравюра и литография. Со второй половины столетия преобладает глубокая печать: сухая игла, офорт, акватинта. А еще была ксилография (гравюра на дереве, древнейшая техника).
Как действует плоская печать? У формы, как понятно из названия, нет рельефа. Только водоотталкивающие и водопоглощающие участки по-разному реагируют на жирную краску. Ее валиком наносят на известняковый камень или пластинку из цинка либо алюминия.
К такой технике относится литография. Если в подробностях, то на камень специальным карандашом или тушью наносят изображение. Поверхность травят смесью кислоты с гуммиарабиком. Участки, покрытые литографской тушью, легко примут краску. Остальные ее оттолкнут. С окрашенного камня делают оттиск на бумаге. И тут вам настоящие 50 оттенков серого.
А если в названии линогравюры вам померещился линолеум, то вам не померещилось. Все так и есть. Изогнутыми стамесками в нем вырезают углубления, формирующие рисунок. А дальше знакомая процедура: прокатываем валик с краской. Здесь получается контрастная графика.
Тогда вас, наверно, интересует, а как же тогда получается цветное изображение. Для каждого цвета создают отдельную печатную форму, а потом все их совмещают.
Вам также стоит прочесть: