Глава 13
Увидеть Париж…
- Тебе нравится? – спросила Марта.
- Очень, - ответила Ксюша, вертясь перед зеркалом.
Откуда в магазине возникло это зеркало во весь рост, Ксюша не знала. Просто, когда Стася принесла платье для примерки, зеркало стояло во второй комнате. Лишних вопросов, как обычно, не задавалось. Девушка с удовольствием разглядывала свое будущее платье. Не 18-19 век, но и совсем не современное, хотя очень женственное, с этим не поспоришь. И непонятно, что именно придавало ему такой шарм: то ли линия плеча, создающая покатый силуэт, то ли пышная юбка, подразумевающая наличие еще и нижней юбки, то ли прилегающий лиф платья, выгодно и красиво подчеркивающий высокую грудь и тонкую талию Ксюши. Ткань была нежно-голубого, точнее, небесного цвета в белый горошек, все такое воздушное, девичье… «Похоже, стиль 50-х годов, - подумала девушка. – Интересно, к чему бы это?»
- По-моему, отлично, - произнесла Стася, обходя со всех сторон Ксюшу. – Еще будет белый воротничок и кушак. Аксессуары сами подберете? Или помочь?
Последний вопрос был явно адресован Марте. Хозяйка встала, подошла поближе и задумчиво осмотрела Ксюшу. Взяв ее за руки, она медленно повернула ее вправо, потом влево, решая в уме какую-то задачу.
- Ты знаешь, Стася, пожалуй, у меня кое-что есть. Мне кажется, что сумочка, перчатки и шляпка цвета сухой горчицы сделают образ вполне стильным. Как ты считаешь?
- Согласна. Но туфли, пожалуйста, приобретите белые. Не стоит перебарщивать с цветовыми пятнами.
- Я тоже так подумала, - кивнула Марта. – Купим простые белые остроносые лодочки, да?
- Да, - ответила модистка. – Ты же знаешь, где их найти?
- Конечно, - улыбнулась хозяйка.
— Вот и славно. Тогда послезавтра ждите меня с готовым платьем.
Когда за Стасей закрылась дверь, Ксюша повернулась к Марте:
- Зачем это все, можно спросить? – поинтересовалась она.
- Пока не скажу, - улыбнулась хозяйка. – Сюрприз. Завтра у тебя выходной, сходи пожалуйста вот в этот магазин и купи туфли, о которых мы говорили. Пусть запишут на мой счет. Держи.
Марта протянула девушке какой-то кусочек картона, оказавшийся визиткой магазина сценической одежды и обуви. Ксюша удивленно посмотрела на хозяйку.
- Не делай такое изумленное лицо. А где еще, по-твоему, можно приобрести обувь в ретро-стиле? Запомни: простые белые лодочки с заостренными носами в стиле 50-х годов. И еще пожалуйста захвати там для меня белые атласные перчатки, я им звонила, должны были отложить.
***
- А зачем тебе в магазин сценической одежды? – удивленно спросил Андрей.
- Нужно один туфли купить. Для работы нужно, - пояснила Ксюша.
- Ты вроде говорила, что в магазине работаешь?
- В магазине. Андрюш, ну бывают у нас такие случаи, как бы сказать-то? Нестандартные, что ли. Я как-нибудь потом расскажу тебе, ладно?
- Хорошо, - согласился Андрей, но было видно, что он мало что понял.
Ксюша примерила туфли, они прелестно сидели на ножке, делая ее еще более изящной. Продавец, очень милая женщина, лукаво подмигнув, сказала:
- У Вас очень изящные щиколотки, юная леди. И запястья, как я погляжу, тоже такие тонкие. Это признак аристократизма, Вы не знали?
- Да какая из меня аристократка? – рассмеялась девушка. – Моя семья настолько простая, что проще уж не придумаешь.
- А Вы «Мастер и Маргарита» читали? – спросила женщина с улыбкой.
- Конечно, одна из моих любимых книг!
- Помните, как говорил Воланд: «Да, прав Коровьев! Как причудливо тасуется колода! Кровь!». Так что, дорогая, Вы не можете знать всей своей подноготной. «Ах, королева! Вопросы крови – самые сложные вопросы в мире». Это уже Коровьев.
- Интересный у Вас магазин, - произнес вдруг Андрей.
- Ну, молодой человек, есть и более интересные. Например, тот, в котором служит Ваша прелестная спутница, - парировала женщина и опять повернулась к Ксюше. – Туфельки берем? Отлично, не пожалеете. Да, еще вот эту коробку для хозяйки заберите. Белые атласные перчатки, как и заказывали. Запишу на ее счет.
- Спасибо, - ответила Ксюша.
Забрав покупки, молодые люди направились к выходу и уже у самой двери услышали:
- Марте поклон передавайте.
- Спасибо. Обязательно, - ответила Ксюша, обернувшись, не замечая, как нахмурился Андрей.
- Марта? – спросил он, когда они вышли на улицу. – Кто это?
- Моя хозяйка, а что? Почему ты так удивлен?
- Нет, ничего. Наверное, просто совпадение, - пробормотал Андрей. – Ну что? Может быть в парк? Прогуляемся, потом посидим где-нибудь?
- Отличная идея, - улыбнулась Ксюша.
Реакция Андрея показалась ей немного странной, но она быстро отогнала от себя эти мысли. Мало ли, кому что померещится. Ксюша периодически рассказывала ему истории о магазине, обходя стороной то, что касалось, так сказать, нестандартных моментов. Она просто не знала, как молодой человек среагирует, опасаясь, что ей не поверят или скажут, что она все это нафантазировала. «Как-нибудь потом, когда мы станем ближе друг другу, - думала она. – Если станем». Действительно, с того самого момента, когда Андрей произнес фразу «Я бы тебя не бросил», ничего особо не изменилось. Они продолжали встречаться, но, как и прежде, как близкие хорошие друзья. Он не сделал ни одной попытки обнять или поцеловать девушку хотя бы в щеку, даже за руку брал ее лишь изредка, когда того требовала элементарная вежливость, ну или забота о ней. Много раз Ксюша порывалась сделать первый шаг, но каждый раз что-то останавливало ее, будто внутри срабатывал некий тормоз, предостерегающий ее от дальнейших действий. «Пусть все идет, как идет, - решила она. – Буду просто наслаждаться его обществом, а там видно будет». Если бы она рассказала про свои метания бабушке, та точно поддержала бы ее. Бабушка, как человек старой закалки, считала, что первый шаг всегда должен делать мужчина. А может быть, она права?
***
Прошло несколько дней, Стася давно доделала платье, оно висело в чехле за ширмой, дожидаясь своего часа. Жизнь в магазине текла своим чередом, ничего примечательного не происходило, за исключением, пожалуй, того, что старинный телефон был убран с подставки и спрятан в шкаф. Видимо, как и платье, дожидался своего часа. Ксюша трудилась, как обычно, не задавая вопросов. Никаких особых праздников в ближайшее время не намечалось, поэтому работа шла более-менее спокойно. Сегодня была суббота, и девушка с нетерпением ждала выходного дня, ведь они с Андреем собирались поехать за город прогуляться на природе, Андрей, кстати, обещал устроить пикник.
После обеда планам было суждено резко измениться.
- Завтра сможешь выйти на работу? – спросила Марта. – Выходной дам тебе в другой день. Если хочешь, то на следующей неделе возьмешь три дня подряд: пятницу, субботу и воскресенье.
- Ой, у меня планы были… Но если необходимо, то, конечно, выйду.
- Особой необходимости нет, смотри сама. Просто завтра предоставится случай выгулять твой новое платье, - хитро сказала Марта. – Это будет обещанный сюрприз.
- Я приду, - ответила Ксюша.
Она позвонила Андрею и отменила воскресные мероприятия.
- Извини, но мне придется выйти на работу, - виновато сказала девушка. – Давай в другой раз, а? У меня на следующей неделе три выходных подряд. Может быть, тогда и организуем?
- Хорошо, - растерянно согласился Андрей. – Насчет следующих выходных подумаем. Странно, зачем это нужно, чтобы ты обязательно вышла завтра?
- Ну, так получилось. Я потом расскажу. Не сердись, ладно?
- Даже не думал, - ответил Андре. – Ладно, пока. Созвонимся.
Он отключился, а у Ксюши остался неприятный осадок, уж больно холодно разговаривал Андрей. Похоже, что он обижен или у него были какие-то свои мысли по поводу их завтрашнего пикника, а Ксюша спутала планы. Ну что ж, он никаких намеков ей не делал…
***
Утром, как и просила Марта, Ксюша пришла на работу к восьми часам. Как обычно, приветливо прозвонил колокольчик над входной дверью.
— Это ты, дорогая? – послышался голос Марты. – Пожалуйста, запри дверь и повесь табличку «закрыто».
Ксюша сделала все, что приказала хозяйка и зашла во второй зал. Марта стояла к ней спиной возле ширмы, на которой висело голубое в горошек платье. На Марте был элегантный приталенный костюм из ткани пудрово-розового цвета, отделанный белой тесьмой, на тщательно уложенных крупной волной волосах красовалась белая шляпка, на ногах розовые лодочки, в руках женщина держала те самые атласные перчатки, на столике стояла белая сумочка из лакированной кожи.
- Дорогая, переодевайся поскорее, время дорого. Традицию утреннего кофе нарушать не будем, лишь осуществим ее в другом месте.
Девушка быстро переоделась, Марта собрала ей волосы в аккуратный низкий пучок и затянула сеткой, затем надела ей на голову кокетливую шляпку, заставила натянуть перчатки и повернула к зеркалу. Ксюша невольно залюбовалась собой. Оттуда на нее смотрела хорошенькая девушка примерно середины 50-х годов, она повертелась перед зеркалом и улыбнулась своему отражению.
- Хороша, - сказала Марта, рассмеявшись. – А теперь присядь в кресло поудобнее и закрой глаза, моя дорогая Дороти. Мы опять покидаем Канзас.
Когда Ксюша открыла глаза, у нее немного кружилась голова. Марта сидела в кресле напротив, кокетливо сдвинув ноги вбок.
- Как ты, дорогая? Голова немного шумит? Ничего, сейчас пройдет. Вот, возьми-ка, - она протянула Ксюше сумочку под цвет шляпки и перчаток. – Теперь образ завершен. Ну что, готова выпить традиционный утренний кофе?
- Марта, где мы? – спросила тихо Ксюша.
- Ты же мечтала увидеть Париж, - улыбнулась хозяйка. – Прошу!
Они вышли из магазина, Марта заперла двери, взяла Ксюшу под руку и повела по явно хорошо ей, Марте, знакомым улицам. И, черт возьми, это действительно был Париж!!! Ксюша изо всех сил вертела головой, разглядывая дома и витрины.
- Ксения, не вертись, ты так оступиться можешь. Мы обязательно прогуляемся по интересным местам, а пока идем пить кофе. Они свернули в переулок и зашли в дверь небольшой уютной кофейни. Увидев элегантно одетых женщин, хозяин приветливо улыбнулся и заговорил по-французски:
- Bonjour! Тout ce que veulent les femmes? (Добрый день! Что угодно дамам?)
Марта быстро заговорила, Ксюша, естественно, не понимала ни слова. Хозяин кивнул, что-то ответил и повернулся спиной к стойке. Марта провела Ксюшу к столику возле окна и предложила присесть.
- Я заказала кофе и круассаны. Устроим себе французский завтрак. Я обожаю эту кофейню. Всегда захожу сюда, когда бываю в Париже. Ее держит одна семья на протяжении лет ста, не меньше.
- Сейчас какой год? – спросила Ксюша.
- 1957.
- Марта, откуда Вы так хорошо знаете французский?
- И не только французский. Девочка моя, я ведь говорила тебе: я очень стара, я древняя, - улыбнулась Марта. – Сейчас мы с тобой немного прогуляемся по утреннему городу, затем зайдем к одному моему давнему другу, поговорим о деле, а потом он сопроводит нас в нашей дальнейшей прогулке.
Они прошлись по улицам исторического центра Парижа, Ксюша никак не могла поверить, что она здесь. Она рассматривала решетки на окнах, витрины магазинов, маленькие кафе на первых этажах и слушала Марту.
- Ты знаешь, на каждом из домов эти кованые решетки со своим узором, двух одинаковых домов нет. Практически все первые этажи домов — это магазины или кафе. И еще видишь трубы на крышах? Это каминные трубы.
- В каждом доме камины? – удивилась Ксюша.
- Да. Это в твоем времени в Париже уже есть центральное отопление, а в 57 году его не было. В твоем времени на этих трубах можно увидеть перевернутые глиняные горшки, как цветочные.
- Зачем?
- Они загораживают дымоходы. Самое дорогое жилье здесь – это последние этажи домов, из которых есть выход на крышу. Тогда на крыше можно сделать небольшой садик.
- Как интересно! – воскликнула Ксюша.
- Мы пришли, - вдруг сказала Марта, останавливаясь перед одним из домов. – Нам сюда.
Она увлекла Ксюшу в магазин, расположенный на первом этаже, это был магазин мужской одежды, и не только. По стенам располагались шкафы из полированного дерева, на полках которых разместились ряды галстуков, шейных платков, в коробочках за стеклянными витринами блестели запонки и галстучные булавки, в дальнем углу девушка заметила стойку продавца, рядом с которой свисали тяжелые портьеры, из-за которых тут же навстречу им вышел элегантно одетый мужчина в дорогом костюме.
- Марта! – воскликнул он.
- Эжен! Привет, дорогой! Предупреждаю: моя спутница ни слова по-французски не знает.
— Значит, будем общаться на русском, - улыбнулся мужчина. – Позвольте представиться, мадемуазель. Эжен, владелец этого мужского царства.
- Ксения, - ответила Ксюша.
- Вы очаровательны, Ксения, - ответил мужчина, припадая к ее руке.
Девушка смутилась, Марта улыбалась. Мужчина повернулся к ней:
- Ты, как всегда, безупречна, дорогая! Не меняешься!
- Спасибо, дорогой, - ответила женщина. – Кстати, Ксения в Париже впервые.
- О, это великолепно! Значит, я организую Вам увлекательную прогулку. Мы объедем весь Париж, обязательно поднимемся на Монмартр, погуляем в Тюильри, прокатимся по Сене на кораблике. И обязательно выпьем шампанского на Трокадеро вечером, глядя на Эйфелеву башню. А потом в Мулен Руж!
- Насыщенная программа, - засмеялась Марта. – У Ксении останутся неизгладимые впечатления. Но сначала о деле. Держи, это тебе.
Марта протянула Эжену большой пакет, из которого он достал тот самый телефон.
- Ты думаешь, это поможет? – как-то тоскливо спросил он.
- Думаю, да, - уверенно ответила Марта. – Иначе почему вдруг эта вещь должна обязательно перекочевать к тебе? Причем, похоже, навсегда.
- Буду надеяться, - ответил мужчина.
- Он так и не появлялся? – спросила Марта
- Нет дорогая, - вздохнул Эжен. – С тех самых пор, как мы поругались. Я не должен был так с ним говорить, это же его жизнь, его выбор. Молодость не умеет прощать…
- Ничего. Все наладится, - успокаивала его Марта. – А пока давай развлекаться.
***
Эжен весь день возил женщин по Парижу, увлекательно рассказывая о родном городе, перемежая исторические факты с байками. Такой увлекательной экскурсии у Ксюши не было никогда. Проезжая мимо Лувра, Марта шепнула ей:
- Обрати внимание, дорогая: тебе выпал шанс воочию увидеть Лувр до того, как перед входом построили ту уродливую пирамиду. Когда посетишь Париж в своем времени, поймешь, о чем я говорю. И на галерее Нотр-Дам тебе удалось побывать, к счастью. Ты же знаешь, что в твоем времени это стало невозможным…
Впечатления переполняли Ксюшу. Особенно когда они все втроем пили розовое шампанское с клубникой на площади Трокадеро, глядя на подсвеченную Эйфелеву башню, и когда Эжен вдруг подхватил Ксюшу, и они закружились в танце прямо на смотровой площадке, весело хохоча, а Марта хлопала в ладоши. А прогулка по парку Тюильри, а катание на кораблике по Сене, а посещение галереи Лафайет, а поездка на блошиный рынок Сент-Уэн, на котором Марта купила для Ксюши на память очаровательную фарфоровую фигурку маленькой пастушки, а обзор города с Эйфелевой башни, а Монмартр с его уличными кафе и художниками, а феерическое представление в Мулен Руж!..
- Когда будешь в Париже своего времени, обязательно поднимись на башню Монпарнас, - шептала Марта. – Оттуда вид незабываемый!
Жаль, что нельзя было достать телефон и сделать хотя бы несколько кадров…
Вернулись домой они, как ни странно, к закрытию магазина.
- Я ничего не понимаю, - растерялась Ксюша. – Из Мулен Руж мы вышли уже поздно ночью. А сюда вернулись к шести вечера?
- Мы сделали так, как нам удобно, - хитро ответила Марта. – Переодеваться будешь? В принципе, в этом времени тоже такое носят.
- Переоденусь. Чтобы лишних вопросов от бабушки не было, - так же хитро ответила Ксюша.
- Молодец! – хохотнула хозяйка.
Усталая и довольная, Ксюша вышла на крыльцо и хотела уже запереть дверь, как ее окликнул знакомый голос. Обернувшись, она увидела рядом с собой Андрея.
- Привет. Я тут подумал: а зачем терять такой прекрасный вечер? И решил подождать тебя.
- Ой, как здорово! Я, конечно, устала, но с удовольствием погуляю с тобой!
Внезапно дверь магазина распахнулась и на пороге возникла Марта.
- Точно! Я не могла ошибиться, услышав этот голос! Андрэ, как ты можешь так себя вести?
- Марта?! – совершенно обалдело воскликнул Андрей. – Не может быть…
Продолжение СЛЕДУЕТ
Предыдущая глава ЗДЕСЬ
Начало ЗДЕСЬ
Все главы ЗДЕСЬ
Вам понравилось? Ставьте лайк)))
Заходите и подписывайтесь на мой КАНАЛ .