Найти тему

Некоторые взгляды на халифат Муавии (продолжение) + вопрос присяги Муавии + вопрос войны с хариджитами

Есть письменные сообщения, что Муавия в последующие годы сказал своему сыну Йазиду: «Знай, что эта должность их (Ахли Бейта) право»
Есть письменные сообщения, что Муавия в последующие годы сказал своему сыну Йазиду: «Знай, что эта должность их (Ахли Бейта) право»

(предыдущая статья здесь)

Имам очищает людей от грехов, освобождает от вины. Он выделяется качеством знания, мягкость - его характерное качество. Он - установление религии, достоинство мусульман. Он притягивает к себе ненависть лицемеров. Он причина для гибели неверных. Имам - это единственный человек эпохи. Никто не сможет достичь его уровня. И ни один ученый не сравниться с ним. Ему нет альтернативы. У него нет похожего и подобного. Он выделяется качеством добродетели. Все добродетели сосредоточены в нем. Однако он не достиг их старанием или по своему желанию. Наоборот, эта добродетель является присущим для него качеством, которое даровал ему Аллах»[1].

В свете этих истин мы можем сказать следующее:

Несмотря на то, что право на халифат было безусловным правом Хасана, Муавия с помощью различных путей забрал эту должность. Однако, Муавия не обладал необходимыми качествами халифа ни согласно правовой науке (фикх) Ахли Бейт, ни согласно воззрениям Ахли Сунны.

Он не имел никакого отношения к качествам имама, которые мы приводили выше со ссылкой на слова имама Ризы. Поэтому в действительности Муавия незаконно отобрал власть у Хасана. Потому что имамат был лично Аллахом передан детям Али. Хадис нашего пророка: «После меня халифат будет длиться 30 лет, а затем начнет эпоха царства» свидетельствует, что халифат Муавии был незаконным, то есть, по сути, Хасан передал Муавии уже царство.

Халифат - это положение, которые было даровано Аллахом детям Али и Фатимы. И никто не может его присвоить.

В связи с этим наш пророк сказал следующее: «Эти два моих малыша, не зависимо от того, будут они сидеть или стоять, являются имамами».

(Есть письменные сообщения, что Муавия в последующие годы сказал своему сыну Йазиду: «Знай, что эта должность их (Ахли Бейта) право»).

Муавия и сам признавался, что «я пришел к вам не для того, чтобы вы читали намаз, держали пост, а, чтобы править вами». То есть, другими словами Муавия не претендовал на халифат, а Хасан - на царство.

Здесь еще раз напомним, что имам Хасан не называл Муавию халифом и не присягал ему.

ВОПРОС ПРИСЯГИ МУАВИИ

Кулайни в связи с поведением имама Хасана в отношении монархии Муавии пишет следующее: «Имам Хасан поставил условием, что не будет называть и признавать Муавию повелителем правоверных»[2].

В предании Ибн Бабавайха и других говорится: «Имам Хасан поставил условием, что не будет свидетельствовать о чем-либо в присутствии Муавии»[3].

С другой стороны, Динавари в труде под названием «аль-Имамат'у ва'с-Сийаса» сообщает, что «имам Хасан присягнул Муавии как имаму». Однако, очень многие ученые это не признают.

С этой точки зрения, Рази Али Йасин в качестве довода приводит собственные слова Муавии.

«После того, как Муавия заключил мир, то словами «я воевал с вами не ради намаза и закята, моя цель была лишь власть над вами» дал понять, что он не являлся халифом в религиозном смысле этого слова. Наоборот, он аргументировано объяснил, что его цель монархия, он подобно другим царям тратит все силы не на то, чтобы люди читали намаз и выплачивали закят, а на власть над народом. Также он признал особое положение имама Хасана обещанием, данным имаму Хасану, что «без твоего ведома не будут вершиться дела», и тем более словами, сказанными Йазиду, о детях Пророка - «поистине, это их право». Это означало ничего иного как признание за ним должности халифа и его авторитета»[4].

Во многих источниках, где рассматривается вопрос заключения мира, используется выражение «отдаление от власти»[5].

То есть, согласно эти выводам, слово «передача дел», которое проходило в тексте соглашения, означало «переход к монархии». Имам Хасан не принял Муавию в качестве халифа или имама.

ВОПРОС ВОЙНЫ С ХАРИДЖИТАМИ

Во время возвращения имама Хасана в Медину на некоторых окраинных территориях Ирака начались восстания хариджитов. Муавия хотел привлечь Хасана в войне с хариджитами. В этот момент добрался до местности Кадисийа.

В ответ он написал следующее письмо Муавии: "Если бы я хотел воевать с единоверцами (с теми, с к кем я разделяю направление в молитве), то тогда мне следовало в первую очередь воевать с тобой»[6].

Согласно другому преданию, сообщают, что Хасан сказал Муавии так: «Когда мне было позволено воевать с тобой, я ради спокойствия уммы и сохранения связей среди них отказался от этого. Теперь ты хочешь, чтобы я воевал рядом с тобой?»[7].

В действительности имам Али сказал следующее о том, чтобы после него не воевали с хариджитами: «После меня не воюйте с хариджитами. И доказательство тому это: "те, кто в поисках истины впал в заблуждение (хариджиты) не подобны тем, кто вышел в поисках лжи и обрел ее (Муавия)» (Расул Джарийан, «Политические и интеллектуальные аспекты жизни безгрешных имамов»).

Имам Хасан после заключения соглашения некоторое время оставался в Куфе, однако, поскольку здесь было неспокойно, он предпочел перебраться в Медину. Так как в Медине он подвергался сильнейшему давлению. Настолько, что даже на встречах, где имам лично присутствовал, оскорбляли имама Али[8].

Возвращение имама Хасана в Медину для него самого сказалось не в лучшую сторону. В это время наместником Медины был Марван. Он проявлял неуважение к достопочтенному Хасану. Он даже запрещал близким друзьям Хасана навещать его.

Марван получал удовольствие от того, что поносил Али в присутствии имама Хасана. И он даже заставил некоторых людей говорить оскорбления и в адрес Хасана[9].

(продолжение следует)

Статья подготовлена с использованием переводов трудов Проф. Др. Хайдара Баша

[1] аль-Кафи, т. 1, с. 347 - 351, речь имама Ризы

[2] Мир имама Хасана, с. 325

[3] Илал’уш-Шараи, с. 81

[4] Рази Али Йасин, Мир имама Хасана, с. 329

[5] Мухтасар-у Тарих’ил Араб ва’т-Тамаддун’ил Ислами, с. 61

[6] Ибн Асир, аль-Камиль, т. 3, с. 208; Хайату’л имам Хасан бин Али, т. 2, с. 279

[7] Балазури, Ансаб’ул Ашраф, т. 2, с. 46

[8] аль-Иршад, Шейх Муфид, с. 173

[9] Тарих’ул Хулефа, Суюти, с. 190