Найти в Дзене

Как перкуссия усложняет трек, не добавляя ничего

Ладно, заголовок кликбейтный, на самом деле я взял самый популярный ответ из недавнего опроса в телеграме "О чем вы хотите почитать" и немного его доработал. А так конечно напишу о перкуссии, не добавляющей ничего в мелодии/гармонии (что логично).

Еще в бытность свою младенцем аранжировщика я обнаружил, что сколько перкуссии не добавляй, а трек ей не испортишь. Чем пользовался и тогда, и на самом деле сейчас. А когда немного подрос, то задался вопросом — почему так случилось?

Зайдем со звукорежиссерской точки зрения — у музыки (да и звука вообще) есть 3 направления развития (так что музыка вполне себе трехмерна). Это:

  1. Высота — собственно частота, на которой расположен основной тон звука (Выше/ниже)
  2. Ширина — она же панорама (лево/право)
  3. Глубина — насколько сигнал тихо или громко звучит (ближе/дальше)

Понятно, что какая-то высота есть у каждого инструмента, но для нас важна высота инструмента мелодического (дающего ноту) или гармонического (дающего аккорд). Так что условно считаем, что у барабанов и перкуссии высоты нет (хоть это и не так).

А значит мы можем при написании перкуссии не ориентироваться на мелодию или гармонию песни (потому что условно любая перкуссия будет звучать прекрасно в любой тональности). А на что же тогда ориентироваться?

Очевидно на ритм (и громкость этого ритма)☝️Возьмем обычный "Tropical House" трек, которых полно в интернете. А лучше — найти заранее заготовленный проект (чтобы у нас был понятный темп в "BPM").

Скорее всего ничего сложного в начале трека не будет, а барабаны просто будут играть по метрике — бочка на сильную, а снейр на слабую. И если добавлять инструменты в подходящей метрике, но самыми разными наборами ритмов (состоящих из 8х, 16х, 32х, триолей разных видов), то о чудо — они почти не будут создавать каши.

Понятно, что есть определенные стандарты: шейкер играет прямой ритм 16ми, на бонго нужно отбивать что-то умеренной сложности, тамбурин добавляет акценты в четверти. Но из-за разницы тембров этих инструментов и из-за четкого соблюдения ритмики и рисунков этой ритмики мы получаем по сути один сложный ритм, состоящий из кучи разнотембровых инструментов. Так кстати барабанная установка работает.

К тому же и динамику его можно контролировать. Не только громкостью, но и добавлением/убиранием инструмента/тембра. А если еще раскидать по панораме, то можно получить богатый и сложный трек с минимальным набором мелодико-гармонических изменений. Так, кстати, работает афро-кубинская музыка и оттуда я это знание и подчерпнул.

Так что слушайте музыку, анализируйте музыку, любите разную музыку. И все это — непременно с кайфом✌️

_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._

Telegram канал
"Записки Аранжировщика"

Подкаст
«Слышь!»

Как писать оркестровку. Базовые знания.
Записки Аранжировщика21 апреля 2022