Найти в Дзене
4 сентября в 19:30 в МАММ состоится встреча с легендарным фотографом Валерием Плотниковым в рамках его выставки «Герои своего времени». Попасть в объектив Плотникова было синонимом большой карьеры. Это знали как звёзды российского кино, театра и музыки, так и молодые художники. Своих героев Плотников выбирал сам — и всегда безошибочно. Создавая фотопортреты, Плотников мучительно искал единственно возможный вариант постановки. Во время съёмки он «мучил» своих героев, но в результате каждый из портретируемых гордился фотографией Плотникова, умевшего проявить в человеке главное. Владимир Высоцкий ненавидел фотографироваться. С Валерием Плотниковым его связывало тринадцать лет плотного и плодотворного сотрудничества. Валерий Плотников — автор сотен знаковых портретов, запечатлевших тех, кто определял лицо отечественной культуры второй половины XX века: Владимира Высоцкого, Иосифа Бродского, Михаила Барышникова, Святослава Рихтера, Олега Янковского, Вячеслава Зайцева, Андрея Миронова, Мстислава Ростроповича, Александра Ширвиндта и многих других выдающихся деятелей искусства. На встрече Валерий Плотников поделится секретами своего мастерства, а также расскажет «интимные» истории о том, как он работал со своими героями. Выставка «Герои своего времени» открыта в МАММ до 14 сентября. 🎟 Подробности и билеты.
7 часов назад
Едва ли в мире найдётся более именитый фотограф, чем Папараццо — персонаж культового фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Его имя стало нарицательным и дало название целому направлению в журналистике – профессии папарацци. После выхода фильма на экраны так стали называть уличных фотографов, которые специализируются на съемке знаменитостей и в погоне за сенсационными кадрами часто бывают чересчур назойливы. Сюжет «Сладкой жизни» основан на подлинных историях итальянских фотографов. Работая над авторской версией сценария, Феллини искал вдохновение в общении с теми, кто не раз снимал звездных гостей Рима. Режиссер приглашал фотографов за столик в кафе, предлагал выпить, и в такой дружеской атмосфере они с удовольствием делились с Феллини умопомрачительными случаями из своей карьеры. «Я провел много вечеров болтая с Тацио Секкьяроли и другими фотографами с виа Венето, узнавая секреты их профессии, – рассказывал Феллини. – Как они выслеживали свою добычу, как игрались с ней, как адаптировали съемку под запросы разных газет. Они рассказывали уморительные истории о многочасовых засадах, изобретательных планах побега и драматичных погонях». До 14 сентября в МАММ открыта выставка Рино Бариллари — фотографа, которого «королем папарацци» называл сам Федерико Феллини. На выставке можно увидеть не только снимки Бариллари, но и его самого на снимках коллег. Также мы покажем легендарный фильм Феллини «Сладкая жизнь» в киноклубе МАММ. 📸 Неизвестный автор. Группа папарацци на виа Венето (Рино Бариллари, Паоло Павия, Джильберто Петруччи, Гульельмо Колуцци). 1960-е При поддержке генерального партнера Belle Epoque
1 день назад
Мы не в силах продлить лето, но точно можем продлить выставочный сезон. Выставки биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2025» открыты в МАММ до 14 сентября. Успейте увидеть работы классиков и современных фотографов: культовые снимки звезд XX века авторства Рино Бариллари и Жана-Мари Перье, архивные фотографии советских знаменитостей Валерия Плотникова, сюрреалистичный проект Дмитрия Булина и современную фэшн-фотографию Данилы Головкина, а также победителей и лауреатов грантовой программы Фонда Still Art. Изучив фотографию, предлагаем отправиться на выставку «Другое измерение» Гарифа Басырова — художника и иллюстратора, без которого история современного отечественного искусства второй половины XX века. А завершить осмотр можно на -1 этаже — в музейном магазине представлен проект Ирины Успенской «Легче, чем воздух». Уловите лёгкое дыхание уходящего лета в работах с одуванчиками, которые можно приобрести в собственную коллекцию.
3 дня назад
Опять дожди ☔️ Самое время укрыться в МАММ и открыть для себя новые выставки. 📸 Жан-Мари Перье. Катрин Денёв. Франция, Париж. Июнь 1964. Собрание Галереи Люмьер
5 дней назад
30 августа в 17:00 в МАММ пройдёт лекция «Стиль фотографии как непереводимый жест: что ускользает от языка других искусств» Александра Маркова — философа, историка культуры, приглашённого профессора ряда зарубежных университетов, специалиста по интерпретации изобразительного искусства, анализу классических и современных произведений. Фотография — это не перевод, а свидетельство ускользания. В отличие от живописи или кино, она фиксирует не образ, а сам момент его исчезновения. Жан-Мари Перье снимал не «звёзд», а их мимолётные провалы в человеческое — морщинки, зевки, случайные тени. Настоящая стильность рождается в трещинах идеального фасада. Непереводимость его фотографий, как и работ других мастеров, — это не недостаток, а условие подлинности. Как слова с уникальными культурными обертонами (по Барбаре Кассен), так и фотографии звёзд сохраняют то, что теряется при тиражировании: интимность жеста, неочевидность взгляда. На лекции мы рассмотрим, как непереводимость и неочевидность изображаемого связаны с понятиями хрупкости, незавершённости, открытого произведения, интимности и лёгкости. Стиль в фотографии — не маска, а «плоть мира», запечатлённая в случайном повороте головы или полуулыбке. Мы поймём, что психология фотографии — вовсе не считываемые жесты, а несбывшееся, которое и является единственным смыслом каждого фотографического изображения. Лекция приурочена к выставке «От Битлз до Гальяно. Звёздная одиссея Жана-Мари Перье» 🎟 Билеты.
6 дней назад
26 августа в 19:30 в МАММ состоится лекция заведующего отделом культурно-просветительских программ МАММ Никиты Слинкина «Взгляд без приглашения: история папарацци». Лекция проходит в рамках образовательной программы к выставке «Рино Бариллари. Король папарацци». Слово «папарацци» вошло в употребление благодаря Федерико Феллини: в его знаменитом фильме «Сладкая жизнь» одного из героев — навязчивого фоторепортера — звали Папараццо. Вскоре после выхода фильма имя быстро стало нарицательным. Однако сама профессия существовала и до этого — более того, именно рассказы римских фотографов Тацио Секкьяроли и Пьерлуиджи Пратурлона легли в основу сценария «Сладкой жизни». Невероятная популярность фильма Феллини сделала папарацци общемировым феноменом. Они захватили весь мир, не оставив ни капли сомнений в том, что папарацци — одно из ключевых явлений в визуальной культуре второй половины ХХ века. На лекции Никита Слинкин расскажет об истории папарацци — от их зарождения на улицах послевоенного Рима до современности, когда скандальные фотографии звезд все часто оказываются сделаны случайными любителями. Мы рассмотрим самые яркие снимки и громкие скандалы в истории индустрии, а также обсудим этические вопросы, неизбежно возникающие при обсуждении этого явления. Подробности.
1 неделю назад
Создавая портрет знаменитого пианиста Святослава Рихтера, Валерий Плотников мог бы пойти по проторенной дорожке и запечатлеть музыканта сидящим за роялем. Просто и понятно! Однако Плотников решает действовать тоньше, он создает поэтичную и метафорическую композицию. На фотографии 1977 года Рихтер сидит в комнате с аскетичным интерьером, он одет в черную водолазку самого Плотникова, выделяющую на контрасте лишь голову и белые руки. Эти руки отражаются в натертой до блеска поверхности черного лакированного стола. Он кажется темным омутом, из которого вылезают белые руки с цепкими сильными пальцами. Фотограф акцентирует внимание именно на руках, на рабочем инструменте пианиста, а обилие черного в образе Рихтера вкупе с темным омутом стола вызывают чарующе-зловещие ассоциации. Увидеть романтический портрет Рихтера в исполнении Валерия Плотникова можно на выставке «Герои своего времени» в МАММ. 📸 Валерий Плотников. Святослав Рихтер. 1977 Проект реализован при поддержке Фонда Still Art
1 неделю назад
23 августа в 19:00 в рамках акции «Ночь кино» в киноклубе МАММ пройдет показ фильма Бернардо Бертолуччи «Ускользающая красота». Показ фильма приурочен к выставке «Король папарацци» классика итальянской фотожурналистики Рино Бариллари. В центре сюжета юная американка Люси, которая приезжает в Тоскану после смерти матери. В окружении художников, писателей и старых друзей семьи она ищет ответы на тайны прошлого, пытается обрести себя и впервые сталкивается с настоящей любовью. Посещение бесплатно по предварительной регистрации.
1 неделю назад
Есть в Париже улица, где оживленные разговоры заглушают гудение следующих мимо авто — Елисейские поля, важнейшая транспортная артерия города и самое сердце культурной жизни. Каждый день сюда стекаются люди искусства — художники и артисты, фотографы и музыканты. Неудивительно, что в 1960-е молодой фотограф Жан-Мари Перье, снимавший звезд мира музыки для журнала Salut Les Copains, каждое утро следовал именно туда. Среди бутиков и кинотеатров, кофеен и галерей в те годы на Елисейских полях находились офисы крупнейших глянцевых журналов, куда часто захаживали герои его снимков — будущие короли поп-музыки. Однажды в редакцию Salut Les Copains непринужденно забрёл певец Антуан, а Перье столь же непринужденно вывел его на улицу, усадил на трон перед Триумфальной аркой и сфотографировал. «Слушай, раз он здесь, давай сделаем фото!», — сказал я своему ассистенту. «Найди кресло и собаку, и снимем его прямо посреди проспекта». Клянусь, всё было именно так, — вспоминал Перье, — Мы устроились посреди улицы. Нам и в голову не пришло запрашивать у кого-либо разрешение. Никто нам не мешал, да что там — посмотрите, даже полицейскому было всё равно. Спустя каких-то пятнадцать минут всё было отснято. А сегодня нам ни за что не позволили бы провернуть такое, с нынешней парижской «доброжелательностью» водители наверняка бы нас осыпали проклятиями». Сегодня фотография Антуана, восседающего как король посреди оживленной улицы, представлена в МАММ на выставке «От Битлз до Гальяно: звёздная одиссея Жана-Мари Перье». А больше о том, как Перье фотографировал знаменитостей и как благодаря этому сам стал звездой, вы можете узнать на экскурсиях по музею. Выставка организована совместно с Галереей Люмьер. 📸 Жан-Мари Перье. Антуан. 1966 Предоставлено Галереей Люмьер
1 неделю назад
Как видят себя те, кто привык смотреть на мир сквозь объектив. Делимся их автопортретами из коллекции МАММ ко Всемирному дню фотографии. Снимки из собрания МАММ
2 недели назад
Улица сладкой жизни
В каждом большом городе есть особые улицы, где в тот или иной период сгущался дух времени. Бродвей — синоним театральной культуры Нью-Йорка, Кингс-роуд — колыбель панка в Лондоне, а в Риме символом дольче вита стала Виа Венето. В 1950–60-х тут работали самые богемные рестораны, стояли самые роскошные отели и веселились самые богатые и знаменитые. Виа Венето предстала воплощением показного гедонизма и веселья, за которыми скрывались пустота и потерянность послевоенных лет. Здесь происходит ряд важных...
2 недели назад
Дмитрий Булин. Нам это снится. Начало
В этом материале мы бы хотели рассказать об одной фотографии, представленной сегодня в МАММ на выставке «Нам это снится». Это снимок «Начало», сделанный фотографом Дмитрием Булиным, чье имя за последние два года стало хорошо известно зрителю. Первая ассоциация, возникающая в связи с ним, — «Мертвый Христос» Андреа Мантеньи, один из ранних живописных шедевров эпохи Возрождения. Однако проект, в рамках которого создавалась фотография, все-таки был посвящен сюрреализму: в 2024 году отмечалось его столетие...
3 недели назад