4 сентября в 19:30 в МАММ состоится встреча с легендарным фотографом Валерием Плотниковым в рамках его выставки «Герои своего времени». Попасть в объектив Плотникова было синонимом большой карьеры. Это знали как звёзды российского кино, театра и музыки, так и молодые художники. Своих героев Плотников выбирал сам — и всегда безошибочно. Создавая фотопортреты, Плотников мучительно искал единственно возможный вариант постановки. Во время съёмки он «мучил» своих героев, но в результате каждый из портретируемых гордился фотографией Плотникова, умевшего проявить в человеке главное. Владимир Высоцкий ненавидел фотографироваться. С Валерием Плотниковым его связывало тринадцать лет плотного и плодотворного сотрудничества. Валерий Плотников — автор сотен знаковых портретов, запечатлевших тех, кто определял лицо отечественной культуры второй половины XX века: Владимира Высоцкого, Иосифа Бродского, Михаила Барышникова, Святослава Рихтера, Олега Янковского, Вячеслава Зайцева, Андрея Миронова, Мстислава Ростроповича, Александра Ширвиндта и многих других выдающихся деятелей искусства. На встрече Валерий Плотников поделится секретами своего мастерства, а также расскажет «интимные» истории о том, как он работал со своими героями. Выставка «Герои своего времени» открыта в МАММ до 14 сентября. 🎟 Подробности и билеты.
Мультимедиа Арт Музей, Москва
5440
подписчиков
Канал Мультимедиа Арт Музея, Москва. Здесь мы будем рассказывать о наших выставках и не только.
Едва ли в мире найдётся более именитый фотограф, чем Папараццо — персонаж культового фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Его имя стало нарицательным и дало название целому направлению в журналистике – профессии папарацци. После выхода фильма на экраны так стали называть уличных фотографов, которые специализируются на съемке знаменитостей и в погоне за сенсационными кадрами часто бывают чересчур назойливы. Сюжет «Сладкой жизни» основан на подлинных историях итальянских фотографов. Работая над авторской версией сценария, Феллини искал вдохновение в общении с теми, кто не раз снимал звездных гостей Рима. Режиссер приглашал фотографов за столик в кафе, предлагал выпить, и в такой дружеской атмосфере они с удовольствием делились с Феллини умопомрачительными случаями из своей карьеры. «Я провел много вечеров болтая с Тацио Секкьяроли и другими фотографами с виа Венето, узнавая секреты их профессии, – рассказывал Феллини. – Как они выслеживали свою добычу, как игрались с ней, как адаптировали съемку под запросы разных газет. Они рассказывали уморительные истории о многочасовых засадах, изобретательных планах побега и драматичных погонях». До 14 сентября в МАММ открыта выставка Рино Бариллари — фотографа, которого «королем папарацци» называл сам Федерико Феллини. На выставке можно увидеть не только снимки Бариллари, но и его самого на снимках коллег. Также мы покажем легендарный фильм Феллини «Сладкая жизнь» в киноклубе МАММ. 📸 Неизвестный автор. Группа папарацци на виа Венето (Рино Бариллари, Паоло Павия, Джильберто Петруччи, Гульельмо Колуцци). 1960-е При поддержке генерального партнера Belle Epoque
Мы не в силах продлить лето, но точно можем продлить выставочный сезон. Выставки биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2025» открыты в МАММ до 14 сентября. Успейте увидеть работы классиков и современных фотографов: культовые снимки звезд XX века авторства Рино Бариллари и Жана-Мари Перье, архивные фотографии советских знаменитостей Валерия Плотникова, сюрреалистичный проект Дмитрия Булина и современную фэшн-фотографию Данилы Головкина, а также победителей и лауреатов грантовой программы Фонда Still Art. Изучив фотографию, предлагаем отправиться на выставку «Другое измерение» Гарифа Басырова — художника и иллюстратора, без которого история современного отечественного искусства второй половины XX века. А завершить осмотр можно на -1 этаже — в музейном магазине представлен проект Ирины Успенской «Легче, чем воздух». Уловите лёгкое дыхание уходящего лета в работах с одуванчиками, которые можно приобрести в собственную коллекцию.
Опять дожди ☔️ Самое время укрыться в МАММ и открыть для себя новые выставки. 📸 Жан-Мари Перье. Катрин Денёв. Франция, Париж. Июнь 1964. Собрание Галереи Люмьер
30 августа в 17:00 в МАММ пройдёт лекция «Стиль фотографии как непереводимый жест: что ускользает от языка других искусств» Александра Маркова — философа, историка культуры, приглашённого профессора ряда зарубежных университетов, специалиста по интерпретации изобразительного искусства, анализу классических и современных произведений. Фотография — это не перевод, а свидетельство ускользания. В отличие от живописи или кино, она фиксирует не образ, а сам момент его исчезновения. Жан-Мари Перье снимал не «звёзд», а их мимолётные провалы в человеческое — морщинки, зевки, случайные тени. Настоящая стильность рождается в трещинах идеального фасада. Непереводимость его фотографий, как и работ других мастеров, — это не недостаток, а условие подлинности. Как слова с уникальными культурными обертонами (по Барбаре Кассен), так и фотографии звёзд сохраняют то, что теряется при тиражировании: интимность жеста, неочевидность взгляда. На лекции мы рассмотрим, как непереводимость и неочевидность изображаемого связаны с понятиями хрупкости, незавершённости, открытого произведения, интимности и лёгкости. Стиль в фотографии — не маска, а «плоть мира», запечатлённая в случайном повороте головы или полуулыбке. Мы поймём, что психология фотографии — вовсе не считываемые жесты, а несбывшееся, которое и является единственным смыслом каждого фотографического изображения. Лекция приурочена к выставке «От Битлз до Гальяно. Звёздная одиссея Жана-Мари Перье» 🎟 Билеты.
26 августа в 19:30 в МАММ состоится лекция заведующего отделом культурно-просветительских программ МАММ Никиты Слинкина «Взгляд без приглашения: история папарацци». Лекция проходит в рамках образовательной программы к выставке «Рино Бариллари. Король папарацци». Слово «папарацци» вошло в употребление благодаря Федерико Феллини: в его знаменитом фильме «Сладкая жизнь» одного из героев — навязчивого фоторепортера — звали Папараццо. Вскоре после выхода фильма имя быстро стало нарицательным. Однако сама профессия существовала и до этого — более того, именно рассказы римских фотографов Тацио Секкьяроли и Пьерлуиджи Пратурлона легли в основу сценария «Сладкой жизни». Невероятная популярность фильма Феллини сделала папарацци общемировым феноменом. Они захватили весь мир, не оставив ни капли сомнений в том, что папарацци — одно из ключевых явлений в визуальной культуре второй половины ХХ века. На лекции Никита Слинкин расскажет об истории папарацци — от их зарождения на улицах послевоенного Рима до современности, когда скандальные фотографии звезд все часто оказываются сделаны случайными любителями. Мы рассмотрим самые яркие снимки и громкие скандалы в истории индустрии, а также обсудим этические вопросы, неизбежно возникающие при обсуждении этого явления. Подробности.
Создавая портрет знаменитого пианиста Святослава Рихтера, Валерий Плотников мог бы пойти по проторенной дорожке и запечатлеть музыканта сидящим за роялем. Просто и понятно! Однако Плотников решает действовать тоньше, он создает поэтичную и метафорическую композицию. На фотографии 1977 года Рихтер сидит в комнате с аскетичным интерьером, он одет в черную водолазку самого Плотникова, выделяющую на контрасте лишь голову и белые руки. Эти руки отражаются в натертой до блеска поверхности черного лакированного стола. Он кажется темным омутом, из которого вылезают белые руки с цепкими сильными пальцами. Фотограф акцентирует внимание именно на руках, на рабочем инструменте пианиста, а обилие черного в образе Рихтера вкупе с темным омутом стола вызывают чарующе-зловещие ассоциации. Увидеть романтический портрет Рихтера в исполнении Валерия Плотникова можно на выставке «Герои своего времени» в МАММ. 📸 Валерий Плотников. Святослав Рихтер. 1977 Проект реализован при поддержке Фонда Still Art
23 августа в 19:00 в рамках акции «Ночь кино» в киноклубе МАММ пройдет показ фильма Бернардо Бертолуччи «Ускользающая красота». Показ фильма приурочен к выставке «Король папарацци» классика итальянской фотожурналистики Рино Бариллари. В центре сюжета юная американка Люси, которая приезжает в Тоскану после смерти матери. В окружении художников, писателей и старых друзей семьи она ищет ответы на тайны прошлого, пытается обрести себя и впервые сталкивается с настоящей любовью. Посещение бесплатно по предварительной регистрации.
Есть в Париже улица, где оживленные разговоры заглушают гудение следующих мимо авто — Елисейские поля, важнейшая транспортная артерия города и самое сердце культурной жизни. Каждый день сюда стекаются люди искусства — художники и артисты, фотографы и музыканты. Неудивительно, что в 1960-е молодой фотограф Жан-Мари Перье, снимавший звезд мира музыки для журнала Salut Les Copains, каждое утро следовал именно туда. Среди бутиков и кинотеатров, кофеен и галерей в те годы на Елисейских полях находились офисы крупнейших глянцевых журналов, куда часто захаживали герои его снимков — будущие короли поп-музыки. Однажды в редакцию Salut Les Copains непринужденно забрёл певец Антуан, а Перье столь же непринужденно вывел его на улицу, усадил на трон перед Триумфальной аркой и сфотографировал. «Слушай, раз он здесь, давай сделаем фото!», — сказал я своему ассистенту. «Найди кресло и собаку, и снимем его прямо посреди проспекта». Клянусь, всё было именно так, — вспоминал Перье, — Мы устроились посреди улицы. Нам и в голову не пришло запрашивать у кого-либо разрешение. Никто нам не мешал, да что там — посмотрите, даже полицейскому было всё равно. Спустя каких-то пятнадцать минут всё было отснято. А сегодня нам ни за что не позволили бы провернуть такое, с нынешней парижской «доброжелательностью» водители наверняка бы нас осыпали проклятиями». Сегодня фотография Антуана, восседающего как король посреди оживленной улицы, представлена в МАММ на выставке «От Битлз до Гальяно: звёздная одиссея Жана-Мари Перье». А больше о том, как Перье фотографировал знаменитостей и как благодаря этому сам стал звездой, вы можете узнать на экскурсиях по музею. Выставка организована совместно с Галереей Люмьер. 📸 Жан-Мари Перье. Антуан. 1966 Предоставлено Галереей Люмьер
Как видят себя те, кто привык смотреть на мир сквозь объектив. Делимся их автопортретами из коллекции МАММ ко Всемирному дню фотографии. Снимки из собрания МАММ
Улица сладкой жизни
В каждом большом городе есть особые улицы, где в тот или иной период сгущался дух времени. Бродвей — синоним театральной культуры Нью-Йорка, Кингс-роуд — колыбель панка в Лондоне, а в Риме символом дольче вита стала Виа Венето. В 1950–60-х тут работали самые богемные рестораны, стояли самые роскошные отели и веселились самые богатые и знаменитые. Виа Венето предстала воплощением показного гедонизма и веселья, за которыми скрывались пустота и потерянность послевоенных лет. Здесь происходит ряд важных...
Дмитрий Булин. Нам это снится. Начало
В этом материале мы бы хотели рассказать об одной фотографии, представленной сегодня в МАММ на выставке «Нам это снится». Это снимок «Начало», сделанный фотографом Дмитрием Булиным, чье имя за последние два года стало хорошо известно зрителю. Первая ассоциация, возникающая в связи с ним, — «Мертвый Христос» Андреа Мантеньи, один из ранних живописных шедевров эпохи Возрождения. Однако проект, в рамках которого создавалась фотография, все-таки был посвящен сюрреализму: в 2024 году отмечалось его столетие...