Найти тему
Практика награждения российских первооткрывателей и исследователей океанов и морей в XVIII – начале XXI вв.
С начала XVIII века, по воле русского царя, основателя Российского флота (с 1721 года – Российского императора) Петра I, началось проведение исследований обширных пространств империи, прилегающих морей, а затем и Мирового океана. Эти экспедиции были сопряжены с риском для жизни и здоровья: многие исследователи трагически погибли, выполняя стоявшие перед ними государственные задачи. В тех случаях, когда экспедиции приносили большую пользу России и науке, их участники награждались государственными...
4 дня назад
Русские маяки: Лесной
Лесной – один из маяков Южной части Балтийского моря, находящийся на территории одноименного поселка в Калининградской области. Впервые здесь был установлен несветящий знак в 1945 году, однако, с 1950 года гидрографы построили два поколения маяков на Куршской косе у самого морского побережья. Первый навигационный знак в поселке Заркау был установлен после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году. Деревянная башня трехгранная пирамидальная башня применялась для ориентирования только в светлое время суток...
1 неделю назад
Женщины – морские картографы
2 ноября 1777 года был утверждён новый штат Адмиралтейств-коллегии, в соответствии с которым её канцелярии «для рисования планов и порядочного их содержания» выделялось 18 должностей: 6 штурманов, 4 подштурмана и 8 штурманских учеников. От создания чертёжной Адмиралтейств-коллегии и отсчитывает свою историю действующее ныне в Санкт-Петербурге Центральное картографическое производство ВМФ. До конца XIX века структура и численность морского картпроизводства России неоднократно менялась. После преобразования...
2 недели назад
Действия торпедных катеров Краснознаменного Балтийского Флота в период Великой Отечественной войны
В начале 1944 года на фронте под Ленинградом произошли знаменательные события. Войска Ленинградского и Карельского фронтов полностью сняли блокаду Ленинграда и начали наступление на запад. Перед Балтийским флотом были поставлены задачи по активным действиям на морских коммуникациях противника с целью недопущения переброски его войск и снабжения. Эта задача осложнялась тем, что Финский залив был нашпигован немецкими минными заграждениями, которые было необходимо ликвидировать. Тральные силы КБФ начали тральные операции в Выборгском и Нарвском заливах...
3 недели назад
Русские маяки: Санкт-Петербургского морского канала Передний
Морской канал Санкт-Петербурга был открыт в 1885 году для прохода судов в морской порт столицы. Протяженность искусственного фарватера составила почти 30 километров, а глубина достигала 6,7 метров. Новая морская трасса требовала современного навигационного оборудования для обеспечения безопасности мореплавания самых разных судов: от парусной яхты до ледокола арктического класса. Новый фарватер позволил коммерческому флоту миновать Кронштадт на пути к морскому порту Санкт-Петербурга. В прежние годы...
1 месяц назад
«…как профессор представляет большую ценность» (Биография гидрографа-геодезиста В.В. Ахматова)
Виктор Ахматов родился 28 января 1875 г. в дворянской семье в Санкт-Петербургской губернии. Его отец был небольшим чиновником, старшим контролером Государственного банка, который после 50 лет «беспорочной службы» вышел в отставку коллежским советником. О детстве Виктора из архивных документов РГАВМФ ничего неизвестно, так как он не учился в Морском корпусе. После окончания гимназии Ахматов в 1893-1897 гг. прослушал полный курс обучения «по математическому разряду» на физико-математическом факультете...
1 месяц назад
Действия торпедных катеров Краснознаменного Балтийского Флота в период Великой Отечественной войны
Торпедные катера – малые боевые корабли, предназначенные для поражения торпедами военных кораблей и транспортных судов. Несмотря на свои скромные размеры, во время Великой Отечественной войны играли ключевую роль в противостоянии противнику в водах Финского залива. В рамках новой рубрики «Русские корабли. Торпедные катера Финского залива» Михаил Багрянцев, кандидат географических наук и член Русского Географического общества, рассматривает действия торпедных катеров Краснознаменного Балтийского Флота в период Великой Отечественной войны...
111 читали · 1 месяц назад
Русские маяки: Северный Гогландский
В восточной части Финского залива дальность видимости маяка Северный Гогландский насчитывает максимальные 26 морских миль, то есть 48 километров. Сегодня это важнейший навигационный огонь для судов, следующих в российский Выборг или финскую Котку. Название острова восходит к шведским словам “hög” и “land”, то есть «высокая земля». В начале XVIII века на самом высоком из северных холмов острова Гогланд по приказу Петра I была устроена площадка для особого костра, игравшего навигационную роль для российских кораблей...
1 месяц назад
Русские маяки: Сескар
Эпоха чугунных маяков началась в 1840-х годах, когда английский инженер Александр Гордон построил на острове Барбадос маяк, изготовленный заводом братьев Гриссель. Первый чугунный маяк России был установлен на острове Сескар в 1858 году. Проект принадлежит тому же заводу Генри Грисселя, лично посетившему Санкт-Петербург для знакомства с российскими маяками. На острове Сескар сменилось множество поколений маяков, начиная с XVII века в виде частных шведских огней, заканчивая серединой XIX века и установкой чугунной башни...
2 месяца назад
Трубадур Российского флота (к 140-летию со дня рождения В.А. Меркушова)
Шла Первая мировая война. Русская армия, неся большие потери, отступала все дальше и дальше на восток. Чтобы облегчить своим войскам взятие Риги, германское командование направило эскадру кораблей в Рижский залив. 21 мая (3 июня) 1915 года подводная лодка русского флота «Окунь» встретила германскую эскадру (10 линейных кораблей), шедшую в охранении миноносцев. Преодолев охранение, «Окунь» атаковал один из вражеских кораблей, который, обнаружив лодку, попытался ее таранить. «Окунь» успел произвести...
2 месяца назад
Русские маяки: Большой Тютерс
В 2024 году маяку Большой Тютерс исполнилось 120 лет. За это время изменилась архитектура маяка, несколько раз менялись маячные линзы в его фонарном сооружении, вместе с ними менялся характер огня, по которому моряки в ночное время суток узнавали его свет на горизонте. Спустя 120 лет службы маяк продолжает оставаться надёжным ориентиром для судоводителей в Финском заливе. Проект маяка острова Большой Тютерс создал инженер-капитан Александр Иванович Ярон в 1901-1902 гг. Позднее Гидрографическое управление...
2 месяца назад
Песня о «Варяге» и ее авторы
19 декабря 2024 года исполняется 150 лет со дня рождения Евгении Михайловны Браун (девичья фамилия – Шершевская, после первого брака – Студенская). Почему же мы сегодня вспоминаем о ней? Начнем по порядку. Подвиг моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» навсегда вошел в историю русского флота и является одной из героических страниц Русско-японской войны 1904-1905 годов. Выдержав 27 января (9 февраля) 1904 года неравный бой с японской эскадрой (1 тяжелый и 5 легких крейсеров, 8 миноносцев)...
3 месяца назад