Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Татары Прикамья: "мольбища", "отсутствие фанатизма" и деревни-города
По данным Вятского губернского правления в 1856 г. в Елабужском уезде проживало 21 820 татар-мусульман. При этом было зафиксировано и число мусульманского духовенства мужского и женского пола. Религиозные требы мусульман выполняли 151 человек. Чуть больше было количество женщин – 156. Вероятно, это были жены мулл и муэдзинов, которые тоже были вовлечены в религиозную жизнь прихода. Судя по всему, официальных мечетей в Елабужском уезде тогда не было, либо сведения о них не успели включить официальный документооборот...
173 читали · 4 дня назад
Учительница с татарским акцентом или история становления одной профессии
Обучение подрастающего поколения всегда было одним из главных приоритетов в татарской традиционной культуре. Религиозные знания, а так же навыки чтения и письма, дети получали в конфессиональных начальных школах (мектебе), работавших при каждой мечети. Однако до конца XIX в. татарские мектебе посещали только мальчики. Татарские девочки ограничивались уроками остазбики (супруги приходского имама), которые она давала у себя дома. В отличие от широких слоев населения, дочери татарских дворян и чиновников обучались и в русских учебных заведениях...
1 неделю назад
Две татарские мечети: от Казани до Харбина
Для татарской диаспоры в Харбине открытие второй мечети в 1937 году было большим событием. Ждали открытия целых пятнадцать лет. Не хватало финансов, сменялись муллы, но махалля все же надеялась, что здание будет достроено. Даже название мечети указывало на её важное символическое значение - в честь 1000-летия принятия ислама. Собственно и задумка о строительстве мечети возникла в 1922 г., аккурат в год 1000-летия принятия ислама предками татар (в Волжской Булгарии) в 922 году. "Татарский поэт-эмигрант...
2 недели назад
Репост
4 недели назад
Рис, сахар и кебаб - татарская кухня царской эпохи
Культура питания - одно из направлений многогранной деятельности татарского просветителя Каюма Насыри. Его записи и публикации являются важными источниками для изучения повседневности татар рубежа XIX-XX веков. Однако при обращении к этим трудам нужно учитывать и исторический контекст, и цели их создания. В общем, будьте осторожны с источниками и не верьте всему. Вопросов пищи татар ученый Каюм Насыри касался в разных трудах. Во-первых, в этнографическом исследовании. Данная работа была ориентирована, скорее, на «внешнего» читателя, однако при его жизни она не была опубликована...
1 месяц назад
Татарский Сабантуй как городское явление
Уже в советской традиции - тут же должны выплясывать татарки в вышитых платках и передниках (т.е. в рабочей одежде), при этом татары рядом будут одеты чуть лучше (хотя, тоже не в популярном ныне казакине). А что же здесь не так? Но есть одно но: популярность Сабантуя среди татар по территории всей бывшей Российской империи является результатом ... нет, не их любви к плугу.... а любви к своему народу. Сабантуй как этакая песня народная (- Милләт җыры, - как писал тогда татарский поэт Мажит Гафури) притягивал татар в городах и весях разных концов страны...
209 читали · 2 месяца назад
Репост
2 месяца назад
Топ-5 исторических личностей в татарском исламе
В день праздника (гаита), Курбан-байрама давайте посмотрим, кому мы обязаны своим "татарским исламом". Х век нашей эры Он был правителем Волжской Булгарии, носил титул ильтебер. Почему не хан, а ильтебер? Дело в том, что Алмуш происходил не из рода тюркских каганов, а из племени, которое когда-то состояло с ними в вассальных отношениях. Ну да ладно, сегодня мы здесь говорим о другом. Именно благодаря этому человеку предки многих татар стали мусульманами еще в X веке. Кстати, после принятия ислама Алмуш взял имя Джагфар...
429 читали · 3 месяца назад
Татарский Шарль Перо, необычный отец и самокритика
Во-первых, это материальный мир, связанный с одеждой, игрушками, с техническим оснащением школ и т.д. В это время колоссальными темпами развивается промышленность и торговля. Помимо ярмарочной, базарной торговли появилась стационарная торговля, открывались различные торговые дома. Росло количество фабричных товаров. И маленький человек стал объектом этой бурной экономической жизни. Он уже был не просто уменьшенной копией взрослого, а автономным человеком со своими потребностями. Среди богатых...
3 месяца назад
Топ-5 выдающихся татар, повлиявших на мусульманский мир
Ислам с тех пор играет огромную роль в жизни большинства татар. Вместе с тем и сами татары внесли свою лепту в мусульманскую культуру. В этой публикации мы попытаемся привести лишь несколько имен выдающихся татарских деятелей рубежа XIX -XX веков. Но даже эти факты впечатляют своими масштабами. (1818-1889) Уроженец Заказанья (из д. Ябынчы совр. Атнинского района РТ), учившийся в медресе Бухары и Самарканда, с молодости отличался оригинальным поведением и независимостью суждений. Он продемонстрировал это и став уже казанским муллой...
2327 читали · 3 месяца назад
Сто лет назад: о татарской деревне 1920-х годов. Ирекле
А пока обратимся к истории ближней. В 1926 году, вслед за алеющей зарей нового государства Советов, именно здесь возникло молодежное поселение с жизнеутверждающим названием – Ирекле (Свободный - в переводе с татарского языка). Молодые люди горели идеей строительства собственного мира на освободившихся от хуторян и помещиков землях. Тогда в Закамье возникло много советских поселков. В 1926 г. в Ирекле было зафиксировано 28 жителей. Новая деревня у реки Холодная входила в Старо-Михайловский сельсовет Кармалинской волости Мензелинского кантона Татарской АССР...
317 читали · 3 месяца назад
Мой картатай: в память о Габдулбари Габдрафикове
Конечно, для меня он поначалу был просто картатай. Худощавый, высокого роста, добрый, и разговаривал со мной как с равной (ну, мне так казалось тогда). Он читал газеты на веранде, у него там была большая железная кровать с вышитыми накидками. А еще картатай много курил, сидя на скамейке около своего дома. Мне, трехлетней или четырехлетней, это крайне не нравилось. Я прятала, где могла, его сигареты (а может папиросы?), картатай очень просил вернуть их. Я, конечно, же возвращала обратно. Жалела его...
224 читали · 3 месяца назад