Найти в Дзене
♻️ Декарбонизация в России: налогообложение как стимул В свежем номере журнала «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» (№6/2025) опубликован аналитический материал экспертов из МГУ им. М.В. Ломоносова, ИЗиСП и ФБУ «ГКЗ» о правовых и экономических механизмах декарбонизации в РФ. Что в фокусе исследования? 🔹 Эволюция климатического законодательства в России 🔹 Разбор ключевых стратегических документов 🔹 Пилотные проекты, включая «Сахалинский эксперимент» 🔹 Правовой анализ возможного введения углеродного налога 📑 Авторы подчеркивают, что классическая модель углеродного налогообложения вступает в противоречие с фундаментальными принципами НК РФ. ❕ Вместо этого предлагается альтернатива – стимулирующий налоговый вычет, который напрямую зависит от объема инвестиций предприятий в снижение выбросов (например, в технологии улавливания и хранения углерода — CCUS). Такая модель: ▫️ соответствует структуре отечественной экономики и ТЭК ▫️ создает реальные стимулы для модернизации производств ▫️ способствует достижению климатических целей России ▫️ открывает новые возможности для экономического роста ▫️ укрепляет позиции РФ в глобальной климатической повестке В работе подчеркивается, что для эффективного внедрения налогового вычета необходимы: ➡️ чёткие нормативы по выбросам, ➡️ прозрачные механизмы верификации, ➡️ понятные критерии предоставления льгот. 🌏 Подобный подход может стать не только инструментом экологической трансформации, но и основой для устойчивого экономического развития. В условиях глобального давления со стороны трансграничного регулирования углеродного следа это особенно актуально для российских экспортоориентированных отраслей. 🧩 Полный анализ доступен подписчикам журнала «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» в выпуске №6/2025
14 часов назад
Земельные ограничения для недропользователей: что изменится в 2026 году? На 11‑м Всероссийском форуме недропользователей прозвучал важный доклад Наталии Толстых – вице-президента Института «ПравоТЭК», члена Евразийского союза экспертов по недропользованию – о новых ограничениях при использовании земель сельхозназначения для целей недропользования. Федеральный закон № 52-ФЗ от 01.04.2025 вступает в силу с 1 марта 2026 года и существенно меняет подход к предоставлению таких участков. Основные изменения⬇️ 1️⃣ Новый порядок перевода земель сельхозназначения в другую категорию (с 1 марта 2026 г.): Акт о переводе земель сельхозназначения (за исключением земель, находящихся в федеральной собственности) принимается исполнительным органом субъекта РФ на основании регионального закона. Проект регионального закона о переводе земель сельхозназначения вносится в законодательный орган субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ (на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ). В случае несогласия с переводом земель сельхозназначения высшее должностное лицо субъекта РФ принимает акт об отказе в переводе земель. Законодательная инициатива в отношении сельхозугодий может быть рассмотрена только при наличии заключения федерального органа, курирующего земельную политику (Минсельхоз России). 2️⃣ Прямой запрет на использование земель сельхозугодий для целей добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ): ▪️ с 1 января 2027 года запрет на перевод сельхозугодий в другие категории в целях добычи ОПИ; ▪️ с 1 марта 2026 запрет на изъятие сельхозугодий для государственных нужд для добычи ОПИ. 3️⃣ Установление границ сельхозугодий ▪️ Границы сельхозугодий определяются на основании данных ЕФГИС ЗСН в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 28.11.2025 № 1943). ▪️ Минсельхоз России должен установить границы сельхозугодий до 1 января 2028 г. ▪️ Решения будут приниматься по видам сельскохугодий (пашня, сенокос, пастбище (за исключением оленьих пастбищ), залежь, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.) отдельно по каждому субъекту РФ в форме приказов. Переходные положения до 2033 года ▪️ До 31 декабря 2033 года допускаются исключения в части использования сельхозугодий для добычи ОПИ, но только для реализации приоритетных инфраструктурных проектов (в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ). ▪️ Перечень объектов инфраструктуры, в отношении которых могут применяться переходные положения Федерального закона № 52-ФЗ от 1.04.2025, утверждается Правительством РФ. ⚖️ Юридический ландшафт работы с землями сельхозназначения резко меняется: растёт роль согласований органов государственной власти различного уровня, экспертных заключений и данных ЕФГИС. Это потребует от недропользователей более продуманного планирования и сопровождения проектов. 📌 Также новеллы существенно ограничивают возможность добычи ОПИ на землях сельхозугодий: с марта 2026 года «окна возможностей» для недропользователей будут закрываться – и рассчитывать можно будет только на инфраструктурные проекты, подпадающие под действие ФЗ-254. ➡️ Подобные темы подробно разберём на Всероссийском практикуме «Земле-, водо- и лесопользование при недропользовании: изменения в 2026 г.» 🗓 17–18 февраля 2026 ✔️ Регистрируйтесь, чтобы быть в курсе законодательных новаций и избежать правовых рисков.
2 недели назад
📖 Выпуск журнала «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» №6/2025 доступен для подписчиков! Смотрите аннотации всех статей на сайте В новом номере⬇️ 1️⃣ Раздел «Геолого-разведка и сырьевая база» ▫️ Смирнов А.Н., Глинская Н.В., Попова Е.С. (ВНИИОкеангеология): «Минерально-сырьевой потенциал твердых полезных ископаемых арктических островов и архипелагов Российской Федерации» ▫️ Сагалевич В.Д., Богуславский М.А. (МГУ): «Месторождения каолиновых глин России как возможный источник редкоземельных металлов» 2️⃣ Раздел «Экономика и управление» ▫️ Немов В.Ю., Филимонова И.В., Проворная И.В. (ИНГГ СО РАН): «Трансформация мирового и российского рынка нефти в условиях новых геополитических вызовов» ▫️ Мощенко О.В. (Финансовый университет при Правительстве РФ): «Индикативная модель оценки риска искажения финансовой и нефинансовой отчетности в компаниях минерально- сырьевого сектора» ▫️ Герт А.А. (ВНИГНИ), Вараксин В.В. (НОВАТЭК НТЦ): «Оценка эффективности геолого-разведочных работ на слабоизученных объектах с использованием геолого-экономического моделирования» ▫️ Пельменёва А.А., Прокопчик И.С. (Губкинский университет): «Соглашение о совместном недропользовании как инструмент вовлечения в экономический оборот низкорентабельных месторождений углеводородов» ▫️ Шарыпова О.А., Гальцева Н.В. (СВКНИИ ДВО РАН) «Добыча россыпного золота в Магаданской области: тенденции, возможности, риски» 3️⃣ Раздел «Правовое обеспечение» ▫️ Денисова Ж.Э., Чернякова И.С. (ФГКУ «Росгеолэкспертиза»): «Передача вскрышных и вмещающих горных пород: проблемные вопросы реализации, практика применения» ▫️ Халин А.А. (МГУ), Шустров П.Д. (ИЗиСП), Полуянов М.Г. (ФБУ «ГКЗ»): «Об отдельных изменениях в правовом регулировании определения и взимания регулярных платежей за пользование недрами» Подписку на журнал можно оформить, подав заявку на странице
2 недели назад
Прогноз прироста запасов и ключевые итоги ГРР: выступление Павла Мельникова на пленарном заседании 11-го Всероссийского форума недропользователей На пленарной сессии форума генеральный директор ФГБУ «ВНИГНИ» Павел Николаевич Мельников представил обновлённые предварительные данные Роснедр о результатах и динамике геологоразведочных работ по углеводородам за 2025 год. Прирост извлекаемых запасов (АВ1С1) в 2025 году ▪️ По жидким углеводородам (нефть + конденсат) — 510 млн тонн ▪️ По природному газу — 635 млрд куб. м Новые месторождения, открытые в 2025 году Всего открыто 26 месторождений УВС, в том числе: - Мезенинское — крупное месторождение газа (49,7 млрд куб. м) - Еркутаяхское — месторождение нефти (11,6 млн т) - Усть-Бирюкское — газоконденсатное (14,3 млрд куб. м) Финансирование геологоразведки по УВС Предварительные данные по 2025 году: - Общие затраты недропользователей — 340 млрд руб. - В том числе поисково-разведочное бурение — 220 млрд руб. (для сравнения: в 2024 г. — 344 млрд руб. и 226 млрд руб. соответственно) Работы за счёт федерального бюджета: - 10,8 млрд руб. в 2025 г. (в 2024 г. — 13,4 млрд руб.) Динамика объёмов ГРР В 2025 году, по предварительной оценке, наблюдается снижение объёмов: - 2D-сейсморазведка — 4 тыс. пог. км (2024 г. — 5 тыс. пог. км) - 3D-сейсморазведка — 16 тыс. кв. км (2024 г. — 24 тыс. кв. км) - Поисковое бурение — 684 тыс. м (2024 г. — 731 тыс. м) - Разведочное бурение — 253 тыс. м (2024 г. — 352 тыс. м) Исходные запасы и результаты прошлого года На конец 2024 года запасы России составляли: - Природного газа — 63,5 трлн куб. м - Нефти — 31,4 млрд тонн Прирост извлекаемых запасов АВ1С1 в 2024 году: - Жидкие углеводороды — 516 млн т (при добыче 516 млн т) - Газ — 723 млрд куб. м (при добыче 685 млрд куб. м)
1 месяц назад
Цифровая трансформация разработки месторождений: Игорь Шпуров представил новый регламент на 11-м Всероссийском форуме недропользователей В рамках пленарного заседания генеральный директор ФБУ «ГКЗ» Игорь Викторович Шпуров выступил с докладом о необходимости совершенствования методических документов, регулирующих разработку месторождений УВС. Презентация затронула ключевые вызовы зрелой стадии разработки и представила концепцию нового Регламента интегрированного проектирования, основанного на применении ИИ и машиночитаемых форматов. Новые вызовы зрелой стадии Игорь Шпуров подчеркнул, что 69% действующих месторождений нефти в России находятся на зрелой стадии, где темпы падения добычи достигают 10–20%. Среди ключевых проблем – снижение эффективности геолого-технических мероприятий, рост затрат, увеличение себестоимости добычи и высокая доля капиталоемких, но рискованных операций, таких как бурение боковых стволов и ГРП. В этих условиях особое значение приобретает повышение точности прогноза остаточных запасов и эффективности планирования. Решение: гибридные цифровые модели Выходом из ситуации, по мнению главы ГКЗ, становится переход к постоянно-действующим геолого-гидродинамическим моделям, созданным с применением методов машинного обучения. Он отметил необходимость гибридного подхода: совмещения традиционных 3D ГДМ с нейросетевыми алгоритмами. Такие модели позволят повысить достоверность прогноза и качество проектных решений, особенно на поздних стадиях разработки. Ключевой элемент – интегрированный регламент Центральным пунктом выступления стала концепция нового Регламента интегрированного проектирования нефтяных и газоконденсатных месторождений. В документе предлагается: 🔸 установить требования к формату исходных данных, пригодных для Big Data и ИИ; 🔸 определить правила подготовки машиночитаемых документов (ПЗ, ОПЗ, ПТД); 🔸 регламентировать составление финансово-экономических моделей с учетом макроэкономических сценариев и мер господдержки; 🔸 внедрить требования к созданию сейсмогеологических, геологических и гидродинамических моделей; 🔸 обеспечить оптимизацию проектирования с использованием интеллектуальных систем управления добычей и телеметрии. Практическое внедрение Регламент уже прошёл апробацию на Единой технической системе ГКЗ с участием 22 отечественных и 8 зарубежных программных комплексов, включая Petrel, TNavigator, ECLIPSE, LithoStudio и другие. Среди задач, решаемых в рамках подхода, — оптимизация разработки газоконденсатных месторождений, прогнозирование уровней добычи и адаптация проектных решений под конкретные условия пластов.
1 месяц назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала