Найти в Дзене
💰 Финансовая устойчивость компаний ТЭК под давлением санкций В условиях ограниченного доступа к международному финансированию и валютной волатильности устойчивость российских компаний ТЭК становится системным фактором национальной безопасности. 📊 В исследовании Александра Усанова (Финансовый университет при Правительстве РФ) проведена адаптация модели Altman Z-score к отраслевой специфике ТЭК и анализ финансового состояния ведущих компаний за 2018–2024 гг. 📖 Работа опубликована в журнале «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» №5/2025 📉 Основные тенденции 🔹 Зафиксировано снижение ликвидности и автономии капитала по итогам 2020 и 2022 гг. – периоды валютных шоков и санкционного давления. 🔹 Усилилась зависимость от внешнего долга, что увеличивает чувствительность к колебаниям курсов и ограничивает возможности для стратегических инвестиций. 🔹 Связь между собственным капиталом и ликвидностью изменила направление: при росте внешнего давления компании вынуждены привлекать заемные средства для поддержания текущей деятельности. 💡 Предлагаемые меры 1️⃣ Гибридные финансовые инструменты – выпуск облигаций и привилегированных акций, усиливающих собственный капитал без разбавления долей. 2️⃣ Поддержание абсолютной ликвидности на уровне не ниже 0,20–0,22 за счет резервов высоколиквидных активов. 3️⃣ Хеджирование валютных рисков с использованием форвардов и опционов на USD, EUR и CNY. 4️⃣ Диверсификация источников финансирования – в том числе выпуск евробондов в юанях и привлечение региональных фондов. 5️⃣ Государственные гарантии и субсидии ФРП – целевое направление на модернизацию и глубокую переработку углеводородов. 📈 Усанов отмечает, что отрасль переходит от модели экстенсивного роста к необходимости гибкой финансовой стратегии, сочетающей рыночные инструменты и государственную поддержку. Следующий шаг – сценарное моделирование санкционных рисков и оценка влияния углеродного трансграничного механизма ЕС и «зеленых» финансов на устойчивость ТЭК.
1 неделю назад
Крупнотоннажные месторождения: новая опора сырьевой безопасности Урала Эксперты УГГУ и Уральского территориального отдела ФГКУ «Росгеолэкспертиза» акцентировали внимание на растущей роли крупнотоннажных месторождений рядовых и бедных руд для устойчивого функционирования уральской металлургии и воспроизводства минерально-сырьевой базы региона. 📖 Работа опубликована в журнале «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» №5/2025 Вот ключевые выводы: 1️⃣ От богатых руд — к масштабной отработке бедных За последние десятилетия открытия новых месторождений с богатыми рудами стали редкостью. В условиях исчерпания ресурсной базы и роста цен на металлы, акцент сместился на быстро осваиваемые крупнотоннажные объекты с легкообогатимыми рудами. Эти месторождения стали основными поставщиками железных и медных руд для предприятий Урала. 2️⃣ Медно-порфировые месторождения — драйвер воспроизводства запасов меди Именно крупнотоннажные медно-порфировые и медно-золоторудные объекты обеспечивают прирост запасов, способный компенсировать текущую добычу меди в регионе. Их вовлечение в разработку критично для стабильности отрасли. 3️⃣ Попутные и стратегические металлы — весомый бонус Комплексный состав руд обеспечивает добычу попутных металлов (золото, серебро, ванадий и др.). Это усиливает значение таких объектов не только на региональном, но и на федеральном уровне. 4️⃣ Экология диктует новые подходы Рост масштабов добычи требует экологически оправданных решений. Пример – освоение Томинского месторождения, где вместо классического хвостохранилища хвосты используются для закладки и рекультивации Коркинского разреза. Это показывает, как можно совмещать промышленное развитие и снижение нагрузки на природу. 5️⃣ Необходимость в новых прогнозно-поисковых подходах Глубина изученности Урала по медно-колчеданным рудам часто не превышает 100 м. Требуется внедрение новых прогнозно-поисковых комплексов, способных выявлять скрытые, нетрадиционные объекты – это условие для воспроизводства базы в долгосрочной перспективе. 🔘 Крупнотоннажные месторождения – не просто альтернатива, а ключевой элемент современной стратегии обеспечения Урала и страны в целом критически важным сырьём. Они задают вектор развития – от новых технологий переработки до экологичных решений освоения.
1 неделю назад
📍 РОСГЕО: Вектор на регионы, молодежь и юбилейные инициативы 24 сентября состоялось заседание Президиума Исполнительного комитета РОСГЕО — ключевой координационный орган подвёл итоги третьего квартала и наметил приоритеты на 2026 год. Повестка была насыщенной и охватывала как внутреннюю работу Общества, так и его роль в научной и просветительской среде страны. 🔸 География расширяется РОСГЕО продолжает укреплять свои региональные позиции. В 2025 году к Обществу присоединились активные представители Якутии, Ставрополья, Карелии, Ульяновской области и Красноярского края. Президиум также утвердил 15 новых членов из 11 регионов — от Мурманска до Дагестана. Особо отмечены результаты работы в Калининграде, Челябинске, Иркутске, Пермском крае и ЯНАО. 🔸 Молодёжное движение: новый этап Отдел детско-юношеского геологического движения (ДЮГД) представил отчёт о масштабных мероприятиях в Перми и Уфе. Участие школьников и студентов в полевых олимпиадах и конкурсах, таких как «ГеоВызов», подтверждает важность ранней профориентации. Впервые прозвучало предложение о создании при РОСГЕО отдельного молодежного крыла, ориентированного на студентов и молодых специалистов. 🔸 Наука Члены Президиума активно участвуют в научных форумах: от «Металлогении без границ» в Чите до международной конференции по экологической геологии в Воронеже и Севастополе. В Томске РОСГЕО выступило соорганизатором биогеохимической школы, где прозвучала инициатива о создании внутри Общества секции «Медицинской геологии и биогеохимии». 🔸 Юбилейные даты 2026 года РОСГЕО готовится к масштабным празднованиям: 140 лет с момента создания Горного отдела РНТО (предшественника Общества), 160 лет Русскому научно-техническому обществу и 130 лет первой Всероссийской промышленной выставке. Предложено объединить усилия с РосСНИО и провести ключевое событие на территории «Нижегородской ярмарки» с возможным возобновлением форума «Великие Реки». 🔸 Синергия с ПравоТЭК Вице-президент РОСГЕО, президент «Института ПравоТЭК» Виктор Нестеренко представил отчет о совместных мероприятиях с «ПравоТЭК» за 9 месяцев – от выставок до профильных форумов под эгидой федеральных органов. Это партнёрство укрепляет присутствие геологического сообщества в пространстве государственно-общественного диалога. 📆 С 1 октября стартовала отчётная кампания. Итоги года будут подведены уже в ноябре. РОСГЕО демонстрирует стабильный рост, ориентируясь на регионы, молодежь и научно-практическую интеграцию.
2 недели назад
📖 Правила для земель сельхозназначения при добыче общераспространённых полезных ископаемых Вице-президент НОУ «Институт ПравоТЭК», член Евразийского союза экспертов по недропользованию Наталия Толстых напомнила о правилах в регулировании земель сельхозназначения. 🔸 Границы сельхозугодий устанавливаются и изменяются решением федерального органа, который отвечает за политику и нормы в сфере использования и охраны таких земель. 🔸 Правительство РФ определяет порядок, по которому эти границы фиксируются и корректируются. Переходные положения до 31 декабря 2033 года 1️⃣ Изъятие участков. Разрешено изымать земельные участки из состава сельхозземель, если это необходимо для реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры, перечисленных в ФЗ № 254-ФЗ. 2️⃣ Перевод в другую категорию. Допускается перевод сельхозугодий или отдельных участков в другую категорию земель для добычи общераспространённых полезных ископаемых, если это также связано с приоритетными инфраструктурными проектами. Что относится к приоритетным проектам ▪️ Строительство и реконструкция объектов капитального строительства, определённых стратегиями социально-экономического и пространственного развития РФ. ▪️ Иные объекты федерального, регионального или местного значения, необходимые для обеспечения работы инфраструктуры. ▪️ В перечень входят, в частности, объекты, обеспечивающие модернизацию и увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Перечень утверждает Правительство РФ. ✅ Эти положения важны для недропользователей, так как создают законные основания для добычи общераспространённых полезных ископаемых на землях сельхозназначения при условии реализации инфраструктурных проектов федерального значения. 📆 2-3 октября приглашаем на Всероссийский практикум «Земле-, водо- и лесопользование при недропользовании: изменения в 2025-2026» – обсудим применение этих норм и связанные процедуры на реальных кейсах
3 недели назад
📚 Журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» включён в «Белый список» научных изданий Рады сообщить, что наш журнал официально вошёл в российскую часть Единого государственного перечня научных изданий – ЕГПНИ, сформированного Межведомственной рабочей группой. ЕГПНИ – это механизм мониторинга и оценки научной публикационной активности. Его ключевая цель – повысить значимость отечественных научных журналов, задав приоритет публикациям именно в них. 📖 Одним из ключевых факторов включения в список нашего журнала стало то, что он уже входит в международную геонаучную базу GEOREF. Присутствие в GEOREF подтверждает научную релевантность публикаций. 🗂 Ознакомиться с полным списком журналов можно на официальном сайте ЕГПНИ 👏 Благодарим авторов, экспертов, читателей и всех, кто на протяжении многих лет вносит вклад в развитие журнала и укрепление его научной репутации.
1 месяц назад
📖 Продолжая тему изменения границ участков недр, делимся результатами статьи из журнала «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» №4/25, где эксперты ФГКУ «Росгеолэкспертиза» проанализировали основные нововведения по установлению и изменения границ участков недр. В своей работе Нармин Миркеримова, начальник управления нормативно- методического обеспечения недропользования, и Денис Ерыгин, заместитель начальника отдела международного сотрудничеств, выявили тенденции развития правового регулирования указанных отношений: 🔹 детализация нормативно-правовых требований в целях повышения их определенности и эффективности; дифференциация по видам ПИ; 🔹 экологизация; 🔹 взаимное проникновение норм законодательства о недрах и норм финансового законодательства; 🔹 цифровизация. Отмечены преимущества и недостатки новых Правил установления и изменения границ участков недр № 1693, вступивших силу с 1 марта 2025 г. Преимущества 💡 Гибкость расширения – можно увеличивать участок для изучения и присоединять вышележащие горизонты месторождения без отдельной лицензии. 🔄 Взаимная корректировка – упрощено перераспределение запасов между смежными участками при корпоративной связи пользователей, с одновременным рассмотрением заявок. ♻️ Учёт отходов – допускается включение в границы участка недр территорий с отходами недропользования для их дальнейшего использования. 💧 Подземные воды – появились специальные основания для включения запасов подземных вод и солевых пластов, ранее не урегулированные. 🛢 Гибче условия – сняты ограничения для углеводородного сырья, разведанного за частный счёт, и для отдельных видов полезных ископаемых при невозможности самостоятельной отработки. Недостатки ⚠️ Налоговые риски – любое изменение границ не допускается, если оно ведёт к смене налогового режима (например, появлению обязанности по налогу на дополнительный доход). ❗ Правовая неопределённость – не установлен порядок подготовки справок о налоговых последствиях, выявления нарушений после изменения границ и отмены решений. ⏳ Риск нестабильности – решение об изменении может быть признано недействительным задним числом в течение 20 дней после обнаружения нарушающих обстоятельств. 🧩 Сложность применения – возможны трудности при «взаимной корректировке», когда часть участка может стать фактически непригодной для дальнейшей разработки. Приходите на Практический семинар «Актуальные проблемы недропользования: лицензирование, цифровизация, экспертиза» 18-19 сентября, чтобы задать все интересующие вопросы по Постановлению №1693 напрямую экспертам. 🏛️ Семинар проводится в рамках 11-го Всероссийского форума недропользователей.
1 месяц назад
⁉️ На что обратить внимание при необходимости изменения границ участков недр? 📋 Основной документ, регламентирующий изменения: Правила установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.11.2024 № 1693. Процесс осуществляется в 2 этапа и на 2-х комиссиях: 1️⃣ Комиссия по изменению границ 2️⃣ Комиссия по внесению изменений 💻 Новые основания для изменения границ подаются через ЛКН Некоторые основания для изменения границ: ➡️ Увеличение без прироста запасов: 🔹 Для технических нужд, для геологического изучения (уведомление РГЭ) 🔹 Для технических нужд, для разведки и добычи (уведомление ЦКР/ТКР) ➡️ Увеличение с приростом запасов: 🔹 Прирезка по площади, прирезка по глубине (гос. экспертиза) 🔹 Взаимное изменение (с лицензией на ГИ или с правом на добычу) ✔️ Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2024 г. №1693, вступившее в силу с 1 марта 2025 г, Начальник Управления оформления и изменения лицензий на пользование недрами ФГКУ «Росгеолэкспертиза» Павел Катаев подробно разберет на Практическом семинаре «Актуальные проблемы недропользования: лицензирование, цифровизация, экспертиза»
1 месяц назад
🏛 В чем проблема обоснования госнужды в изъятии участка для недропользования? С 2015 года действует отдельная глава VII.1 Земельного кодекса РФ, регулирующая изъятие земель для государственных и муниципальных нужд. Однако при реализации проектов в сфере недропользования возникают системные сложности: 🔹 нет чёткого определения термина «государственная нужда»; 🔹 непонятно, как доказать «исключительность» такой нужды; 🔹отсутствуют специализированные процедуры с учётом специфики недропользования. ⚖️ Прецедент: решение Верховного Суда В апреле 2025 года ВС РФ конкретизировал условия изъятия сельхозземель для муниципальных нужд, если участок нужен для освоения недр местного значения. Это важный сдвиг, задающий ориентир для последующих дел. 🧱 Ключевые проблемы: 1️⃣ Недостаточная детализация в законодательстве Существующая процедура не учитывает: ▪️ вид недропользования и полезного ископаемого, ▪️ стадию геологоразведки или добычи, ▪️ наличие запасов и проектной документации, ▪️ текущий статус лицензии (включая уведомления о досрочном прекращении). 2️⃣ Универсальные формы документов – не работают Форма ходатайства от Минприроды (2013) была более адаптирована к нуждам недропользователей, чем текущие универсальные формы Росреестра (приказ № П/0151 от 19.04.2022). 🔍 Что можно предпринять уже сейчас: ▪️ Следить за развитием судебной практики, особенно за рассмотрением кассационной жалобы ВС от 17.06.2025. ▪️ Учитывать возможность появления отдельного перечня документов и требований к ходатайствам об изъятии именно в целях недропользования. ▪️ При подготовке ходатайств опираться на структуру и принципы, заложенные в приказ Минприроды № 269. ▪️ Фиксировать все объективные признаки исключительности: наличие лицензии, объёмы запасов, техдокументацию, отсутствие альтернативных участков. 📖 Полный текст статьи Жанны Денисовой, начальника Управления правового обеспечения разработки месторождений и смежного природопользования ФГКУ «Росгеолэкспертиза» в №4/2025 журнала «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление». Актуальные проблемы земельных отношений мы разберем на Всероссийском практикуме «Земле-, водо- и лесопользование при недропользовании: изменения в 2025-2026 гг.»
1 месяц назад
Какие законы о недрах вступают в силу с 1 сентября 2025 На Практическом семинаре по недропользованию Института «ПравоТЭК» об этом расскажет Максим Киржиманов, заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования, к.ю.н. 1️⃣ Правила разработки месторождений УВС 📋 Приказ Минприроды России и Роснедр № 110/02 от 17.03.2025 (взамен приказа Минприроды России № 356 от 14.06.2016) 📆 Вступают в силу с 1 сентября 2025 г. ➡️ Действуют по 31 августа 2031 г. 🔸 Включает техническое переиздание действующих Правил № 356 ✅ Технические проекты, согласованные и утвержденные до вступления в силу новых Правил, действуют до окончания срока их действия, приведение их в соответствие с новыми Правилами не требуется 2️⃣ Правила разработки месторождений ТПИ 📋 Приказ Минприроды России и Роснедр № 209/03 от 15.04.2025 📆 Вступают в силу с 1 сентября 2025 г. ➡️ Действуют по 31 августа 2031 г. ✅ Технические проекты, согласованные и утвержденные до вступления в силу Правил, действуют до окончания срока; приведение в соответствие не требуется ❕ Установлены допустимые отклонения уровня фактической годовой добычи от установленной в техническом проекте: 🔸 ТПИ – плюс 20, минус 50; 🔸 ОПИ по ст. 19.1 Закона «О недрах» – в соответствии с фактически достигнутыми (согласно потребностям); 🔸 Вскрыша – исходя из допустимых отклонений от уровней добычи ТПИ, утвержденных в техническом проекте. Все актуальные изменения законодательства о недрах и практику работы мы рассмотрим на Практическом семинаре «Актуальные проблемы недропользования: лицензирование, цифровизация, экспертиза» 18-19 сентября.
1 месяц назад
🚧 Согласование строительства объектов: пошаговая процедура О порядке согласования строительства объектов капитального строительства на территориях, где возможна добыча полезных ископаемых, Жанна Денисова, начальник Управления правового обеспечения разработки месторождений и смежного природопользования ФГКУ «Росгеолэкспертиза», рассказала на Всероссийском практикуме по недропользованию. Этапы процедуры 1️⃣ Получение выписки из специальных карт (схем) 🔸 Сведения предоставляются через ФГИС «ЕФГИ» по запросу, с авторизацией через ЕСИА. 🔸 Выписка подтверждает наличие или отсутствие месторождений и участков недр в границах планируемого строительства. 🔸 Документ формируется в электронном виде. 🔸 Действие выписки прекращается, если появляется новое месторождение, поставленное на учет в ГБЗ, о чём заявитель уведомляется. 2️⃣ Получение решения о согласовании строительства 🔸 Этот этап необходим, если выписка показала, что участок пересекается с месторождениями или недрами, предоставленными по «добычной» или «сквозной» лицензии. Важно знать для запроса выписки ▪️Данные о заявителе: ▪️для юрлица — наименование, организационно-правовая форма, ИНН, СНИЛС представителя, контакты; ▪️для физлица — ФИО, ИНН, СНИЛС, контакты. ▪️Информация об участке: ▪️координаты угловых точек (ГСК-2011), ▪️кадастровый номер (при наличии). 🏛 Приглашаем вас подробнее обсудить этот и другие вопросы на Практическом семинаре «Актуальные проблемы недропользования: лицензирование, цифровизация, экспертиза», который состоится 18-19 сентября
1 месяц назад
Ограничение на предоставление участков из состава земель сельхоз назначения: что меняет 52-ФЗ для перевода участков и добычи ПИ 📖 По материалам выступления Наталии Толстых, Вице-Президента «Института ПравоТЭК», члена Евразийского союза экспертов по недропользованию, на Всероссийском практикуме по недропользованию. Нормативная база и сроки 🔸 Федеральный закон от 1.04.2025 № 52-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». 🔸 Вступает в силу с 1 марта 2026 года (за исключением отдельных положений). Новый порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель с/х назначения 1️⃣ Кто принимает решение. Акт о переводе земель сельхозназначения (кроме находящихся в федеральной собственности) принимает исполнительный орган субъекта РФ в соответствии с законом субъекта, предусматривающим такой перевод. 2️⃣ Роль высшего должностного лица. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит в законодательный орган субъекта законодательную инициативу о переводе земель либо принимает акт об отказе в переводе. 3️⃣ Заключение федерального органа. Законодательные инициативы о переводе сельхозугодий/участков из земель сельхозназначения в другую категорию рассматриваются законодательным органом субъекта при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, который формирует политику и регулирует сферу использования и охраны земель сельхозназначения. Прямые запреты (добыча общераспространённых полезных ископаемых) ▪️ С 1 января 2027 года перевод сельхозугодий или участков из земель сельхозназначения в иную категорию в целях добычи общераспространённых полезных ископаемых не допускается. ▪️ Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд участков из состава земель сельхозназначения, занятых сельхозугодьями, в целях добычи общераспространённых полезных ископаемых. ✅ 2-3 октября приглашаем на Всероссийский практикум «Земле-, водо- и лесопользование при недропользовании: изменения в 2025-2026» – обсудим применение этих норм и связанные процедуры на реальных кейсах.
2 месяца назад
Мультисценарная оценка эффективности нефтегазовых проектов Генеральный директор ООО «ЭКАП» Елена Дьячкова рассмотрела вопросы, связанные с определением макроэкономических параметров при оценке экономической эффективности нефтегазовых проектов. 📖 Работа опубликована в журнале «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление», № 4, 2025 О чём статья 🔹 Проанализированы особенности динамики этих параметров в 2024–2025 гг. и актуальные прогнозы мировых цен на нефть. 🔹 Сделан вывод о возможности «шоковых» сценариев на нефтяном рынке с падением цен до 40 $/барр. и ниже. 🔹 Показано, что «точечный» выбор сценарных условий делает оценку условной и не отражающей реальную жизнеспособность проектов. 🔹 Предложен метод на базе мультисценарных расчётов с разделением сценариев по степени вероятности. Особенности мультисценарного подхода ▫️ Полное покрытие области допустимых сценариев. Отпадает необходимость подбирать «точечные» сочетания макропараметров (цена нефти, курс доллара, инфляция, цены на нефтепродукты). ▫️ Единый финансовый расчёт показателей эффективности (ЧДД, ВНД) по всем вариантам условий одномоментно. ▫️ Диапазоны параметров: от минимально до максимально допустимых значений с заданным шагом; для цены нефти — шаг 5–10 $/барр. ▫️ Результат: многовариантные показатели эффективности с учётом всей совокупности допустимых условий. Критерии отнесения проекта ▪️Эффективный: при всех высоковероятных и вероятных ценовых сценариях ЧДД > 0 и ВНД достигает целевого уровня (например, 15%). ▪️Субэффективный: при всех высоковероятных сценариях ЧДД > 0 (целевой ВНД достигнут), но часть вероятных сценариев даёт отрицательный результат → требуются меры налоговой поддержки и/или снижение затрат. ▪️Неэффективный: если при каких-либо высоковероятных сценариях ЧДД отрицателен. Что показывают расчёты ▪️Включение консервативных/«шоковых» сценариев (низкие цены на нефть и низкий курс доллара) переводит ряд месторождений из категории эффективных в субэффективные и неэффективные. ▪️Если до 2025 г. такие сценарии считались маловероятными и не брались как базовые, то в 2025 г. они стали реальностью и прогнозируемой с учётом геополитики тенденцией. Зачем это нужно ✅ Подход позволяет определить весь комплекс условий безубыточности — сочетаний цен, валютных курсов, инфляции и др., при которых проект соответствует целевым показателям эффективности, и условий, при которых — нет. ✅ С учётом деления сценариев на высоковероятные / вероятные / низковероятные проект можно отнести к эффективным, субэффективным или неэффективным. ✅ В отличие от традиционного «точечного» подхода, где безубыточность выражается лишь ценой нефти в $/барр. и не отражает сопряжённые макропараметры. ✔️ Результаты мультисценарных расчётов дают реалистичную оценку экономической эффективности нефтегазовых проектов с учётом различий показателей при разных налоговых режимах и повышают обоснованность решений при переходе на режим НДД.
2 месяца назад