Во второй половине XIX века Европу и Америку захлестнула мода на Японию. Это произошло неспроста: в 1853 году Япония была вынуждена прекратить свою изоляцию и включиться в процесс мировой торговли и глобализации. Открытие этой "экзотической" страны не смогло остаться незамеченным и не повлиять на искусство и, конечно, моду. Общество Старого и Нового света буквально "заболело" страной восходящего солнца: торговые фирмы стали возить всякие "диковинки", появились коллекционеры японской живописи, керамики, богачи заказывали архитекторам оформление интерьеров своих домов в японских мотивах, художники вдохновлялись японским искусством в создании своих работ (так в Англии, например, появился англо-японский стиль в архитектуре и предметном дизайне). Именно японизм с характерной ему тягой к природным мотивам и вытянутым линиям питал корни будущего стиля модерн! Но вернёмся к костюму: запрос на японское был настолько высок, что многие торговые фирмы, универмаги, например хорошо известный сегодня лондонский универмаг Liberty & Co, стали импортировать кимоно, аксесуары и шелка. Сегодня в музеях можно встретить ряд костюмов викторианской эпохи, вполне отвечающих западноевропейским модам, но сшитых из японских тканей, традиционно использовавшихся для кимоно. Вошли в моду и так называемые "чайные платья" - более расслабленные варианты женской одежды для дома, под которые не надевался корсет - также нередко сшитые "по образу и подобию" кимоно. Тяга к экзотике и ориентализму не отступила и в прекрасную эпоху, а наоборот набрала силу. Именно тогда, в середине 1890-х, в Париже появилась марка Babani, прославившаяся тем, что предложила европейским женщинам в качестве домашней одежды использовать подлинные нагадзюбаны - "нижнее кимоно", разновидность нательного белья, которую японцы носили под кимоно. Нагадзюбаны были не менее нарядными, но облегченными вариантами кимоно, что делало их намного удобнее. Коммерсант и основатель марки Витальди Бабани позаботился же договориться с поставщиками в Японии так, чтобы экспортные товары соответствовали вкусам и ожиданиям европейцев - отличались нарядностью и парижским шиком. Мода на нарядные японские нагадзюбаны не обошла, разумеется, и Россию, о чём наглядно говорит эта фотография, сделанная в фотоателье известного русского фотохудожнка Алексея Михайловича Иваницкого. На ней модная дама позирует в шёлковом нагадзюбане наподобие тех, что продавала фирма Babani и что сегодня можно увидеть в коллекции Института костюма Киото. Фото: Lamanova.Online , gallica.bnf.fr, kci.or.jp Ещё подробнее о нашей коллекции городских мод в дореволюционных фотографиях пишем в нашем ТГ-канале Франт с ба́нтом
1 год назад