Закреплено автором
Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
29,7K · 1 год назад
Статьи
175 прочтений · 2 дня назад
Вельможу XVIII века невозможно было представить без парика, служившего в качестве прически, символа, даже головного убора. Естественная прическа из собственных волос была уделом простолюдинов. В XVIII веке парики меняли форму и длину; они становились то выше, то укорачивались. Каждый вариант имел название и предназначался для определенных случаев. С 1700-х годов в России носили пышные длинные алонжевые парики с локонами до плеч. Их название произошло от французского слова allongement — «удлинение». С 1715 года парики стали укорачивать, в 1740-е годы вошли в моду высокие модели с тупеем-хохолком, в 1750-е — короткие, с буклями по бокам. Стоили парики дорого, лучшие образцы делали из светлых, желательно женских волос, самые дорогие — из волос девственниц. Более дешевые были из конского волоса и льна. Этот аксессуар требовал регулярных забот парикмахера и немалого количества пудры, которую импортировали из Франции. С 1724 года пудру на основе крахмала и ароматических добавок стал производить московский завод купца Чиркина. Пышный парик сочетался с гладко выбритым лицом. Бороду перестали носить в России в связи с запретом императора Петра I, а усы вышли из моды. . «Когда я жил в Казани…» Россия, вторая половина XVIII века. Гравюра П.Н. Чуваева. © Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Картина. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Россия, середина XVIII в. Автор: Неизвестный художник. Высота: 137 см; ширина: 100 см. © Музеи Московского Кремля
137 прочтений · 3 дня назад
Сегодня в рубрике рассматриваем великолепные двуствольные пистолеты (пуфферы) с колесцовыми замками. Они были выполнены в Аугсбурге в 1580-1590 годы. Пистолеты отличаются особой виртуозностью исполнения, богатством и художественным совершенством украшений. Их стволы покрыты сплошным слоем золочения и украшены, как и другие металлические детали, резьбой и гравировкой. Особого внимания заслуживает отделка рукоятей — они инкрустированы плакетками из кости с гравированными и покрытыми темно-зеленой краской изображениями животных и птиц, дам и кавалеров в модных костюмах конца XVI века. Рукояти пистолетов типа «пуффер» отличаются характерными шарообразными навершиями. Считается, что они были нужны для того, чтобы всаднику было удобнее на ходу доставать пистолеты из специальных чехлов (ольстр), прикрепленных к седлу. Длина общая: 58 см; длина ствола: 36,2 см; калибр: 11,5 мм. . © Музеи Московского Кремля
273 прочтения · 5 дней назад
Мы часто рассказываем, сколь популярен был жемчуг как материал украшения разных предметов. Однако цена его была очень высока. Поэтому часто ювелиры имитировали его, заполняя белой эмалью тонкие сканые изящные колечки. Так возникали бусины, напоминающие жемчужины — «эмалевый жемчужник». Этой техникой украшена братина, выполненная в 1662 году мастерами Серебряной палаты братьями Василием и Федором Ивановыми. Крышка и лепестки, образующие сосуд, вырезаны из кости и украшены эмалевым обрамлением. На подставке чаши, по краю сосуда, на крышке — узоры, выполненные в технике эмали по скани. Они напоминают вышивки, которыми в ту пору украшали праздничные, выходные наряды девушек. Край чаши опоясывает ожерелье, состоящее из «эмалевого жемчужника». . © Музеи Московского Кремля
79 прочтений · 6 дней назад
Попасть в переплет. Оклад на Евангелие. XVIII век
Сегодня в рубрике рассматриваем изящный серебряный оклад на Евангелие. Верхняя и нижняя доски оформлены идентично, сплошь декорированы сканым растительным узором на золоченом фоне. К верхней доске прикреплены фигурные застежки...
220 прочтений · 1 неделю назад
Флирт составлял чуть ли не главное занятие в жизни светских красавиц галантного века (с 1715 по 1770-е). И одним из главных орудий любовной игры был веер. Складные веера имели две разновидности: plie — от французского слова le pli — «складка» и brisé, что в переводе с французского означало «сломанный». Модель brise являлась конструкцией, составленной из отдельных твердых пластин, они соединялись внизу у основания и расходились в верхней части. Материалами для изготовления пластин служили слоновая кость, дерево и перламутр. Веер plie представлял собой экран из шелка или пергаментой бумаги, который имел складки и мог собираться в гармошку. Оправу plie, она называлась «станком», делали из перламутра, панциря черепахи или серебра, украшали драгоценными камнями, эмалью, накладным декором из цветной фольги. На экране в технике гуаши или акварели художники изображали мифологические сюжеты, красивые пейзажи, пасторали — идиллические сценки на лоне природы. Главным центром производства вееров стала Франция, к созданию «орудия кокетства» привлекали знаменитых живописцев Ж.-А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-О. Фрагонара. . Веер. Деталь. Россия, Санкт-Петербург, 1899-1908. Фирма К. Фаберже. Мастер: Вигстрем Генрих, художник: Ван Гарден. Длина: 22,7 см; ширина: 1,8 см . © Музеи Московского Кремля
228 прочтений · 1 неделю назад
Что такое антре, антреме и ордевр? В XVIII веке эти слова знали все образованные господа. Они означали разнообразные прихотливо оформленные кушанья. Согласно этикету того времени, гости пира отведывали понемногу тех яств, которые им нравились, а делом метрдотеля было выстроить кушанья в правильном порядке и сочетаниях. Основные блюда каждой перемены сопровождались холодными и горячими закусками — антре (от французского entrée «вход»). Были и другие закуски, которые завершали подачу, — ордевры (от французского horsd’oeuvre «вне работы»). Они аккомпанировали основным яствам и усиливали вкусовые ощущения. Между переменами подавали большие и малые антреме (от французского entrémets  «между кушаньями») — блюда, которые отличались по способу приготовления от основных. Первой переменой были супы и похлебки, которые дополняли антре: индейки, пироги королевские, утки с соком, рулады из кроликов. К десяти супам могли подать двадцать четыре антре, а потом завершить подачу ордеврами в количестве тридцати двух блюд на пятьдесят гостей! Главные кушанья второй перемены противостояли друг другу способами приготовления, например, жаркое и дичь, зажаренная целиком. . Тарелка из большого сервиза фельдмаршала П.А. Румянцева. Германия, Саксония, Майсенская фарфоровая мануфактура, 1770-1780 гг. Диаметр: 23,5 см. . © Музеи Московского Кремля
140 прочтений · 1 неделю назад
Ставы из собрания Музеев Московского Кремля
В былые времена ножи и вилки хранили и ставили на столах в специальных предметах — деревянных ставах. Став представлял собой высокую узкую стопу с отверстиями внутри и со съемной крышкой. Ставы резали из мягких пород дерева, как правило, липы. Ставы, предназначенные для парадного быта, обивали снаружи тонкими серебряными листами с разнообразными орнаментами. На серебряной оправе става, выполненного в 1696 году в Сольвычегодске (илл. 1), присутствуют изображения крупных тюльпанов и популярных в русском искусстве XVII века аллегорий «Четырех времен года»...
264 прочтения · 2 недели назад
Кунган — кувшин с узким горлом, применявшийся в Азии для умывания и мытья рук. В России кунган появился в XVI—XVII веках. В нашем собрании хранится несколько подобных кувшинов. Один из них вы можете увидеть в Патриаршем дворце — верхняя и нижняя части его корпуса чеканены «ложками», через одну украшенными резными цветами на стеблях, а тонкий изогнутый носик завершается головой дракона🐲 . Кувшин (кунган). Россия, XVII в. . © Музеи Московского Кремля
345 прочтений · 2 недели назад
Почетное место на дворянском столе XIX века занимали каши. Ели их чаще не на завтрак, а включали в обеденное меню. В ассортимент молочных каш входили рисовая, пшенная, гречневая, ячневая и полбяная. Вкусную душистую кашу готовили из зеленой ржи, а самую ароматную варили из розовых лепестков — именно ее рецептом поделимся сегодня 👇 «Оборвите несколько роз и истолките листочки в ступке как можно мельче; выпустите в ступку белок яйца и подбавьте столько картофельного крахмала, сколько нужно, чтобы из массы вышло густое тесто. Потом протрите тесто сквозь сито на сухую доску и высушите на солнце. Таким образом, вы получите превосходную крупу. Каша из нее варится на сливках. Можно подбавить в нее немного сахара, если она покажется не довольно сладкой», из журнала «Эконом». А вы когда-нибудь пробовали кашу из лепестков роз? Если нет, то летом как раз можно это сделать 😊 . © Музеи Московского Кремля
323 прочтения · 2 недели назад
Сегодня, в Международный день защиты детей, хотим показать вам очаровательный ковш из нашего собрания. На его дне – гравированная дарственная надпись курсивом: «Внучку милому Алексею Сергеевичу от дедушки Алексея Сергеевича 5 октября 1903 г.» ❤️ Ковш выполнен в 1903 году в мастерской эмальера прусского происхождения Фридриха Морица Рюкерта, которого на русский манер называли Федором Ивановичем. Именно благодаря его работам отечественное искусство живописи по эмали стало известно во всем мире. Эмалевые произведения мастерской Федора Рюкерта ценились иностранцами за их самобытность и виртуозное рукотворное мастерство. . Ковш. Россия, Москва, 1903. Мастер: Федор Иванович Рюкерт. . © Музеи Московского Кремля
214 прочтений · 2 недели назад
Cегодня в Парадном вестибюле Оружейной палаты открылась выставка, посвященная истории настольных игр! Вы узнаете об играх от эпохи Средневековья и до начала XX века: шахматах, шашках, трик-траке, картах, головоломках и том, как они проникли на территорию нашей страны. Выясните, как мода определяла популярность одних игр и спад интереса к другим в разные периоды истории. На выставке «Во что играли наши предки» вы познакомитесь с «настольными путешествиями», с помощью которых игроки узнавали названия городов и схемы реальных железнодорожных маршрутов и увидите разные экспонаты: от археологических находок до принадлежностей для бирюлек и шахмат, вырезанных собственноручно императрицей Екатериной II. Если вы любите настольные игры, то наша замечательная камерная выставка несомненно вам понравится. Выставка работает до 11 сентября. Билет входит в стоимость посещения Оружейной палаты. Приходите! А тем, кто хочет еще глубже погрузиться в увлекательную историю появления настольных игр в России, рекомендуем нашу тематическую лекционную программу с посещением выставки «"Все на свете любят игру". Настольные игры в России в XV - начале XX века». . @ Музеи Московского Кремля
287 прочтений · 3 недели назад
В нашем собрании хранится древний образок-змеевик. На одной стороне образка изображены неизвестные святые, а на другой — змеиное гнездо/змеевидная композиция с человеческой личиной в центре и симметрично отходящими от нее четырьмя змеиными туловищами с десятью головами. Композиция на лицевой стороне определяется современными исследователями как изображение двух неизвестных святых. К сожалению, положение рук и особенности передачи ликов и облачений не ясны из-за плохого качества отливки и сильной потертости рельефа. По тем же причинам сложно определить, кого или что изображает крестообразная фигура между неизвестными святыми. Некоторые исследователи предполагают, что это может быть погрудное изображение Спаса с воздетыми руками и тремя нисходящими от него вниз лучами, но пока что эту версию нельзя считать окончательно доказанной. По краю образка — полоса греческой надписи: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля». . Образок-змеевик. Киевская Русь, XII-XIII вв. Диаметр: 5,4 см. . © Музеи Московского Кремля
Ролики
Видео