Закреплено автором
Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
30,6K · 1 год назад
Статьи
6 прочтений · 5 часов назад
Роспись разноцветными эмалевыми красками по однотонному эмалевому фону — «фирменный знак» мастеров Сольвычегодска. Эти яркие эмали часто называют «усольскими» (от древнего названия Сольвычегодска — Усолье), ими украшали культовые предметы и вещи светского обихода — чаши, стаканы, ларцы, черенки ножей и ложек. «Усольские» эмали пользовались большой популярностью в Москве при царском и патриаршем дворах. А сегодня вы можете любоваться ими в Оружейной палате, в зале, посвященном русскому ювелирному искусству XVII-начала XX века. В сувенирной коллекции нашего музея также представлена тема «усольских» эмалей: характерным ярким декором украшены предметы для чаепития и сахарница, которую можно использовать и как шкатулку для украшений. Чашки с блюдцами выполнены из костяного фарфора совместно с Императорским Фарфоровым заводом. Роспись – авторская работа художницы Татьяны Чапургиной. Приобрести эти и другие сувениры Музеев Московского Кремля можно в музейных магазинах в выставочном зале Успенской звонницы, у Патриаршего дворца, в Александровском саду и Оружейной палате. . Чаша. Россия, Сольвычегодск, около 1692. Мастера: Братья Поповы (?). Высота: 4,4 см; диаметр: 14,7 см Чаша. Россия, Сольвычегодск, 1690-е гг. Мастер: Максим Буравкин (?). Диаметр: 15,4 см; высота: 4,5-5,2 см. . © Музеи Московского Кремля
66 прочтений · 1 день назад
Эта великолепная иранская сабля была подарена царю Алексею Михайловичу 29 сентября 1646 года князем Яковом Куденетовичем Черкасским. Ее клинок откован из булатной стали. Высокое качество клинка подтверждается клеймом мастерских иранских шахов с изображением льва. Рукоять выполнена из темно-зеленой яшмы с красными прожилками. Навершие и крестовина рукояти, а также прибор ножен сабли (устье, наконечник и пять обоймиц) с внешней стороны декорированы бирюзовой мозаикой, рубинами и изумрудами. В центре каждой обоймицы ножен закреплены круглые золотые накладки с алмазами. Среди сабель, бывших с царем Алексеев Михайловичем в военном походе в 1655 году, сабля поднесенная князем Черкасским, была написана первой. Спустя 32 года она все еще имела чрезвычайно высокий статус: в переписной книге 1687 года сабля числилась в составе сабель «Большого наряда» под вторым номером. Сабли «Большого наряда» государя поражают своей красотой — в этом посте показывали саблю царя Михаила Федоровича. . Сабля «Большого наряда» и ножны с поясом. Иран, первая половина XVII века. Длина общая 101 см, длина клинка 89 см. . © Музеи Московского Кремля
84 прочтения · 2 дня назад
Солнце, луна, стебли с листьями пальмы в серебряных сокровищах Омана
В декоре предметов исламского искусства часто можно увидеть арабески, геометрические формы, небесные светила и антропоморфные изображения. Предлагаем вместе рассмотреть эти мотивы на примерах экспонатов выставки «Серебряные сокровища Омана». Арабески — это разновидность орнамента, состоящего из стилизованного разветвленного стебля с листьями пальмы, также этот термин применяется для обозначения сложного декоративного узора с использованием стилизованных мотивов из растительного и животного мира....
197 прочтений · 3 дня назад
«Орловский» сервиз
Более двух тысяч восьмисот предметов включал в окончательном варианте знаменитый гранд-сервиз императрицы Екатерины II, названный впоследствии «Орловским». Его стилистическое решение разработали представители семьи французских серебряников Ретье, однако они учитывали пожелания русской императрицы. Производство заняло порядка четырех лет, а общая стоимость приблизилась к 300 тысяч рублей. Гранд-сервиз состоял из трех частей: столовый сервиз, десертная часть и поставец для вина, располагавшийся на отдельном столе...
113 прочтений · 4 дня назад
Выставка «Князь Владимир Серпуховской и бояре Вельяминовы. Дружина Дмитрия Донского»
Более 140 предметов XIV–XV веков были найдены во время археологических работ в Тайницком саду и Большом Кремлевском сквере в Московском Кремле в 2020–2021 годах. И начиная с сегодняшнего дня вы сможете увидеть некоторые из них на выставке в Государственном военно-историческом и природном музее-заповеднике «Куликово поле»! Писало с рельефным декором, металлические бляхи-накладки с изображениями драконов, детали пластинчатого доспеха, редчайшие образцы облачений XV века (параман, погребальная кожаная...
130 прочтений · 5 дней назад
Спрашиваете — отвечаем: что из этого чернильница?
Вам было интересно, что из представленных предметов является чернильницей. Отвечает хранитель предмета Екатерина Щербина: «В этом приборе чернильницей является часть в виде бочонка (эту форму также иногда называют «тыковкой», что вполне объяснимо, учитывая место создания предмета). В верхней части чернильницы есть небольшая крышка, которая визуально как бы закрыта на золоченые «ремешки» (их хорошо видно на фото)...
145 прочтений · 6 дней назад
В 1236-1240 гг году хан Батый вместе со своим войском прошел по землям русских княжеств. В результате этого страшного нашествия развитая культура древнерусских княжеств пришла в упадок, прекратилось каменное строительство, десятки тысяч жителей погибли, многие были угнаны в рабство, письменные источники уничтожены, разнообразные ремесла утрачены. Все это надолго затормозило развитие русских городов. О трагической истории Батыева нашествия напоминает обожженная рельефная икона «Святой Савва Освященный» из владимирского «клада священнослужителя». Небольшая икона размером 5,6 × 4,7 см была выполнена в конце XII — начале XIII века, она обожжена, но местами сохранились следы позолоты. Преподобный Савва Освященный (439–532) — христианский святой, основатель одного из древнейших ныне действующих монастырей — лавры Саввы Освященного под Иерусалимом. Именно он создал Иерусалимский богослужебный устав, используемый в настоящее время во всех поместных православных церквях. Увидеть эту замечательную икону и другие выдающиеся памятники вы можете на выставке «Русский Феникс. Суздальская земля», которую мы проводим совместно с Государственным Владимиро-Суздальским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.  Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. . © Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
713 прочтений · 1 неделю назад
Броши работы ювелиров фирмы К.Фаберже
Из золота и платины, украшенные бриллиантами, эмалями и камеями, маленькие и большие, в виде цветов и геометричные — все это броши из нашего собрания, выполненные талантливыми ювелирами фирмы К. Фаберже...
245 прочтений · 1 неделю назад
8 августа (по новому стилю) 1824 года, в Дармштадте родилась будущая российская императрица Мария Александровна. Ее коронационное платье можно увидеть в Оружейной палате. Оно сшито из гладкой серебряной парчи и украшено вышивкой серебром и блестками в виде гирлянды из листьев плюща, фантазийных цветов с объемными, сплетенными из серебряных нитей лепестками и крупных, закрученных подобно перьям, листьев папоротника. Как свидетельствуют документальные источники, эта вышивка была исполнена по заказу камер-фрау ее императорского величества Каролины Карловны фон Винклер в золотошвейной  мастерской «А. Ломан» в Санкт-Петербурге. Вместе с платьем в Оружейную палату 17 сентября 1856 года были переданы туфли из белого атласа с розеткой из блондов. На одной из туфель сохранился бумажный ярлык с маркой фирмы: Auclair. Gauche. Petite Morskoy. Maison Beilstein. . Платье коронационное императрицы Марии Александровны. Россия, 1856 г. Длина лифа: 24 - 32 см; длина рукава: 90 см; длина шлейфа: 318 см; длина юбки: 114 см. Портрет ее императорского величества (по рисунку М.А. Зичи). С хромолитографии из книги: Описание священнейшего коронования их императорских величеств государя императора Александра Второго и государыни императрицы Марии Александровны всея России 1856 год. . © Музеи Московского Кремля
68 прочтений · 1 неделю назад
«Олимпийский» сервиз и любовь
Только любовь, только счастливый брак — так можно было бы охарактеризовать сюжеты роскошного «Олимпийского» сервиза. Здесь вы не найдете изображений хтонических, «агрессивных» богов — Нептуна-Посейдона, Плутона-Аида, Марса-Ареса. И даже изображения силача Геркулеса здесь посвящены не его подвигам, а семейным отношениям. Кровопролитной войне, миру мертвых, непредсказуемой и коварной стихии нет места на свадебном торжестве. Здесь также нет ни одного сюжета, где главными героинями были бы богини-девственницы — Минерва-Афина и Диана-Артемида...
188 прочтений · 1 неделю назад
6 августа (24 июля) — день памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба, которые считаются покровителями русских князей и русского воинства в их ратных подвигах. Борис и Глеб — сыновья равноапостольного великого князя Киевского Владимира Святославича и братья князя Ярослава Мудрого. Преданные смерти старшим братом Святополком Окаянным и канонизированные при Ярославе Мудром, святые Борис и Глеб явились важнейшим символом русской святости, первыми святыми, кровно связанными с русскими землями. Изображение первых русских страстотерпцах можно найти на многих памятниках в нашем собрании. Сегодня рассмотрим икону «Благословенно воинство Небесного Царя», которая была написана в Москве, в третьей четверти XVI века. Образ является уменьшенным повторением знаменитой иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», написанной во время правления великого князя Василия III и находившейся в Успенском соборе Московского Кремля, а ныне хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. На нем изображена торжественная процессия конных и пеших воинов, возглавляемых скачущим на крылатом коне архистратигом Небесного воинства архангелом Михаилом. Шествие, разбитое на три потока, движется от объятого пламенем града по направлению к Небесному Иерусалиму. Внутри Святого Града восседает на троне Богоматерь. На Ее руках — младенец Христос, раздающий венцы, которые подлетающие к Нему ангелы относят воинам. Воины верхнего и нижнего рядов, головы которых окружены нимбами, изображены верхом. Среднюю колонну составляет группа пеших воинов, представленных без нимбов. Замыкает их строй всадник на белом коне в царском венце и с крестом в руке. Согласно более поздней надписи, это византийский император Константин Великий. Воины верхнего ряда имеют отличительные признаки царского или княжеского достоинства: короны, княжеские шапки и шубы. Среди изображенных — ветхозаветные цари и русские князья. В конце колонны изображены равноапостольный князь Владимир и его сыновья, святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Нижний ряд образуют многочисленные святые воины-мученики. . © Музеи Московского Кремля
280 прочтений · 2 недели назад
Этот роскошный письменный прибор по преданию принадлежал императрице Екатерине II. Композиция поражает воображение: на относительно небольшом основании (41×30 см) парижский ювелир, имя которого до настоящего времени не удалось установить, разместил множество любопытных элементов. В центре настольного украшения возвышается покрытый пластинами халцедона четырехгранный обелиск. Бабочка из перламутра закрывает отверстие вверху обелиска, в который помещали золотой пенал с линейкой, циркулем и складным перочинным ножиком. Внимание привлекают золотой картуш с усыпанными бриллиантами часами и декоративная пальма из цветного золота, рядом можно увидеть золотую вазу, крышка которой служила колокольчиком, декоративные обломки мраморных колонн, два из которых являются чернильницей и песочницей, театральную маску, печатку из сердолика с ручкой в виде миниатюрной золотой лиры и другие предметы. Два путти c измерительными инструментами в руках — воплощение идеалов эпохи Просвещения — олицетворяют аллегорическое изображение наук. Книги из золота и гелиотропа являются шкатулкой с выдвижными ящичками. В одном из них хранится книжечка «Le petit Almanach de Berlin pour l’An bissextil, 1780» в розовом шелковом переплете. На циферблате указано имя знаменитого французского мастера Жана-Антуана Лепина — L’EPINE Á PARIS — придворного часовщика королей Людовика XV и Людовика XVI, а позднее — императора Наполеона I. Вероятно, созданный им механизм позднее был заменен: сохранившийся выполнен швейцарскими часовщиками Анри и Жаном Робером Мелли, которые в 1789‒1794 гг. продолжали работу основанного в 1769 году семейного предприятия Les Frères Melly & Cie под несколько измененным именем. Рассмотреть в деталях этот удивительный прибор вы можете в нашем видео, посвященном реставрации экспоната. . Письменный прибор с часами Париж, 1780 (?); часовой механизм – Женева, часовая мастерская Братья Мелли, 1789‒1794. . © Музеи Московского Кремля
Ролики
Видео