Закреплено автором
Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
29,4K · 1 год назад
Статьи
224 прочтения · 2 дня назад
Почетное место на дворянском столе XIX века занимали каши. Ели их чаще не на завтрак, а включали в обеденное меню. В ассортимент молочных каш входили рисовая, пшенная, гречневая, ячневая и полбяная. Вкусную душистую кашу готовили из зеленой ржи, а самую ароматную варили из розовых лепестков — именно ее рецептом поделимся сегодня 👇 «Оборвите несколько роз и истолките листочки в ступке как можно мельче; выпустите в ступку белок яйца и подбавьте столько картофельного крахмала, сколько нужно, чтобы из массы вышло густое тесто. Потом протрите тесто сквозь сито на сухую доску и высушите на солнце. Таким образом, вы получите превосходную крупу. Каша из нее варится на сливках. Можно подбавить в нее немного сахара, если она покажется не довольно сладкой», из журнала «Эконом». А вы когда-нибудь пробовали кашу из лепестков роз? Если нет, то летом как раз можно это сделать 😊 . © Музеи Московского Кремля
233 прочтения · 3 дня назад
Сегодня, в Международный день защиты детей, хотим показать вам очаровательный ковш из нашего собрания. На его дне – гравированная дарственная надпись курсивом: «Внучку милому Алексею Сергеевичу от дедушки Алексея Сергеевича 5 октября 1903 г.» ❤️ Ковш выполнен в 1903 году в мастерской эмальера прусского происхождения Фридриха Морица Рюкерта, которого на русский манер называли Федором Ивановичем. Именно благодаря его работам отечественное искусство живописи по эмали стало известно во всем мире. Эмалевые произведения мастерской Федора Рюкерта ценились иностранцами за их самобытность и виртуозное рукотворное мастерство. . Ковш. Россия, Москва, 1903. Мастер: Федор Иванович Рюкерт. . © Музеи Московского Кремля
173 прочтения · 3 дня назад
Cегодня в Парадном вестибюле Оружейной палаты открылась выставка, посвященная истории настольных игр! Вы узнаете об играх от эпохи Средневековья и до начала XX века: шахматах, шашках, трик-траке, картах, головоломках и том, как они проникли на территорию нашей страны. Выясните, как мода определяла популярность одних игр и спад интереса к другим в разные периоды истории. На выставке «Во что играли наши предки» вы познакомитесь с «настольными путешествиями», с помощью которых игроки узнавали названия городов и схемы реальных железнодорожных маршрутов и увидите разные экспонаты: от археологических находок до принадлежностей для бирюлек и шахмат, вырезанных собственноручно императрицей Екатериной II. Если вы любите настольные игры, то наша замечательная камерная выставка несомненно вам понравится. Выставка работает до 11 сентября. Билет входит в стоимость посещения Оружейной палаты. Приходите! А тем, кто хочет еще глубже погрузиться в увлекательную историю появления настольных игр в России, рекомендуем нашу тематическую лекционную программу с посещением выставки «"Все на свете любят игру". Настольные игры в России в XV - начале XX века». . @ Музеи Московского Кремля
246 прочтений · 6 дней назад
В нашем собрании хранится древний образок-змеевик. На одной стороне образка изображены неизвестные святые, а на другой — змеиное гнездо/змеевидная композиция с человеческой личиной в центре и симметрично отходящими от нее четырьмя змеиными туловищами с десятью головами. Композиция на лицевой стороне определяется современными исследователями как изображение двух неизвестных святых. К сожалению, положение рук и особенности передачи ликов и облачений не ясны из-за плохого качества отливки и сильной потертости рельефа. По тем же причинам сложно определить, кого или что изображает крестообразная фигура между неизвестными святыми. Некоторые исследователи предполагают, что это может быть погрудное изображение Спаса с воздетыми руками и тремя нисходящими от него вниз лучами, но пока что эту версию нельзя считать окончательно доказанной. По краю образка — полоса греческой надписи: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля». . Образок-змеевик. Киевская Русь, XII-XIII вв. Диаметр: 5,4 см. . © Музеи Московского Кремля
232 прочтения · 7 дней назад
Огромный настольный фонтан заслуженно привлекает внимание посетителей Оружейной палаты. Впрочем, за последние 360 лет мало, что изменилось. В 1662 году роскошное серебряное изделие в числе других даров от регентского правительства, управлявшего в то время Швецией, передали царю Алексею Михайловичу, и уникальное произведение гамбургского мастера Петера Ора I ожидаемо удивило царскую свиту. Мало того, что высота настольного фонтана составляет 127 см, в нем еще был механизм, с помощью которого из пастей драконов и дельфинов изливалась розовая вода или вино, а из молнии в руках Зевса, вероятно, вырывался ароматизированный дым. К сожалению, этот сложный механизм не дошел до наших дней. Произведение содержит многочисленные намеки на борьбу воды и огня. Нижний шар, который, кстати, вмещает в себя тринадцать литров, — это аллегория Океана, а фигура летящего на орле Зевса, венчающая фонтан, — Огня. Сферы соединены стержнем, по которому жидкость из нижней поднималась наверх. Между двумя этими сферами расположены три яруса тарелок-бассейнов с фигурами гениев, амуров, крылатых драконов и дельфинов, стоящих на головах. . Фонтан настольный. Германия, Гамбург,  1649-1652. Мастер: Ор I Петер. . © Музеи Московского Кремля
250 прочтений · 1 неделю назад
Епитрахиль — часть богослужебного облачения православного священника и епископа, длинная лента, огибающая шею, и спускающаяся на грудь. В нашем собрании находится несколько десятков епитрахилей. Сегодня рассмотрим одну из них из красного атласа с золотным шитьем и жемчугом. Возможно,она была создана в мастерской царицы Марии Ильиничны в 1652-1658 годы. Шитьё на епитрахили и вороте представляет единую композицию. В нижней части во́рота изображены Богоматерь и Иоанн Предтеча, в центральной — изображение Христа, обнизанное двумя рядами жемчуга. Деисус окружён серафимами и херувимами. На самой епитрахили в киотообразных клеймах помещены изображения 12 апостолов в рост. Клейма и одежды апостолов шиты пряденой золотой нитью; личное — цветным шёлком. Вокруг фигур — звёзды, шитые пряденым золотом. Все изображения, а также киотообразные клейма обведены нитью мелкого жемчуга. Внизу, под изображениями апостолов — надпись, вышитая жемчугом: «сделана сия патрахель святейшему патриарху Никону». По краю обеих частей епитрахили на сером атласе проходит жемчужная кайма, представляющая собой вьющийся стебель, заключённый между двумя жемчужными нитями. Шитьё на епитрахили с обеих сторон обшито золотой пряденой нитью. По центру пришито 30 серебряных золочёных сканых пуговиц. Внизу — 20 кистей из нитей пряденого золота с жемчужными ворворками. Подкладка из розовой тафты. По низу — полоса ярко-жёлтой камки. Длина памятника — 103 см, ширина — 31 см. . © Музеи Московского Кремля
323 прочтения · 1 неделю назад
«Ежели возможно, хотя три антала — бочонки по шестьдесят бутылок, по почте прислать, так сделалась нужда и нигде здесь сыскать невозможно, а я обойтись без оного не могу, что и вам известно». В этот день отмечают Всемирный день вина и по такому случаю мы вспоминаем вино, которое любила пить государыня Елизавета Петровна. Наибольшее предпочтение в середине и второй половине XVIII века оказывали венгерскому токаю и французским винам. Токайское вино было любимым напитком императрицы, она заботилась о его своевременных поставках в Россию, поручая это своим представителям в Западной Европе. Цитата, которую мы вынесли в начало поста, взята из письма императрицы генерал-майору Ф.С. Вишневскому, который возглавлял комиссию по доставке токайских вин из Венгрии. Помимо токайского из-за границы к царскому столу привозили красное и белое шампанское, «лучший и ординарный» рейнвейн — немецкое белое вино, красный мушкатель — кагор, мадеру, а также итальянский сидр. Коллегия иностранных дел выписывала также английское пиво, португальское вино и гданьскую водку, которая в Санкт-Петербурге пользовалась популярностью. . Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Россия, XIX в. Неизвестный художник. Бокал. Россия, Санкт-Петербург, Императорский стекольный завод (?),1741-1761. . © Музеи Московского Кремля
364 прочтения · 1 неделю назад
«…Наряд мой был всегда очень изысканный, и если надетый мною маскарадный костюм вызывал всеобщее одобрение, то я… ни разу больше его не надевала…», — так вспоминала юность Екатерина II. Еще будучи великой княгиней, она поняла, что для достижения светского успеха женщине надо уметь подчеркнуть свою индивидуальность. Подбирать бальное платье, которое было бы к лицу, владеть искусством обращения с модными аксессуарами и навыками непринужденной беседы должна была уметь каждая светская дама XVIII века. Неопытных дам и девиц, приезжавших в столицу из провинции, искусству модно одеваться и грациозно двигаться учили французские модистки. Они считались главными специалистами в области моды, в изяществе манер, походки и жестов. Журнал «Трутень» в одном из номеров 1770-го года поместил историю, якобы рассказанную молоденькой провинциалкой, приехавшей в Москву: «Я не умела ни танцевать, ни одеваться и совсем не знала, что такое мода… я была так глупа, что по приезде только моем в Москву узнала, что я хороша! Рассуди теперь, как меня приняли московские щеголихи. Они с головы до ног меня засмеяли, и я три месяца принуждена сидеть дома, чтобы только научиться по моде одеваться. Ни день, ни ночь не давала я себе покоя, но, сидя перед туалетом, ломала глаза, кидала взгляды, училась различному употреблению опахала, смеялась, ходила, одевалась, … в три месяца все то научилась делать по моде…Ты удивляешься, как я могла в такое короткое время всему, да еще и сама, научиться. По счастию попалась мне одна французская мадам, которых у нас в Москве довольно. Она предложила мне свои услуги: рассказала мне… что она в состоянии сделать из меня самую модную щеголиху». . Корсаж от венчального платья императрицы Екатерины II. Россия, 1745 г. Длина спереди: 31 см; объем талии: 51 см; объем груди: 79 см; длина рукава: 7 см (лиф). . © Музеи Московского Кремля
218 прочтений · 2 недели назад
Королева русского летнего стола XIX века
Холодная ботвинья являлась королевой русского летнего стола в XIX веке. В словаре В.И. Даля ботвиньей названа холодная похлебка на квасе из отварной ботвы, лука, огурцов и рыбы. Этот деликатесный суп любило все российское высшее общество, включая императора Александра I. Как-то он решил угостить им английского посла, к которому был очень расположен, и отправил ему на дом только что приготовленную ботвинью, которую сам в тот момент отведывал. Спустя несколько дней, когда государь спросил его о новом...
98 прочтений · 2 недели назад
Чему нас учит «Олимпийский» сервиз?
Любовь может быть романтичной пасторалью, а может стать разрушительной силой — чему нас учит «Олимпийский» сервиз? Изображения на двадцати шести десертных тарелках посвящены любовным коллизиям богов и героев. Условно эту тему можно назвать «Образы любви». В них в бравурном прославлении любви и брака появляются нотки назидательности. Чувства подвергаются анализу, и перед зрителем проходит целая галерея образов-напоминаний и образов-предостережений👇 Нет ничего чище и выше, чем материнство («Исида,...
284 прочтения · 3 недели назад
Женский костюм допетровской эпохи состоял из верхних и нижних одежд. Одним из видов одежды, предназначенной для появления на людях, был летник — накладное платье. Он отличался особым покроем рукавов, которые назывались накапками. Такие сильно расширяющиеся рукава по длине равнялись длине платья, а по ширине были в полдлины. Их сшивали не до конца, и к нижней части пришивали вошвы — небольшие полотнища ткани, скроенные по косой. Вошву делали из тяжелой парчовой ткани, украшали шитьем, жемчугом, драгоценными камнями и металлическими дробницами. Иногда вошвы даже укрепляли рыбьим клеем, чтобы они не мялись. Такие рукава были тяжёлыми, царицы носили их особым способом, надевая летники с вошвами на парадные церемонии и стоя с прижатыми к груди руками, чтобы было видно роскошное украшение. У царицы Евдокии Лукьяновны был «летник отлас бел: подольник отлас турской по червчатой земле разводы и круги велики золоты, в кругах шёлк лазорев, листье шёлк бел». . Женские костюмы; выход царицы с царевичем; выход царицы. Рисунки из книги: А. Мейерберг. Виды и бытовые картины России XVII века. Летник с вошвами. Эскиз костюма для образовательной музейной программы с элементами театрализации. Музеи Московского Кремля, 2005. Художник: О.Н. Поликарпова.
178 прочтений · 3 недели назад
«Вторая Оружейная палата», как современники называли собрание русских древностей коллекционера XIX века Павла Федоровича Карабанова, состояла не из одних только предметов прикладного искусства. Были здесь и рукописи, рукописные и печатные книги, а также собрание автографов знаменитых россиян — монархов и членов их семей, государственных и общественных деятелей. В библиотеке имелись богослужебные рукописные книги, в том числе и древние, относящиеся к XIV–ХVI векам и даже к XIII столетию. Некоторые рукописи были выполнены на пергаменте. В библиотеке находились первая русская печатная книга светского содержания — трактат Иоанна Якоби Вальгаузена «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданная на Московском Печатном дворе в 1647 году, «Соборное Уложение царя Алексея Михайловича» 1649 года, первое издание «Киево-Печерского Патерика» 1661 года и «Арифметика» Леонтия Магницкого 1703 года. В собрании присутствовали также воинский и морской уставы начала XVIII века, гравированные планы городов и губерний России, столбцы XVII века, документы о крымских походах, переписка воевод, выступавших против Степана Разина, источники по земельному межеванию, собрание новгородских грамот, а также письма правителей России Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I. Познакомиться с «Русским музеем» знаменитого собирателя вы можете на выставке «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века», которая проходит в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы до 26 мая. Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк». При поддержке ПАО «ЛУКОЙЛ». . Экспозиция выставки «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века»: Евангелие апракос полный. Древнерусский извод, XIII в. Поступило в Императорскую Публичную библиотеку в 1852 г. в составе собрания П.Ф. Карабанова © Российская национальная библиотека
Ролики
Видео