Закреплено автором
Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
29,3K · 1 год назад
Статьи
36 прочтений · 2 часа назад
«…Наряд мой был всегда очень изысканный, и если надетый мною маскарадный костюм вызывал всеобщее одобрение, то я… ни разу больше его не надевала…», — так вспоминала юность Екатерина II. Еще будучи великой княгиней, она поняла, что для достижения светского успеха женщине надо уметь подчеркнуть свою индивидуальность. Подбирать бальное платье, которое было бы к лицу, владеть искусством обращения с модными аксессуарами и навыками непринужденной беседы должна была уметь каждая светская дама XVIII века. Неопытных дам и девиц, приезжавших в столицу из провинции, искусству модно одеваться и грациозно двигаться учили французские модистки. Они считались главными специалистами в области моды, в изяществе манер, походки и жестов. Журнал «Трутень» в одном из номеров 1770-го года поместил историю, якобы рассказанную молоденькой провинциалкой, приехавшей в Москву: «Я не умела ни танцевать, ни одеваться и совсем не знала, что такое мода… я была так глупа, что по приезде только моем в Москву узнала, что я хороша! Рассуди теперь, как меня приняли московские щеголихи. Они с головы до ног меня засмеяли, и я три месяца принуждена сидеть дома, чтобы только научиться по моде одеваться. Ни день, ни ночь не давала я себе покоя, но, сидя перед туалетом, ломала глаза, кидала взгляды, училась различному употреблению опахала, смеялась, ходила, одевалась, … в три месяца все то научилась делать по моде…Ты удивляешься, как я могла в такое короткое время всему, да еще и сама, научиться. По счастию попалась мне одна французская мадам, которых у нас в Москве довольно. Она предложила мне свои услуги: рассказала мне… что она в состоянии сделать из меня самую модную щеголиху». . Корсаж от венчального платья императрицы Екатерины II. Россия, 1745 г. Длина спереди: 31 см; объем талии: 51 см; объем груди: 79 см; длина рукава: 7 см (лиф). . © Музеи Московского Кремля
147 прочтений · 1 день назад
Королева русского летнего стола XIX века
Холодная ботвинья являлась королевой русского летнего стола в XIX веке. В словаре В.И. Даля ботвиньей названа холодная похлебка на квасе из отварной ботвы, лука, огурцов и рыбы. Этот деликатесный суп любило все российское высшее общество, включая императора Александра I. Как-то он решил угостить им английского посла, к которому был очень расположен, и отправил ему на дом только что приготовленную ботвинью, которую сам в тот момент отведывал. Спустя несколько дней, когда государь спросил его о новом...
82 прочтения · 3 дня назад
Чему нас учит «Олимпийский» сервиз?
Любовь может быть романтичной пасторалью, а может стать разрушительной силой — чему нас учит «Олимпийский» сервиз? Изображения на двадцати шести десертных тарелках посвящены любовным коллизиям богов и героев. Условно эту тему можно назвать «Образы любви». В них в бравурном прославлении любви и брака появляются нотки назидательности. Чувства подвергаются анализу, и перед зрителем проходит целая галерея образов-напоминаний и образов-предостережений👇 Нет ничего чище и выше, чем материнство («Исида,...
268 прочтений · 1 неделю назад
Женский костюм допетровской эпохи состоял из верхних и нижних одежд. Одним из видов одежды, предназначенной для появления на людях, был летник — накладное платье. Он отличался особым покроем рукавов, которые назывались накапками. Такие сильно расширяющиеся рукава по длине равнялись длине платья, а по ширине были в полдлины. Их сшивали не до конца, и к нижней части пришивали вошвы — небольшие полотнища ткани, скроенные по косой. Вошву делали из тяжелой парчовой ткани, украшали шитьем, жемчугом, драгоценными камнями и металлическими дробницами. Иногда вошвы даже укрепляли рыбьим клеем, чтобы они не мялись. Такие рукава были тяжёлыми, царицы носили их особым способом, надевая летники с вошвами на парадные церемонии и стоя с прижатыми к груди руками, чтобы было видно роскошное украшение. У царицы Евдокии Лукьяновны был «летник отлас бел: подольник отлас турской по червчатой земле разводы и круги велики золоты, в кругах шёлк лазорев, листье шёлк бел». . Женские костюмы; выход царицы с царевичем; выход царицы. Рисунки из книги: А. Мейерберг. Виды и бытовые картины России XVII века. Летник с вошвами. Эскиз костюма для образовательной музейной программы с элементами театрализации. Музеи Московского Кремля, 2005. Художник: О.Н. Поликарпова.
168 прочтений · 1 неделю назад
«Вторая Оружейная палата», как современники называли собрание русских древностей коллекционера XIX века Павла Федоровича Карабанова, состояла не из одних только предметов прикладного искусства. Были здесь и рукописи, рукописные и печатные книги, а также собрание автографов знаменитых россиян — монархов и членов их семей, государственных и общественных деятелей. В библиотеке имелись богослужебные рукописные книги, в том числе и древние, относящиеся к XIV–ХVI векам и даже к XIII столетию. Некоторые рукописи были выполнены на пергаменте. В библиотеке находились первая русская печатная книга светского содержания — трактат Иоанна Якоби Вальгаузена «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданная на Московском Печатном дворе в 1647 году, «Соборное Уложение царя Алексея Михайловича» 1649 года, первое издание «Киево-Печерского Патерика» 1661 года и «Арифметика» Леонтия Магницкого 1703 года. В собрании присутствовали также воинский и морской уставы начала XVIII века, гравированные планы городов и губерний России, столбцы XVII века, документы о крымских походах, переписка воевод, выступавших против Степана Разина, источники по земельному межеванию, собрание новгородских грамот, а также письма правителей России Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I. Познакомиться с «Русским музеем» знаменитого собирателя вы можете на выставке «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века», которая проходит в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы до 26 мая. Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк». При поддержке ПАО «ЛУКОЙЛ». . Экспозиция выставки «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века»: Евангелие апракос полный. Древнерусский извод, XIII в. Поступило в Императорскую Публичную библиотеку в 1852 г. в составе собрания П.Ф. Карабанова © Российская национальная библиотека
227 прочтений · 1 неделю назад
Мы уже рассказывали о разнообразных способах кокетства и флирта в XVIII-XIX веках — мушках, лорнетах, веерах и табакерках (здесь и здесь), но арсенал средств этим не исчерпывался. В ход могли пойти даже… фрукты. Иногда танцующие на балу гости придумывали оригинальные способы их употребления. В Калуге на балу у губернатора в честь приезда императора Николая I был организован отличный буфет с грушами и яблоками. Как вспоминала фрейлина русского императорского двора А.О. Смирнова-Россет, муж которой в тот период служил в Калуге, фрукты использовали для обмена нежностями между вальсирующими. Дамы ели плоды прямо с кожей, «танцуя, укусывали, а потом давали кавалеру» . Записная бальная книжечка. Франция, 1840-е годы . © Музеи Московского Кремля
188 прочтений · 2 недели назад
Главный герой нашего выставочного проекта «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века», Павел Федорович Карабанов, происходил из старинного дворянского рода с богатой историей. Немногие сохранившиеся до наших дней семейные реликвии представлены на выставке. Среди них — стакан с фамильным гербом Карабановых. Его владельцем был стольник Гаврила Михайлович Карабанов, «крепкий в бранях воин и верный Отечеству», служивший при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче. Сохранилась и предметы, связанные с материнской линией — родом Кисловских: складень, принадлежавший старице Анне Кисловской, и Помянник — вклад Григория Матвеевича Кисловского, деда Павла Федоровича, в Ширинский монастырь близ Кашина с записью для молитвенного поминовения членов семьи Кисловских. Ждем вас на выставке «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века», которая проходит в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы до 26 мая. Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк». При поддержке ПАО «ЛУКОЙЛ». . Экспозиция выставки «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века»: В левом верхнем углу — Помянник. Кашинский уезд, 1755. Вклад тайного советника Г.М. Кисловского в Ширинский монастырь, «что на реке Медведице» ©  Российская национальная библиотека В левой части посередине — Складень. Гравированная надпись на тыльной стороне сообщает о принадлежности старице Анне Кисловской. Россия, конец XVII в. © Государственный Русский музей В левой части внизу — Стакан. Надпись на серебряных золоченых накладках сообщает о принадлежности Гаврииле Михайловичу Карабанову. Нюрнберг, 1569–1576. Мастер: Венцель Ямнитцер © Музеи Московского Кремля
261 прочтение · 2 недели назад
Офранцуженный сарафан
«Петербург занят преобразованиями в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали национальный костюм, который эти дамы будут обязаны носить в дни больших выходов при дворе. Это нечто вроде офранцуженного сарафана», — так мемуарист П.Г. Дивов комментировал грядущее изменение дамского придворного костюма в первой половине XIX века. Официальный указ императора Николая I об утверждении нового образца церемониального наряда вышел в феврале 1834 года и был внесен в Свод законов Российской империи. Покрой парадного костюма позволял именовать его «русским»...
99 прочтений · 2 недели назад
«Любитель истории» князь Николай Борисович Юсупов
Князь Николай Борисович Юсупов (1750–1831) — один из известнейших представителей аристократической фамилии, сенатор, государственный деятель и дипломат. При дворе он в разные годы занимал высокие должности: в 1791–1799 годы был директором Императорских театров, с 1796 года принял в ведение Императорский Эрмитаж и придворный театр, был главным директором Мануфактур-коллегии, с 1800 года занимал пост министра Департамента уделов, являлся членом Государственного совета, трижды исполнял почетную миссию верховного маршала на коронациях императоров Павла I, Александра I и Николая I...
128 прочтений · 2 недели назад
Золотые монеты с оклада «Троицы»
В XVII веке крупные золотые монеты весом в несколько дукатов продолжали чеканить в различных государствах Европы небольшими тиражами не для платежей, а в качестве подарков — донативов, иногда даже на государственном уровне. Три таких монеты в начале XVII столетия попали в казну царя Михаила Федоровича. Хранящийся в коллекции Оружейной палаты золотой оклад иконы «Троица» из Ипатьевского монастыря, имеет в качестве привесок три крупные шведские золотые монеты 1609 года короля Карла IX. Прикрепленные...
318 прочтений · 3 недели назад
6 мая (23 апреля) отмечают день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, одного из самых почитаемых на Руси воинов-мучеников. Согласно каноническому житию, святой Георгий мученически погиб в этот день в 303 году во времена Великого гонения на христиан. . Композиция со святым Георгием на куполе Сената на фоне луны. . © Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля
386 прочтений · 3 недели назад
В 1618 году Пасху отмечали 5 апреля. На светлый христианский праздник «великая государыня инокиня Марфа Ивановна» преподнесла сыну — царю Михаилу Федоровичу — золотой ковш с самоцветами и жемчугом, который сейчас представлен в Оружейной палате. Как и в наши дни, в старину ни один праздник не обходился без подарков. Расписное или крашеное пасхальное яйцо было с давних времен самым дорогим и ожидаемым подношением на «Велик день». Но помимо крашеных пасхальных яиц, преподносили и другие «великоденские дары»: чтимые иконы, драгоценные кресты, серебряные кубки, большие и красивые золотые монеты иностранной чеканки. Кремлевские мастера вручали монарху иконы, парсуны, оружие и конское убранство. Царская чета тщательно подбирала подарки детям — заморские ткани с замысловатым узором, золотую или серебряную утварь. Другим важным атрибутом праздника в XVII веке был старинный обычай взаимного христосования между людьми разных сословий. Дипломат Иоганн Корб, посетивший Москву в 1698 году в составе посольства Священной Римской империи германской нации, писал: «Среди русских укрепился такой обычай, что встречающиеся друг с другом в период времени от праздника Пасхи… обмениваются во всяким месте, даже на перекрестках и больших улицах, взаимным приветствием: “Христос Воскресе!”... Они обязаны дать поцелуй мира и принять его от приветствующего. Этот обычай… не допускает никакого различия в сословии или положении. Ни один вельможа не откажет в просимом у него поцелуе самому простому мужику…» . Ковш. Россия, Мастерские Московского Кремля, около 1618. Длина: 30 см; высота: 13 см (с ручкой); ширина: 20 см. Дар инокини Марфы Ивановны своему сыну, царю Михаилу Федоровичу. . ©  Музеи Московского Кремля
Видео
Ролики