Закреплено автором
Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
29,8K · 1 год назад
Статьи
81 прочтение · 6 часов назад
Всем известное выражение «играть в бирюльки» означает праздное времяпрепровождение. Но знаете ли вы, что это занятие требует определенных умений, концентрации внимания, пространственного воображения и логического мышления? Игравшие в бирюльки это подтвердят 😉 На новой выставке «Во что играли наши предки» мы показываем два комплекта для этой некогда очень популярной игры: европейский, из слоновой кости, и набор из дерева работы русских токарей, восхищающий своей миниатюрностью. Приходите, чтобы узнать много нового и полюбоваться замечательными предметами, которые скрашивали досуг людей, живших в XIX, XVIII, XVII и даже XIII веках! Выставка работает до 11 сентября. Билет входит в стоимость посещения Оружейной палаты. ❗️Также обращаем ваше внимание на специальные сеансы для гостей Оружейной палаты — «Рассказ на выставке», которые проводятся по вторникам и средам в 14:00 и в 16:00. Вы сможете услышать небольшой рассказ нашего экскурсовода на экспозиции выставки, а далее — самостоятельно посетить экспозицию музея. В данный момент доступны сеансы 25 и 26 июня. 💙 Ну а тем, кто хочет еще глубже погрузиться в увлекательную историю появления настольных игр в России, рекомендуем нашу тематическую лекционную программу с посещением выставки «"Все на свете любят игру". Настольные игры в России в XV - начале XX века». . @ Музеи Московского Кремля
113 прочтений · 13 часов назад
«Кубок серебрен золочен, съ ящиком струсовым и с кровлею, меж пуза и поддона человекъ золочен с луком и с копием серебряным, цена двенатцат рублевъ», — так охарактеризовали кубок с чашей из скорлупы страусового яйца в России в 1654-1656 гг. Страусовые яйца в роскошных оправах описаны во многих инвентарях европейских кунсткамер XVII века. Данный кубок прибыл в Россию с посольством от шведского короля Карла X Густава в 1655 году. Годом ранее шведская королева Кристина отреклась от престола и на троне ее сменил кузен Карл X Густав. В связи с этими событиями в Россию было направлено посольство, целью которого было еще раз подтвердить условия Столбовского мирного договора, а также заручиться поддержкой России в союзе против Польши и Дании. Роскошный кубок был личным подарком посла Швеции государственного советника, барона Густава Бьельке царю Алексею Михайловичу. В декоре изделия сразу привлекает внимание тот самый «человек с луком и с копием», который на самом деле — фигура африканки, а также можно найти фигурки путти с поднятыми вверх руками и кнорпель-маски в виде стариков. Кубок был изготовлен в Гамбурге в 1636-1640 годы мастером Хинрихом Омзеном. Высота произведения — 35 см. . © Музеи Московского Кремля
126 прочтений · 1 день назад
Застолье в XVIII веке
В XVIII веке доминировала подача на французский манер. Она заключалась в одновременном помещении на столы комплекта кушаний в рамках одной перемены. На торжественных застольях перемен могло быть три или четыре: суп, жаркое, овощи и салаты, а также десерт. Каждая перемена состояла из множества главных, второстепенных и третьестепенных блюд, которые вместе складывались в сложную вкусовую «симфонию». «Скромная» трапеза на двадцать персон представляла три перемены по двадцать семь кушаний в каждой...
118 прочтений · 2 дня назад
Апокалипсис в Благовещенском соборе
Фрески с изображением конца света, катаклизмов и чудес, предшествующих Второму пришествию Иисуса Христа, можно увидеть в домовом храме русских государей. И сегодня вместе с вами мы в деталях рассмотрим некоторые изображения. В росписях Благовещенского собора выделены три основные темы: 🔹 события, происходящие на небе 🔹 изображение земли и постигших ее бедствий 🔹 иллюстрации последних глав текста, повествующих о борьбе добра и зла и торжестве справедливости Иллюстрирование начинается в верхнем...
246 прочтений · 4 дня назад
А вы знали, что в нашем собрании хранятся авторские произведения второй половины XX – начала XXI века? Сегодня познакомим вас с четырьмя из них. Эти мозаичные панно, поступившие в музей в 1998–2000 гг., выполнили московские художники Алексей Загорский и Ирина Клинова. Из самоцветных камней в техниках флорентийской и римской мозаик они создают иконы и декоративные панно с самыми разнообразными сюжетами. В представленных работах использованы такие материалы, как яшма, беломорит, агат, бирюза, оникс, гранат хлорид, мрамор, змеевик, кремний, розовый кварц, лазурит, хризопраз, лепидот, амазонит, лиственит, нефрит, сердолик и роговик. . Мозаичное панно «Иоанн Предтеча» Мозаичное панно «Богоматерь» Мозаичное панно «Архангел Михаил» Мозаичное панно «Спас» . © Музеи Московского Кремля
219 прочтений · 4 дня назад
«Серебряные сокровища Омана» в Москве
Друзья, меньше, чем через месяц в нашем музее откроется потрясающая выставка «Серебряные сокровища Омана». 12 июля мы впервые представим культуру султаната Оман в Москве. Вы увидите изысканные произведения оманских ювелиров и оружейников – парадные кинжалы, пояса, амулеты, ювелирные украшения, национальные костюмы и необычные аксессуары — и узнаете о том, как с помощью декора серебряных изделий мастера подчеркивали свою принадлежность к определенному региону и даже мастерской. Особое место на выставке займут два комплекса мемориальных вещей выдающихся личностей в истории Омана...
191 прочтение · 4 дня назад
В этот день, 17 июня 1682 года, родился будущий король Швеции Карл XII. Через 15 лет он взошел на престол. Монарх был заинтересован в отношениях с Россией, об этом напоминают многочисленные посольские дары, хранящиеся в нашем собрании: великолепные рукомойные кувшины, стаканы, кружки, блюда, подсвечники, рассольники и настольные украшения. Один из замечательных даров — рукомойный кувшин, выполненный в виде льва, поднявшегося на задние лапы, со скипетром в лапе и короной на голове. Фигура льва служила сосудом, изогнутый хвост выполняет роль ручки, а свернутый в трубочку язык — слива кувшина. Правая задняя лапа животного стоит на пне, в правой передней он держит скипетр, в левой сохранилось отверстие, возможно, первоначально лев опирался на щит. В одном из медальонов, находящихся в основании кувшина, — изображение пастуха, в другом — пастушки, отдыхающих на фоне пейзажа. . Кувшин рукомойный «Лев». Германия, Аугсбург, 1674-1680. Мастер: Маннлих Генрих. Высота: 46 см . © Музеи Московского Кремля
295 прочтений · 1 неделю назад
Вельможу XVIII века невозможно было представить без парика, служившего в качестве прически, символа, даже головного убора. Естественная прическа из собственных волос была уделом простолюдинов. В XVIII веке парики меняли форму и длину; они становились то выше, то укорачивались. Каждый вариант имел название и предназначался для определенных случаев. С 1700-х годов в России носили пышные длинные алонжевые парики с локонами до плеч. Их название произошло от французского слова allongement — «удлинение». С 1715 года парики стали укорачивать, в 1740-е годы вошли в моду высокие модели с тупеем-хохолком, в 1750-е — короткие, с буклями по бокам. Стоили парики дорого, лучшие образцы делали из светлых, желательно женских волос, самые дорогие — из волос девственниц. Более дешевые были из конского волоса и льна. Этот аксессуар требовал регулярных забот парикмахера и немалого количества пудры, которую импортировали из Франции. С 1724 года пудру на основе крахмала и ароматических добавок стал производить московский завод купца Чиркина. Пышный парик сочетался с гладко выбритым лицом. Бороду перестали носить в России в связи с запретом императора Петра I, а усы вышли из моды. . «Когда я жил в Казани…» Россия, вторая половина XVIII века. Гравюра П.Н. Чуваева. © Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Картина. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Россия, середина XVIII в. Автор: Неизвестный художник. Высота: 137 см; ширина: 100 см. © Музеи Московского Кремля
166 прочтений · 1 неделю назад
Сегодня в рубрике рассматриваем великолепные двуствольные пистолеты (пуфферы) с колесцовыми замками. Они были выполнены в Аугсбурге в 1580-1590 годы. Пистолеты отличаются особой виртуозностью исполнения, богатством и художественным совершенством украшений. Их стволы покрыты сплошным слоем золочения и украшены, как и другие металлические детали, резьбой и гравировкой. Особого внимания заслуживает отделка рукоятей — они инкрустированы плакетками из кости с гравированными и покрытыми темно-зеленой краской изображениями животных и птиц, дам и кавалеров в модных костюмах конца XVI века. Рукояти пистолетов типа «пуффер» отличаются характерными шарообразными навершиями. Считается, что они были нужны для того, чтобы всаднику было удобнее на ходу доставать пистолеты из специальных чехлов (ольстр), прикрепленных к седлу. Длина общая: 58 см; длина ствола: 36,2 см; калибр: 11,5 мм. . © Музеи Московского Кремля
303 прочтения · 2 недели назад
Мы часто рассказываем, сколь популярен был жемчуг как материал украшения разных предметов. Однако цена его была очень высока. Поэтому часто ювелиры имитировали его, заполняя белой эмалью тонкие сканые изящные колечки. Так возникали бусины, напоминающие жемчужины — «эмалевый жемчужник». Этой техникой украшена братина, выполненная в 1662 году мастерами Серебряной палаты братьями Василием и Федором Ивановыми. Крышка и лепестки, образующие сосуд, вырезаны из кости и украшены эмалевым обрамлением. На подставке чаши, по краю сосуда, на крышке — узоры, выполненные в технике эмали по скани. Они напоминают вышивки, которыми в ту пору украшали праздничные, выходные наряды девушек. Край чаши опоясывает ожерелье, состоящее из «эмалевого жемчужника». . © Музеи Московского Кремля
82 прочтения · 1 неделю назад
Попасть в переплет. Оклад на Евангелие. XVIII век
Сегодня в рубрике рассматриваем изящный серебряный оклад на Евангелие. Верхняя и нижняя доски оформлены идентично, сплошь декорированы сканым растительным узором на золоченом фоне. К верхней доске прикреплены фигурные застежки...
226 прочтений · 2 недели назад
Флирт составлял чуть ли не главное занятие в жизни светских красавиц галантного века (с 1715 по 1770-е). И одним из главных орудий любовной игры был веер. Складные веера имели две разновидности: plie — от французского слова le pli — «складка» и brisé, что в переводе с французского означало «сломанный». Модель brise являлась конструкцией, составленной из отдельных твердых пластин, они соединялись внизу у основания и расходились в верхней части. Материалами для изготовления пластин служили слоновая кость, дерево и перламутр. Веер plie представлял собой экран из шелка или пергаментой бумаги, который имел складки и мог собираться в гармошку. Оправу plie, она называлась «станком», делали из перламутра, панциря черепахи или серебра, украшали драгоценными камнями, эмалью, накладным декором из цветной фольги. На экране в технике гуаши или акварели художники изображали мифологические сюжеты, красивые пейзажи, пасторали — идиллические сценки на лоне природы. Главным центром производства вееров стала Франция, к созданию «орудия кокетства» привлекали знаменитых живописцев Ж.-А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-О. Фрагонара. . Веер. Деталь. Россия, Санкт-Петербург, 1899-1908. Фирма К. Фаберже. Мастер: Вигстрем Генрих, художник: Ван Гарден. Длина: 22,7 см; ширина: 1,8 см . © Музеи Московского Кремля
Ролики
Видео