Не трать, красавица, ты времени напрасно, Любися; без любви всё в свете суеты, Жалей и не теряй прелестной красоты, Чтоб больше не тужить, что век прошел несчастно. Так о быстротечности земных радостей писал в середине середине XVIII века поэт А.П. Сумароков. Философию галантного века (с 1715 по 1770-е) можно описать так: «Молодость коротка, красота недолговечна, а любовь — это удел молодых и прекрасных женщин». Поэтому именно в ту эпоху были столь популярны орудия флирта и кокетства — мушки, табакерки, трости, лорнеты и веера. В России веера долгое время были привозным товаром, их доставляли из Франции, Италии, немецких земель и Голландии. В 1751 году в Санкт-Петербурге открылась первая веерная фабрика, которая производила веера «печатные», «живописные», «турецкого мастерства» и «круглые французские цветные». Императрица Елизавета Петровна обладала значительной коллекцией вееров, некоторые имели сюжет, выбранный самой августейшей заказчицей. Например, в 1750-е годы во Франции был создан веер с изображением ее любимой загородной резиденции — Большого Царскосельского дворца. Существовал особый универсальный язык веера, который понимали во всех странах Европы. Раскрытый веер означал — «Я замужем», «Да!» — веер открыт у левой щеки, «Нет!» — у правой, «Будьте смелее» — веер закрыт стрелой и направлен на мужчину. . Веер. Германия, 1770-е гг. Длина: 28,4 см. . © Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты