Закреплено автором
Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
30,6K · 1 год назад
Статьи
126 прочтений · 11 часов назад
Этот роскошный письменный прибор по преданию принадлежал императрице Екатерине II. Композиция поражает воображение: на относительно небольшом основании (41×30 см) парижский ювелир, имя которого до настоящего времени не удалось установить, разместил множество любопытных элементов. В центре настольного украшения возвышается покрытый пластинами халцедона четырехгранный обелиск. Бабочка из перламутра закрывает отверстие вверху обелиска, в который помещали золотой пенал с линейкой, циркулем и складным перочинным ножиком. Внимание привлекают золотой картуш с усыпанными бриллиантами часами и декоративная пальма из цветного золота, рядом можно увидеть золотую вазу, крышка которой служила колокольчиком, декоративные обломки мраморных колонн, два из которых являются чернильницей и песочницей, театральную маску, печатку из сердолика с ручкой в виде миниатюрной золотой лиры и другие предметы. Два путти c измерительными инструментами в руках — воплощение идеалов эпохи Просвещения — олицетворяют аллегорическое изображение наук. Книги из золота и гелиотропа являются шкатулкой с выдвижными ящичками. В одном из них хранится книжечка «Le petit Almanach de Berlin pour l’An bissextil, 1780» в розовом шелковом переплете. На циферблате указано имя знаменитого французского мастера Жана-Антуана Лепина — L’EPINE Á PARIS — придворного часовщика королей Людовика XV и Людовика XVI, а позднее — императора Наполеона I. Вероятно, созданный им механизм позднее был заменен: сохранившийся выполнен швейцарскими часовщиками Анри и Жаном Робером Мелли, которые в 1789‒1794 гг. продолжали работу основанного в 1769 году семейного предприятия Les Frères Melly & Cie под несколько измененным именем. Рассмотреть в деталях этот удивительный прибор вы можете в нашем видео, посвященном реставрации экспоната. . Письменный прибор с часами Париж, 1780 (?); часовой механизм – Женева, часовая мастерская Братья Мелли, 1789‒1794. . © Музеи Московского Кремля
124 прочтения · 1 день назад
Первая русская кругосветная экспедиция под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского началась 7 августа 1803 года. Основной целью экспедиции было доставить на Дальний Восток грузы Российско-американской компании, продать меха в Китае и установить дипломатические отношения с Японией. В состав даров императора Александра I императору Японии входила сабля тульской работы 1801 года, которая сейчас хранится в Оружейной палате. Однако дары не были приняты, и на кораблях экспедиции они вернулись в Россию в 1806 году. Приглашаем вас 7 августа в 16.00 посетить тематическую экскурсию «Арсенал русских царей и императоров», в ходе которой вы увидите ту самую парадную саблю с монограммой Александра I и другие великолепные памятники оружейного дела. Мы поговорим о колоссальном вкладе экспедиции в науку; познакомимся с историей и типологией оружия; узнаем о великих мастерах и государях, и о том, как представленные памятники отражают славу воинских побед, историю дипломатических связей и расцвета ремесел в Московском государстве и Российской империи. Билеты по ссылке: vk.cc/cyTuhl. Пистолеты. Из коллекции К.Е.Ворошилова. Голландия; Маастрихт, 1680-e. Длина общая: 51,5 см; длина ствола: 31,8 см; калибр: 15 мм; длина общая: 51,5 см; длина ствола: 31,8 см. Шлем — «шапка ерихонская». Москва, 1621 г. Сабля парадная в ножнах. Россия, Златоуст, 1829. Мастер: Иван Бушуев. Длина общая: 100 см; длина клинка: 84 см; длина ножен: 87 см. . © Музеи Московского Кремля
132 прочтения · 2 дня назад
Самое важное в костюме денди
Знаете, что играло ключевую роль в костюме денди? Эти эстеты-индивидуалисты, наделенные холодным рассудительным умом и способностью к самоиронии, были уверены, что главными элементами костюма являются фрак идеального покроя и правильно завязанный галстук. Высокие требования, предъявлявшиеся к крою мужского фрака, сделали работу портного искусством; известные мастера были нарасхват. Бальный фрак, сшитый у столичной знаменитости, служил отличной рекомендацией в обществе, способствовал успеху. «Симбирский губернатор Дубенский, еще очень не старый человек, — вспоминал русский историк и дипломат Д...
119 прочтений · 3 дня назад
Наместнические сервизы
«Господин Фальконет, я слышала, что у вас есть рисунки серебряного сервиза, я охотно бы их посмотрела... потому что мне могла бы прийти в голову фантазия заказать сервиз на шестьдесят человек», — писала в начале 1770 года императрица Екатерина II французскому скульптору Э.М. Фальконе, автору памятника Петру I. В XVIII веке российские императрицы делали все, чтобы превзойти пышность французского двора и, конечно, не могли обойти стороной культуру парадного застолья. Ведь придворные пиршества были формой репрезентации власти и государственного престижа...
226 прочтений · 5 дней назад
На выставке «Серебряные сокровища Омана» представлен традиционный оманский костюм, принадлежавший представителю высшего сословия — костюм шейха сэра Мбарака бин Али аль-Хинави. Сэр Мбарак родился в столице современной Кении, Момбасе, 2 ноября 1896 года. В то время эта территория принадлежала Султанату Занзибар, который ранее являлся частью Оманской империи. Пик могущества этой империи пришелся на начало XIX века, однако уже в середине столетия огромное государство, простиравшееся от Персидского залива и Южной Аравии до морских берегов Восточной Африки было поделено на две части, азиатскую и африканскую: Султанат Маскат и Оман и Султанат Занзибар. Во время Первой мировой войны сэр Мбарак, по происхождению знатный оманский араб, отслужил в полку Королевских африканских стрелков, после чего в 1937 году был назначен губернатором Момбасы, а четыре года спустя — губернатором Прибрежного региона, став высшим должностным лицом и главным представителем Султана Занзибара в прибрежных районах Восточной Африки. Кроме того, шейх был известным историком и исследователем культуры суахили, а также сыграл ключевую роль в создании Института мусульманского образования в Момбасе. На представленной фотографии шейх изображен с иранской саблей шамшир, а на выставке вы увидите его костюм с другим типом восточного холодного оружия — арабским мечом саиф. Приходите на выставку «Серебряные сокровища Омана», чтобы рассмотреть все детали этого и других роскошных костюмов, а также традиционные восточные кинжалы и драгоценные украшения. Партнер выставки — Российский фонд прямых инвестиций. . Шейх сэр Мбарак бин Али аль-Хинави. 1945 — середина 1950-х гг. © Национальный музей Султаната Оман Костюм шейха сэра Мбарака бин Али аль-Хинави, губернатора Момбасы в 1937 г., губернатора Фавки ас-Сахель в 1941 г. Середина XX в. Шелк, хлопчатобумажные, шерстяные и металлические нити. Высота. 175 (манекен). Передан на временное хранение из коллекции семьи шейха сэра Мбарака бин Али аль-Хинави в Национальный музей Султаната Оман
68 прочтений · 5 дней назад
Попасть в переплет. Оклад напрестольного Евангелия 1689 года.
Сегодня рассматриваем оклад напрестольного Евангелия. Его размеры: 40,5 х 28,5 см. Евангелие было издано в Москве, на Печатном дворе, в 1688 году, а серебряный оклад изготовили в 1689. Он украшен драгоценными камнями, чеканкой, резьбой и канфарением...
221 прочтение · 1 неделю назад
Сегодня, 28 июля, отмечают Крещение Руси равноапостольным князем Владимиром. Русские летописи говорят, что до крещения князь Владимир был жестоким и коварным правителем, а после — превратился в справедливого и милующего, мудро управляющего созданной им христианской державой. Подчинив русскую митрополию Константинопольскому патриарху, Владимир заложил основы русской церковной организации. С именем Владимира народная память связала время величия Древней Руси. . Портрет князя Владимира Святославовича. Россия, XVIII в. Неизвестный художник. Автор текста: Феофан Прокопович. ВЛАДИМИР СЫН СВЯТОСЛАВОВ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОССИЙСКИЙ, К СЛАВЕ МНОГИХ ПОБЕД ПРЕДАВ И ВСЕЙ РОССИИ КО ХРИСТУ ОБРАЩЕНИЕ В ЛЕТО 988 Е НАРЕЧЕН ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЙ, ПРЕСТАВИСЯ В ЛЕТО 1015 Т, ОТ РОССИАН ДОСТОЙНЕ РАВНОАПОСТОЛНЫ И САМОДЕРЖАВНЫ ИМЕНОВАН . © Музеи Московского Кремля
189 прочтений · 1 неделю назад
И снова о пуговицах 🤩 Российский археолог, историк и археограф П.И. Савваитов в своем замечательном труде «Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное» так рассказывал об этом важном аксессуаре, без которого не обходится почти ни одна вещь: «Пуговицы употребляли не только для застегивания, но и для украшения одежд, как мужских, так и женских. Они делались из золота и серебра, с позолотой и без позолоты; наводились чернью, накладывались финифтью, покрывались цениною, украшались драгоценными камнями. Были пуговицы корольковые, бирюзовые, серовичные, хрустальные; были медные и оловянные; были и деревянные, обтянутые тканью или обвитые шелками, канителью, обнизанные жемчугом. По работе различались пуговицы вальяжные, тощие, чеканные, витые, сканные и резные; по виду и величине были пуговицы на грушевое дело, на желудевое, на кедровое, на миндальное, на шатровое (...) Число их и на одинаковых одеждах было неодинаково: к платнам пришивали по 6, 10 и 11 пуговиц; к кафтану по 3, 8, 9, 10, 11, 12, 13 и 19 (...) Пуговицы пришивались также к пристяжным ожерельям, к прорехам колпаков и шапок. У низаного ожерелья Федора Алексеевича были “пугвицы: одна зерно половинчатое в золотом гнезде, у ней в привеске зерно скатное; 2 пугвицы зерна гурмицкие, в закрепках лал да изумруд”». . Акварель. «Пуговицы с царских одежд».Россия, 1830-e гг. Автор акварели: Солнцев Федор Григорьевич. Размеры листа: 48,3 х 31,7 см; паспарту: 66,2 х 49 см. . © Музеи Московского Кремля
242 прочтения · 1 неделю назад
Продолжаем рассматривать небесные глобусы из нашей коллекции. Этот драгоценный сосуд для вина с кранами в виде голов драконов был привезен в дар от польского короля Яна II Казимира русскому царю Алексею Михайловичу в 1651 году. Произведение высотой в 75 сантиметров создано мастером Рудольфом Леманом в 1620-х годах в Вильнюсе. Поверхность небесной сферы декорирована золочеными гравированными фигурами планетарных богов среди облаков и звезд, а на золоченом поясе посередине глобуса изображены символы знаков зодиака. Глобус держит на руках Атлант — один из четырех титанов греческой мифологии, поддерживающих небесный свод. Фигура Атланта соединяет небесную и земную сферы. Земная сфера — это овальное основание сосуда, украшенное чеканным растительным декором, миниатюрными литыми травками и фигурками ящериц и рачков. . © Музеи Московского Кремля
314 прочтений · 2 недели назад
«Не надо совать язык прямо в чашку, нужно взять край ее губами и осторожно пить маленькими глоточками», — так писал в XVIII веке парижский аптекарь С. Дюфон в своей инструкции по правильному чаепитию. Сначала чашка имела форму пиалы и выполнялась без ручки. В книге о повседневном быте, вышедшей во Франции в середине XVIII века, отмечалось: «Чашкой называют вазу, в которую наливают чай или кофе, а делают ее из фарфора или серебра». Горячий чай пили также из глубоких блюдец, этот обычай не осуждался в XVIII веке. Позднее эволюция чайного этикета изменила отношение к этой привычке. Разделение чашек на кофейные и чайные появилось не сразу, в XVIII веке оно не всегда соблюдалось. Форма и размер чашек для того или иного напитка определялись привычками их владельца, но иногда фабрики, производившие фарфор, ставили на предмете пояснительную надпись, для чего предназначен сосуд. . Чашка с блюдцем. Германия, Фюрстенберг, 1770-1790. Высота: 4,2 см (чашка); длина: 8,8 см (чашка); диаметр: 12,9 см (блюдце). . © Музеи Московского Кремля
346 прочтений · 2 недели назад
В нашем собрании хранится необычная рукоять для трости — она выполнена в виде стилизованной фигурки дельфина, из широко раскрытой пасти которого появляется, опираясь обеими руками на раковину, чернокожий ребенок в чалме из разноцветного золота, перевитой в четырех местах лентами из рубинов и алмазов, с серьгами в ушах и браслетами из изумрудов и рубинов на предплечьях. Это произведение значилось среди предметов из витрины Гостиной Людовика XVI в Зимнем дворце и являлось собственностью императорской семьи. Рукоять экспонировалась в 1904 году на Исторической выставке предметов искусства, которая проходила в Большом выставочном зале при училище барона Штиглица в Санкт-Петербурге и была опубликована в каталоге как «набалдашник с головою Замора из камня, принадлежал m-m Дюбари». Впоследствии эти сведения появились в Описи Оружейной палаты с комментарием директора музея Дмитрия Дмитриевича Иванова: «По преданию принадлежала графине Дюбарри и изображает ее любимца Замора, но это предание не соответствует возрасту изображенного негра». Произведение датировано согласно клейму корпорации златокузнецов Парижа. . Рукоять для трости. Франция, 1750-е гг. Ширина: 11,7 см; высота: 11,2 см. . © Музеи Московского Кремля
261 прочтение · 2 недели назад
Главный национальный символ Султаната Оман — кинжал ханджар. Он олицетворяет оманскую национальную идентичность, недаром его изображение можно увидеть на эмблеме страны. Это не просто абстрактный символ: оманским юношам в возрасте тринадцати-четырнадцати лет дарят такой кинжал, что знаменует важную веху в их жизни — достижение зрелости. Рукоять кинжала (ханджара) в переводе с арабского означает «рог» (al-qarn). Это неслучайно: в прошлом рукояти кинжалов вырезали из рога носорога и слоновой кости. В наши дни широко используются дерево и серебро Наиболее ценная часть ханджара — высококачественный стальной клинок, лезвие которого затачивается до остроты бритвы с обеих сторон. У многих старых клинков есть своя история, которая сохраняется на протяжении поколений. В качестве материала для основы ножен обычно используется дерево. Деревянная основа украшается серебряными пластинами-накладками, поверхность которых декорируется с использованием таких техник как скань, зернь, чеканка или тиснением по серебру. Ханджар носят на широком поясе из толстой кожи или ткани, сотканной из шелковых, хлопчатобумажных или серебряных нитей. Кинжал крепится к поясу с помощью полос из кожи, которые продеваются через внешние кольца ножен и закрепляются декоративными креплениями с навершием в форме пуговиц. К поясу крепится небольшая прочная пряжка из литого серебра или латуни. Приходите на выставку «Серебряные сокровища Омана», чтобы своими глазами увидеть этот и другие восточные кинжалы, а также разнообразные драгоценные памятники из собрания Национального музея Султаната Оман. Партнер выставки — Российский фонд прямых инвестиций. . © Музеи Московского Кремля
Ролики
Видео