Закреплено автором
Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
30,6K · 1 год назад
Статьи
70 прочтений · 10 часов назад
Выставка «Князь Владимир Серпуховской и бояре Вельяминовы. Дружина Дмитрия Донского»
Более 140 предметов XIV–XV веков были найдены во время археологических работ в Тайницком саду и Большом Кремлевском сквере в Московском Кремле в 2020–2021 годах. И начиная с сегодняшнего дня вы сможете увидеть некоторые из них на выставке в Государственном военно-историческом и природном музее-заповеднике «Куликово поле»! Писало с рельефным декором, металлические бляхи-накладки с изображениями драконов, детали пластинчатого доспеха, редчайшие образцы облачений XV века (параман, погребальная кожаная...
114 прочтений · 1 день назад
Спрашиваете — отвечаем: что из этого чернильница?
Вам было интересно, что из представленных предметов является чернильницей. Отвечает хранитель предмета Екатерина Щербина: «В этом приборе чернильницей является часть в виде бочонка (эту форму также иногда называют «тыковкой», что вполне объяснимо, учитывая место создания предмета). В верхней части чернильницы есть небольшая крышка, которая визуально как бы закрыта на золоченые «ремешки» (их хорошо видно на фото)...
128 прочтений · 3 дня назад
В 1236-1240 гг году хан Батый вместе со своим войском прошел по землям русских княжеств. В результате этого страшного нашествия развитая культура древнерусских княжеств пришла в упадок, прекратилось каменное строительство, десятки тысяч жителей погибли, многие были угнаны в рабство, письменные источники уничтожены, разнообразные ремесла утрачены. Все это надолго затормозило развитие русских городов. О трагической истории Батыева нашествия напоминает обожженная рельефная икона «Святой Савва Освященный» из владимирского «клада священнослужителя». Небольшая икона размером 5,6 × 4,7 см была выполнена в конце XII — начале XIII века, она обожжена, но местами сохранились следы позолоты. Преподобный Савва Освященный (439–532) — христианский святой, основатель одного из древнейших ныне действующих монастырей — лавры Саввы Освященного под Иерусалимом. Именно он создал Иерусалимский богослужебный устав, используемый в настоящее время во всех поместных православных церквях. Увидеть эту замечательную икону и другие выдающиеся памятники вы можете на выставке «Русский Феникс. Суздальская земля», которую мы проводим совместно с Государственным Владимиро-Суздальским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.  Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. . © Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
529 прочтений · 3 дня назад
Броши работы ювелиров фирмы К.Фаберже
Из золота и платины, украшенные бриллиантами, эмалями и камеями, маленькие и большие, в виде цветов и геометричные — все это броши из нашего собрания, выполненные талантливыми ювелирами фирмы К. Фаберже...
234 прочтения · 5 дней назад
8 августа (по новому стилю) 1824 года, в Дармштадте родилась будущая российская императрица Мария Александровна. Ее коронационное платье можно увидеть в Оружейной палате. Оно сшито из гладкой серебряной парчи и украшено вышивкой серебром и блестками в виде гирлянды из листьев плюща, фантазийных цветов с объемными, сплетенными из серебряных нитей лепестками и крупных, закрученных подобно перьям, листьев папоротника. Как свидетельствуют документальные источники, эта вышивка была исполнена по заказу камер-фрау ее императорского величества Каролины Карловны фон Винклер в золотошвейной  мастерской «А. Ломан» в Санкт-Петербурге. Вместе с платьем в Оружейную палату 17 сентября 1856 года были переданы туфли из белого атласа с розеткой из блондов. На одной из туфель сохранился бумажный ярлык с маркой фирмы: Auclair. Gauche. Petite Morskoy. Maison Beilstein. . Платье коронационное императрицы Марии Александровны. Россия, 1856 г. Длина лифа: 24 - 32 см; длина рукава: 90 см; длина шлейфа: 318 см; длина юбки: 114 см. Портрет ее императорского величества (по рисунку М.А. Зичи). С хромолитографии из книги: Описание священнейшего коронования их императорских величеств государя императора Александра Второго и государыни императрицы Марии Александровны всея России 1856 год. . © Музеи Московского Кремля
67 прочтений · 5 дней назад
«Олимпийский» сервиз и любовь
Только любовь, только счастливый брак — так можно было бы охарактеризовать сюжеты роскошного «Олимпийского» сервиза. Здесь вы не найдете изображений хтонических, «агрессивных» богов — Нептуна-Посейдона, Плутона-Аида, Марса-Ареса. И даже изображения силача Геркулеса здесь посвящены не его подвигам, а семейным отношениям. Кровопролитной войне, миру мертвых, непредсказуемой и коварной стихии нет места на свадебном торжестве. Здесь также нет ни одного сюжета, где главными героинями были бы богини-девственницы — Минерва-Афина и Диана-Артемида...
185 прочтений · 7 дней назад
6 августа (24 июля) — день памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба, которые считаются покровителями русских князей и русского воинства в их ратных подвигах. Борис и Глеб — сыновья равноапостольного великого князя Киевского Владимира Святославича и братья князя Ярослава Мудрого. Преданные смерти старшим братом Святополком Окаянным и канонизированные при Ярославе Мудром, святые Борис и Глеб явились важнейшим символом русской святости, первыми святыми, кровно связанными с русскими землями. Изображение первых русских страстотерпцах можно найти на многих памятниках в нашем собрании. Сегодня рассмотрим икону «Благословенно воинство Небесного Царя», которая была написана в Москве, в третьей четверти XVI века. Образ является уменьшенным повторением знаменитой иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», написанной во время правления великого князя Василия III и находившейся в Успенском соборе Московского Кремля, а ныне хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. На нем изображена торжественная процессия конных и пеших воинов, возглавляемых скачущим на крылатом коне архистратигом Небесного воинства архангелом Михаилом. Шествие, разбитое на три потока, движется от объятого пламенем града по направлению к Небесному Иерусалиму. Внутри Святого Града восседает на троне Богоматерь. На Ее руках — младенец Христос, раздающий венцы, которые подлетающие к Нему ангелы относят воинам. Воины верхнего и нижнего рядов, головы которых окружены нимбами, изображены верхом. Среднюю колонну составляет группа пеших воинов, представленных без нимбов. Замыкает их строй всадник на белом коне в царском венце и с крестом в руке. Согласно более поздней надписи, это византийский император Константин Великий. Воины верхнего ряда имеют отличительные признаки царского или княжеского достоинства: короны, княжеские шапки и шубы. Среди изображенных — ветхозаветные цари и русские князья. В конце колонны изображены равноапостольный князь Владимир и его сыновья, святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Нижний ряд образуют многочисленные святые воины-мученики. . © Музеи Московского Кремля
273 прочтения · 1 неделю назад
Этот роскошный письменный прибор по преданию принадлежал императрице Екатерине II. Композиция поражает воображение: на относительно небольшом основании (41×30 см) парижский ювелир, имя которого до настоящего времени не удалось установить, разместил множество любопытных элементов. В центре настольного украшения возвышается покрытый пластинами халцедона четырехгранный обелиск. Бабочка из перламутра закрывает отверстие вверху обелиска, в который помещали золотой пенал с линейкой, циркулем и складным перочинным ножиком. Внимание привлекают золотой картуш с усыпанными бриллиантами часами и декоративная пальма из цветного золота, рядом можно увидеть золотую вазу, крышка которой служила колокольчиком, декоративные обломки мраморных колонн, два из которых являются чернильницей и песочницей, театральную маску, печатку из сердолика с ручкой в виде миниатюрной золотой лиры и другие предметы. Два путти c измерительными инструментами в руках — воплощение идеалов эпохи Просвещения — олицетворяют аллегорическое изображение наук. Книги из золота и гелиотропа являются шкатулкой с выдвижными ящичками. В одном из них хранится книжечка «Le petit Almanach de Berlin pour l’An bissextil, 1780» в розовом шелковом переплете. На циферблате указано имя знаменитого французского мастера Жана-Антуана Лепина — L’EPINE Á PARIS — придворного часовщика королей Людовика XV и Людовика XVI, а позднее — императора Наполеона I. Вероятно, созданный им механизм позднее был заменен: сохранившийся выполнен швейцарскими часовщиками Анри и Жаном Робером Мелли, которые в 1789‒1794 гг. продолжали работу основанного в 1769 году семейного предприятия Les Frères Melly & Cie под несколько измененным именем. Рассмотреть в деталях этот удивительный прибор вы можете в нашем видео, посвященном реставрации экспоната. . Письменный прибор с часами Париж, 1780 (?); часовой механизм – Женева, часовая мастерская Братья Мелли, 1789‒1794. . © Музеи Московского Кремля
179 прочтений · 1 неделю назад
Первая русская кругосветная экспедиция под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского началась 7 августа 1803 года. Основной целью экспедиции было доставить на Дальний Восток грузы Российско-американской компании, продать меха в Китае и установить дипломатические отношения с Японией. В состав даров императора Александра I императору Японии входила сабля тульской работы 1801 года, которая сейчас хранится в Оружейной палате. Однако дары не были приняты, и на кораблях экспедиции они вернулись в Россию в 1806 году. Приглашаем вас 7 августа в 16.00 посетить тематическую экскурсию «Арсенал русских царей и императоров», в ходе которой вы увидите ту самую парадную саблю с монограммой Александра I и другие великолепные памятники оружейного дела. Мы поговорим о колоссальном вкладе экспедиции в науку; познакомимся с историей и типологией оружия; узнаем о великих мастерах и государях, и о том, как представленные памятники отражают славу воинских побед, историю дипломатических связей и расцвета ремесел в Московском государстве и Российской империи. Билеты по ссылке: vk.cc/cyTuhl. Пистолеты. Из коллекции К.Е.Ворошилова. Голландия; Маастрихт, 1680-e. Длина общая: 51,5 см; длина ствола: 31,8 см; калибр: 15 мм; длина общая: 51,5 см; длина ствола: 31,8 см. Шлем — «шапка ерихонская». Москва, 1621 г. Сабля парадная в ножнах. Россия, Златоуст, 1829. Мастер: Иван Бушуев. Длина общая: 100 см; длина клинка: 84 см; длина ножен: 87 см. . © Музеи Московского Кремля
161 прочтение · 1 неделю назад
Самое важное в костюме денди
Знаете, что играло ключевую роль в костюме денди? Эти эстеты-индивидуалисты, наделенные холодным рассудительным умом и способностью к самоиронии, были уверены, что главными элементами костюма являются фрак идеального покроя и правильно завязанный галстук. Высокие требования, предъявлявшиеся к крою мужского фрака, сделали работу портного искусством; известные мастера были нарасхват. Бальный фрак, сшитый у столичной знаменитости, служил отличной рекомендацией в обществе, способствовал успеху. «Симбирский губернатор Дубенский, еще очень не старый человек, — вспоминал русский историк и дипломат Д...
143 прочтения · 1 неделю назад
Наместнические сервизы
«Господин Фальконет, я слышала, что у вас есть рисунки серебряного сервиза, я охотно бы их посмотрела... потому что мне могла бы прийти в голову фантазия заказать сервиз на шестьдесят человек», — писала в начале 1770 года императрица Екатерина II французскому скульптору Э.М. Фальконе, автору памятника Петру I. В XVIII веке российские императрицы делали все, чтобы превзойти пышность французского двора и, конечно, не могли обойти стороной культуру парадного застолья. Ведь придворные пиршества были формой репрезентации власти и государственного престижа...
250 прочтений · 2 недели назад
На выставке «Серебряные сокровища Омана» представлен традиционный оманский костюм, принадлежавший представителю высшего сословия — костюм шейха сэра Мбарака бин Али аль-Хинави. Сэр Мбарак родился в столице современной Кении, Момбасе, 2 ноября 1896 года. В то время эта территория принадлежала Султанату Занзибар, который ранее являлся частью Оманской империи. Пик могущества этой империи пришелся на начало XIX века, однако уже в середине столетия огромное государство, простиравшееся от Персидского залива и Южной Аравии до морских берегов Восточной Африки было поделено на две части, азиатскую и африканскую: Султанат Маскат и Оман и Султанат Занзибар. Во время Первой мировой войны сэр Мбарак, по происхождению знатный оманский араб, отслужил в полку Королевских африканских стрелков, после чего в 1937 году был назначен губернатором Момбасы, а четыре года спустя — губернатором Прибрежного региона, став высшим должностным лицом и главным представителем Султана Занзибара в прибрежных районах Восточной Африки. Кроме того, шейх был известным историком и исследователем культуры суахили, а также сыграл ключевую роль в создании Института мусульманского образования в Момбасе. На представленной фотографии шейх изображен с иранской саблей шамшир, а на выставке вы увидите его костюм с другим типом восточного холодного оружия — арабским мечом саиф. Приходите на выставку «Серебряные сокровища Омана», чтобы рассмотреть все детали этого и других роскошных костюмов, а также традиционные восточные кинжалы и драгоценные украшения. Партнер выставки — Российский фонд прямых инвестиций. . Шейх сэр Мбарак бин Али аль-Хинави. 1945 — середина 1950-х гг. © Национальный музей Султаната Оман Костюм шейха сэра Мбарака бин Али аль-Хинави, губернатора Момбасы в 1937 г., губернатора Фавки ас-Сахель в 1941 г. Середина XX в. Шелк, хлопчатобумажные, шерстяные и металлические нити. Высота. 175 (манекен). Передан на временное хранение из коллекции семьи шейха сэра Мбарака бин Али аль-Хинави в Национальный музей Султаната Оман
Ролики
Видео