Закреплено автором
Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
29,9K · 1 год назад
Статьи
150 прочтений · 15 часов назад
Не трать, красавица, ты времени напрасно, Любися; без любви всё в свете суеты, Жалей и не теряй прелестной красоты, Чтоб больше не тужить, что век прошел несчастно. Так о быстротечности земных радостей писал в середине середине XVIII века поэт А.П. Сумароков. Философию галантного века (с 1715 по 1770-е) можно описать так: «Молодость коротка, красота недолговечна, а любовь — это удел молодых и прекрасных женщин». Поэтому именно в ту эпоху были столь популярны орудия флирта и кокетства — мушки, табакерки, трости, лорнеты и веера. В России веера долгое время были привозным товаром, их доставляли из Франции, Италии, немецких земель и Голландии. В 1751 году в Санкт-Петербурге открылась первая веерная фабрика, которая производила веера «печатные», «живописные», «турецкого мастерства» и «круглые французские цветные». Императрица Елизавета Петровна обладала значительной коллекцией вееров, некоторые имели сюжет, выбранный самой августейшей заказчицей. Например, в 1750-е годы во Франции был создан веер с изображением ее любимой загородной резиденции — Большого Царскосельского дворца. Существовал особый универсальный язык веера, который понимали во всех странах Европы. Раскрытый веер означал — «Я замужем», «Да!» — веер открыт у левой щеки, «Нет!» — у правой, «Будьте смелее» — веер закрыт стрелой и направлен на мужчину. . Веер. Германия, 1770-е гг. Длина: 28,4 см. . © Музеи Московского Кремля
176 прочтений · 2 дня назад
Притчи царя Соломона были популярной темой в русском изобразительном искусстве XVII века, в том числе и эмалевой росписи. Один из экспонатов Оружейной палаты — серебряная чаша с расписной эмалью — украшена картушами с изображениями сцен из притчи «Суд царя Соломона». Каждая сцена сопровождается надписью — на дне: СУД СОЛОМОНА ЦРЯ, на стенках (читаются по часовой стрелке): ПОВЕЛЕ ЦРЬ СО(Б)РАТИ Р(100) РУ(Б)ЛЕ(В); НИЩIИ ПРОСЯЩЕ БГА РАДИ; ПОВЕЛЕ ЦРЬ ДЕ(Н)ГИ ПОВЕСИ(Т) НА(Д) ВОДОЮ; ПОВЕЛЕ ЦРЬ НИЩЕМУ ВЗЯТИИ ДЕНГИ БОГАТЫЙ РАЗУМЕ СВОЮ НЕ(П)РАВДУ ПОКЛОНIСЯ. Эта великолепная чаща была представлена на Всемирной выставке в 1867 году. Вместе с другими экспонатами она демонстрировала посетителям все богатство и многообразие русской художественной культуры. . Чаша. Россия, Москва (?), конец XVII в. Диаметр: 15,6 см; высота: 4,5 см. . © Музеи Московского Кремля
158 прочтений · 2 дня назад
Спрашиваете — отвечаем: прилично ли русскому царю такими кружками пользоваться?
Кувшин-кружка в виде женского бюста всколыхнул наших подписчиков: не срамота ли русскому царю такие перси в хозяйстве иметь и прилюдно пользоваться? А некоторые к тому же усомнились в том, что бюст женский 🙈 На вопросы отвечает хранитель предмета Николай Азовцев: «Иметь подобный кувшин отнюдь не считалось зазорным. Это был роскошный, драгоценный подарок, не предназначенный для использования по прямому назначению. Он хранился в царской сокровищнице и мог выставляться на поставцах, устраивавшихся по торжественным случаям в главном парадном зале Кремлевского дворца – Грановитой палате...
271 прочтение · 4 дня назад
В эпоху императора Петра I в России появился горячий шоколад. Он стоил дорого, поэтому был привилегией высшей аристократии. Шоколад подавали утром в домашней обстановке, на торжественных приемах и «высочайших завтраках» в императорской резиденции. По утрам в аристократических домах личные покои наполнялись ароматом амбры и ванили. Дорогостоящим модным напитком непременно угощали в Зимнем дворце на праздник Крещения Господня, после завершения церемонии водосвятия. Готовили шоколад в сосудах, в виде цилиндра или напоминающих по форме кофейник, из серебра, меди и фарфора. Их характерной деталью была деревянная ручка, примыкающая к тулову почти под прямым углом, а также отверстие в крышке, через которое специальной палочкой можно было размешивать напиток. Шоколад наливали в керамическую посуду, а позднее — в нарядные фарфоровые чашечки. . Шоколадник. Франция, Париж, 1777-1778. Мастер: Фамешон Жак. Высота общая: 25 см. . © Музеи Московского Кремля
84 прочтения · 5 дней назад
Попасть в переплет. Серебряный оклад 1745 года на Евангелие.
Сегодня в рубрике рассмотрим в мельчайших деталях замечательный серебряный оклад 1745 года на Евангелие. На верхней доске — накладные средник и наугольники с живописными эмалевыми изображениями. На золотом среднике закреплен медальон с композицией «Воскресение» в обрамлении из алмазов, над ним была накладная золотая корона с бриллиантами; на серебряных золоченых наугольниках в виде картушей — сидящие евангелисты в обрамлении из рубинов. Средник вписан в накладную чеканную композицию «Древо Иессеево»...
48 прочтений · 6 дней назад
Московский Кремль на медалях, посвященных Великой Отечественной войне
Вы когда-нибудь задумывались о том, как часто Московский Кремль появлялся на монетах и памятных медалях, посвященных Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.? В День памяти и скорби хотим поделиться небольшим отрывком из научной статьи заведующего отделом нумизматики и археологии Музеев Московского Кремля Сергея Зверева, в которой он подробно освещает эту тему. Среди советских медалей, посвящённых войне с фашистской Германией, впервые изображения зданий Московского Кремля были помещены на памятной медали, созданной медальером Н...
252 прочтения · 1 неделю назад
Всем известное выражение «играть в бирюльки» означает праздное времяпрепровождение. Но знаете ли вы, что это занятие требует определенных умений, концентрации внимания, пространственного воображения и логического мышления? Игравшие в бирюльки это подтвердят 😉 На новой выставке «Во что играли наши предки» мы показываем два комплекта для этой некогда очень популярной игры: европейский, из слоновой кости, и набор из дерева работы русских токарей, восхищающий своей миниатюрностью. Приходите, чтобы узнать много нового и полюбоваться замечательными предметами, которые скрашивали досуг людей, живших в XIX, XVIII, XVII и даже XIII веках! Выставка работает до 11 сентября. Билет входит в стоимость посещения Оружейной палаты. ❗️Также обращаем ваше внимание на специальные сеансы для гостей Оружейной палаты — «Рассказ на выставке», которые проводятся по вторникам и средам в 14:00 и в 16:00. Вы сможете услышать небольшой рассказ нашего экскурсовода на экспозиции выставки, а далее — самостоятельно посетить экспозицию музея. В данный момент доступны сеансы 25 и 26 июня. 💙 Ну а тем, кто хочет еще глубже погрузиться в увлекательную историю появления настольных игр в России, рекомендуем нашу тематическую лекционную программу с посещением выставки «"Все на свете любят игру". Настольные игры в России в XV - начале XX века». . @ Музеи Московского Кремля
213 прочтений · 1 неделю назад
«Кубок серебрен золочен, съ ящиком струсовым и с кровлею, меж пуза и поддона человекъ золочен с луком и с копием серебряным, цена двенатцат рублевъ», — так охарактеризовали кубок с чашей из скорлупы страусового яйца в России в 1654-1656 гг. Страусовые яйца в роскошных оправах описаны во многих инвентарях европейских кунсткамер XVII века. Данный кубок прибыл в Россию с посольством от шведского короля Карла X Густава в 1655 году. Годом ранее шведская королева Кристина отреклась от престола и на троне ее сменил кузен Карл X Густав. В связи с этими событиями в Россию было направлено посольство, целью которого было еще раз подтвердить условия Столбовского мирного договора, а также заручиться поддержкой России в союзе против Польши и Дании. Роскошный кубок был личным подарком посла Швеции государственного советника, барона Густава Бьельке царю Алексею Михайловичу. В декоре изделия сразу привлекает внимание тот самый «человек с луком и с копием», который на самом деле — фигура африканки, а также можно найти фигурки путти с поднятыми вверх руками и кнорпель-маски в виде стариков. Кубок был изготовлен в Гамбурге в 1636-1640 годы мастером Хинрихом Омзеном. Высота произведения — 35 см. . © Музеи Московского Кремля
170 прочтений · 1 неделю назад
Застолье в XVIII веке
В XVIII веке доминировала подача на французский манер. Она заключалась в одновременном помещении на столы комплекта кушаний в рамках одной перемены. На торжественных застольях перемен могло быть три или четыре: суп, жаркое, овощи и салаты, а также десерт. Каждая перемена состояла из множества главных, второстепенных и третьестепенных блюд, которые вместе складывались в сложную вкусовую «симфонию». «Скромная» трапеза на двадцать персон представляла три перемены по двадцать семь кушаний в каждой...
149 прочтений · 1 неделю назад
Апокалипсис в Благовещенском соборе
Фрески с изображением конца света, катаклизмов и чудес, предшествующих Второму пришествию Иисуса Христа, можно увидеть в домовом храме русских государей. И сегодня вместе с вами мы в деталях рассмотрим некоторые изображения. В росписях Благовещенского собора выделены три основные темы: 🔹 события, происходящие на небе 🔹 изображение земли и постигших ее бедствий 🔹 иллюстрации последних глав текста, повествующих о борьбе добра и зла и торжестве справедливости Иллюстрирование начинается в верхнем...
279 прочтений · 2 недели назад
А вы знали, что в нашем собрании хранятся авторские произведения второй половины XX – начала XXI века? Сегодня познакомим вас с четырьмя из них. Эти мозаичные панно, поступившие в музей в 1998–2000 гг., выполнили московские художники Алексей Загорский и Ирина Клинова. Из самоцветных камней в техниках флорентийской и римской мозаик они создают иконы и декоративные панно с самыми разнообразными сюжетами. В представленных работах использованы такие материалы, как яшма, беломорит, агат, бирюза, оникс, гранат хлорид, мрамор, змеевик, кремний, розовый кварц, лазурит, хризопраз, лепидот, амазонит, лиственит, нефрит, сердолик и роговик. . Мозаичное панно «Иоанн Предтеча» Мозаичное панно «Богоматерь» Мозаичное панно «Архангел Михаил» Мозаичное панно «Спас» . © Музеи Московского Кремля
257 прочтений · 1 неделю назад
«Серебряные сокровища Омана» в Москве
Друзья, меньше, чем через месяц в нашем музее откроется потрясающая выставка «Серебряные сокровища Омана». 12 июля мы впервые представим культуру султаната Оман в Москве. Вы увидите изысканные произведения оманских ювелиров и оружейников – парадные кинжалы, пояса, амулеты, ювелирные украшения, национальные костюмы и необычные аксессуары — и узнаете о том, как с помощью декора серебряных изделий мастера подчеркивали свою принадлежность к определенному региону и даже мастерской. Особое место на выставке займут два комплекса мемориальных вещей выдающихся личностей в истории Омана...
Ролики
Видео