Закреплено автором
Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
30,3K · 1 год назад
Статьи
28 прочтений · 1 час назад
Что такое лал, вениса, яхонт червчатый? Все это названия для красных драгоценных камней. Яхонтом червчатым называли только рубин; лалом – шпинель; бечетом и венисой — гранаты. Люди хорошо понимали ценность каждого камня. В «Торговой книге» (руководство для купцов по товароведению, конец XVI века) говорится: «Бечеты за лал не купи́те. Бечет знати к цвету: в нём как пузырьки... А берегите того, чтобы вам винисы за лал не продали; а виниса камень красен, а цвет жи́док у него». Алмаз долгое время уступал по стоимости рубину, а также сапфиру и жемчугу. Однако все изменилось конце XVII века, когда была изобретена бриллиантовая огранка, поэтому следующее столетие назвали «веком бриллианта». Бриллианты очень любили при русском дворе. Во время осады Очакова Г. А. Потемкин устроил роскошный прием. На «десерт» была хрустальная ваза, наполненная, казалось, сахарным песком. Каждой даме чайной ложкой в блюдце насыпали этот песок, который был в действительности бриллиантами. Подробнее о драгоценных камнях и предметах, которые ими украшали, мы поговорим в это воскресенье, 21 июля, в 13:00 на тематической экскурсии «Магия и искусство драгоценного камня». Вы узнаете о происхождении и природных свойствах камней, их символическом значении в искусстве и культуре, а также увидите шедевры музейной сокровищницы. Перед экскурсией предлагаем ответить на вопрос: Какими драгоценными камнями украшен оклад на Евангелие 1571 года? Правильный ответ вы узнаете уже в это воскресенье. . © Музеи Московского Кремля
44 прочтения · 1 день назад
Английский механик Михаил Егорович, «диковинной машины» создатель
«Храм Славы» — поистине уникальные дворцовые музыкальные часы, о которых мы рассказывали в прошлом году. Но не менее интересен автор диковинной машины — английский механик Майкл Джордж Меддокс, которого в Российской империи называли Михаилом Егоровичем. О личности создателя «Храма Славы» сведений много, но они весьма противоречивы. Точные даты его рождения, появления в России и смерти неизвестны. По семейному преданию, Меддокс родился в Англии 14 мая 1747 года. Получив звание профессора математики...
222 прочтения · 3 дня назад
А вы знали, что ранее в шахматах использовали и игральные кости? А что существовал вариант шахматной игры, в которой могли принимать участие четыре человека? Комплект таких четверных шахмат, состоящий из 76 фигурок, представлен на нашей выставке «Во что играли наши предки». Обучение шахматам и шашкам было обязательным для будущих монархов, игровые наборы служили драгоценными дипломатическими подарками. Серебряные с позолотой шахматы, выполненные в виде фигур воинов, по легенде, были поднесены послом Бранденбурга Иоахимом Скультетом царю Алексею Михайловичу. Этому же монарху принадлежал игровой комплект, изготовленный в первой половине XVII века аугсбургским мастером Ульрихом Баумгартнером и гравером Паулем Готтихом, который могут увидеть посетители выставки. Он включает в себя доску не только для шахмат, но и для шашек, нард, «мельницы». В правление Петра I шахматы и шашки становятся аристократическим времяпрепровождением – они входят в программу петровских ассамблей. Императрица Екатерина Великая не только превосходно владела стратегией игры, но и собственноручно изготовила набор шахматных фигур, который также стал экспонатом выставки. Приходите на выставку «Во что играли наши предки», чтобы узнать много нового о настольных играх! Выставка работает до 11 сентября. Билет входит в стоимость посещения Оружейной палаты. Напоминаем о специальных сеансах для гостей Оружейной палаты — «Рассказ о выставке», которые проводятся по вторникам и средам в 14:00 и в 16:00. Вы сможете услышать небольшой рассказ нашего экскурсовода на экспозиции выставки, а далее — самостоятельно посетить экспозицию музея. В данный момент доступны сеансы 23, 24 и 30 июля.  Еще подробнее о настольных играх вам расскажут на трехчасоввой лекционной программе с посещением выставки «"Все на свете любят игру". Настольные игры в России в XV - начале XX века». . @ Музеи Московского Кремля
302 прочтения · 4 дня назад
Приходите посмотреть на серебряные сокровища Омана!
Выставка «Серебряные сокровища Омана» открыта для посещения! В выставочном зале Патриаршего дворца вы перенесетесь в блестящий и загадочный мир далекого восточного государства. Перед вами предстанут наиболее яркие и интересные памятники из собрания Национального музея Султаната Оман, включая предметы, ранее входившие в личные коллекции оманских султанов: великолепные изделия из серебра, а также декорированные им предметы, оружие, национальный костюм и необычные аксессуары. Представленные на выставке...
63 прочтения · 5 дней назад
Геркулес и «Олимпийский» сервиз
Какой Олимп без героя Геркулеса? Однако из двенадцати общеизвестных подвигов древнегреческого силача на тарелках «Олимпийского» сервиза воспроизведен лишь один — похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок («Геркулес убивает амазонку Эврибию»). Этот выбор не случаен — Венера-Афродита отдала свой пояс, дарующий женщине вечную привлекательность в глазах мужчин, на сохранение повелительнице воинственных дев, чтобы никто из женщин не смог его получить. Сюжеты на десертных тарелках, посвященные герою,...
238 прочтений · 1 неделю назад
Названия «сальми», «фрикандо», «галантин» вам что-нибудь говорят? А русским аристократам, жившим в эпоху правления Екатерины II, эти французские термины были хорошо известны. Они обозначали названия блюд или методы их обработки: 🔹«Сальми» от французского salmis (рагу из дичи). 🔹«Фрикандо» от французского fricandeau (жареное мясо или телятина). 🔹«Галантин» от французского galantine (желе). Меню богатого дворянина той эпохи отличалось кулинарной изощренностью, достойной императорского двора. Фантазия поваров рождала удивительные рецепты: куропатки с трюфелями, чирята (чирок — маленькая утка) с оливками, фазаны с фисташками, сальми из бекасов, вьюны с фрикандо, галантины — заливные блюда из рубленного мяса или дичи. Не знаем, как у вас, а у нас уже разыгрался аппетит 😅 . Чаша суповая из «Орловского сервиза». Франция, Париж, 1770-1771. Мастер: Ретье Жак-Никола. Высота: 26,5 см. . © Музеи Московского Кремля
93 прочтения · 1 неделю назад
Шпалера «Муза астрономии Урания»
Эта замечательная шпалера была приобретена в Париже в 1716 году для царя Петра I его агентом во Франции — Кононом Зотовым. На шпалере в центре композиции под ламбрекенами изображен картуш с восседающей на облаках музой астрономии Уранией в венце из звезд, с атрибутами — армиллярной сферой и циркулем. Под ногами музы — раковина, по сторонам от нее — фигуры двух львов. Слева на террасе сидит музыкант с виолой, справа — танцовщица с треугольником. В декор бордюра включены изображения разнообразных...
223 прочтения · 1 неделю назад
В аугсбургском златокузнечном искусстве середины XVII века кувшины в виде всадника, изображающего европейского монарха или владетельного князя, не были редкостью.Среди изображенных персон и король Швеции Густав II Адольф, и герцог Бернхард Веймарский, и король Дании Фредерик III. Большую часть этих кувшинов создал Давид I Швестермюллер. При работе над ними он зачастую использовал один и тот же готовый образец, варьировалась только съемная голова с портретными чертами того или иного персонажа. В литературе подобные сосуды известны под разными наименованиями: кубки, кувшины или настольные украшения. Их главная функция была, конечно, не практическая, в первую очередь, они служили роскошными украшениями столов или буфетов-«поставцов», где их выставляли перед входившим в состав рукомойного гарнитура блюдом. На фотографии представлен рукомойный кувшин в виде всадника времен Тридцатилетней войны. Существует предположение, что перед нами – английский король Карл I Стюарт, однако не все исследователи с этим согласны. Сосуд высотой 44,5 см. выполнил мастер Давид I Швестермюллер в Аугсбурге в 1639-1649 годы. Спустя почти полвека, в 1699 году, шведский король Карл XII прислал его в дарах царю Петру I. Тело коня служило сосудом. Его голова так же, как и голова всадника, съемная. Сливное отверстие, оформленное в виде маскарона, находится спереди на груди коня. В нашем собрании хранятся десятки удивительных кубков и рукомойных кувшинов — классические и потешные, в виде людей, богов, животных, птиц и кораблей, выполненные из стекла, янтаря, наутилусов, скорлупы страусового яйца и кокоса. Порой даже невозможно представить, что в некоторых сосудах имеются отверстия для слива и набора воды. Приходите в Оружейную палату, чтобы удивиться мастерству и изобретательности златокузнецов прошлого. . © Музеи Московского Кремля
137 прочтений · 1 неделю назад
Грушевидные, кедровые, шишковые — пуговицы в Русском государстве
Идеалам красоты на Руси соответствовали статность, величавость, гордая осанка, плавная походка. Создать такой образ помогали длиннополые, свободные одежды, которые не подчеркивали, а скрывали фигуру. Шубы, опашни, однорядки и другие подобные им по крою одежды не запахивались пола на полу, потому что всегда украшались более или менее богатой нашивкой с пуговицами, на которые полы застегивались спереди. И. Е. Забелин, русский археолог и историк, специалист по истории Москвы, в своем труде «Домашний...
242 прочтения · 2 недели назад
Здесь очень красиво! Делимся фотографиями закулисья: полным ходом идет монтаж выставки «Серебряные сокровища Омана». Вдохновляйтесь и приходите на выставку с 12 июля! Билеты по ссылке. Партнер выставки — Российский фонд прямых инвестиций.
157 прочтений · 1 неделю назад
Спрашиваете — отвечаем: как в музеях хранится ткань?
Вы хотели знать, как хранятся такие сложные музейные артефакты, как представленная на фотографии шуба? И действительно ли на ней мех и ткань XVI века? Отвечает хранитель предмета Марина Горькова: «Для бережного хранения экспонатов необходимо соблюдение режима температуры и влажности, а также щадящий световой режим. Например, при комплексном хранении (предметы, изготовленные из различных материалов: ткани, кожа, драг.металлы и пр.) температура должна быть около 18 градусов, при влажности воздуха 50-65%...
204 прочтения · 2 недели назад
Сегодня рассматриваем превосходные парадные мушкеты. Все они выполнены в 1610-1620-е годы в Амстердаме, самом крупном оружейном центре Голландии. Подобные ружья весят от шести до восьми килограммов. Деревянные части оружия украшены замечательной инкрустацией тонкими полосками кости, подчеркивающей общие контуры ружья, мелкими костяными кружочками и перламутром. На крупных овальных пластинах перламутра гравированы и тонированы изображения птиц, зверей, античные профили, городские и сельские пейзажи. . © Музеи Московского Кремля
Ролики
Видео