Закреплено автором
Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
29,9K · 1 год назад
Статьи
125 прочтений · 14 часов назад
Спрашиваете — отвечаем: прилично ли русскому царю такими кружками пользоваться?
Кувшин-кружка в виде женского бюста всколыхнул наших подписчиков: не срамота ли русскому царю такие перси в хозяйстве иметь и прилюдно пользоваться? А некоторые к тому же усомнились в том, что бюст женский 🙈 На вопросы отвечает хранитель предмета Николай Азовцев: «Иметь подобный кувшин отнюдь не считалось зазорным. Это был роскошный, драгоценный подарок, не предназначенный для использования по прямому назначению. Он хранился в царской сокровищнице и мог выставляться на поставцах, устраивавшихся по торжественным случаям в главном парадном зале Кремлевского дворца – Грановитой палате...
230 прочтений · 2 дня назад
В эпоху императора Петра I в России появился горячий шоколад. Он стоил дорого, поэтому был привилегией высшей аристократии. Шоколад подавали утром в домашней обстановке, на торжественных приемах и «высочайших завтраках» в императорской резиденции. По утрам в аристократических домах личные покои наполнялись ароматом амбры и ванили. Дорогостоящим модным напитком непременно угощали в Зимнем дворце на праздник Крещения Господня, после завершения церемонии водосвятия. Готовили шоколад в сосудах, в виде цилиндра или напоминающих по форме кофейник, из серебра, меди и фарфора. Их характерной деталью была деревянная ручка, примыкающая к тулову почти под прямым углом, а также отверстие в крышке, через которое специальной палочкой можно было размешивать напиток. Шоколад наливали в керамическую посуду, а позднее — в нарядные фарфоровые чашечки. . Шоколадник. Франция, Париж, 1777-1778. Мастер: Фамешон Жак. Высота общая: 25 см. . © Музеи Московского Кремля
80 прочтений · 3 дня назад
Попасть в переплет. Серебряный оклад 1745 года на Евангелие.
Сегодня в рубрике рассмотрим в мельчайших деталях замечательный серебряный оклад 1745 года на Евангелие. На верхней доске — накладные средник и наугольники с живописными эмалевыми изображениями. На золотом среднике закреплен медальон с композицией «Воскресение» в обрамлении из алмазов, над ним была накладная золотая корона с бриллиантами; на серебряных золоченых наугольниках в виде картушей — сидящие евангелисты в обрамлении из рубинов. Средник вписан в накладную чеканную композицию «Древо Иессеево»...
46 прочтений · 4 дня назад
Московский Кремль на медалях, посвященных Великой Отечественной войне
Вы когда-нибудь задумывались о том, как часто Московский Кремль появлялся на монетах и памятных медалях, посвященных Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.? В День памяти и скорби хотим поделиться небольшим отрывком из научной статьи заведующего отделом нумизматики и археологии Музеев Московского Кремля Сергея Зверева, в которой он подробно освещает эту тему. Среди советских медалей, посвящённых войне с фашистской Германией, впервые изображения зданий Московского Кремля были помещены на памятной медали, созданной медальером Н...
237 прочтений · 5 дней назад
Всем известное выражение «играть в бирюльки» означает праздное времяпрепровождение. Но знаете ли вы, что это занятие требует определенных умений, концентрации внимания, пространственного воображения и логического мышления? Игравшие в бирюльки это подтвердят 😉 На новой выставке «Во что играли наши предки» мы показываем два комплекта для этой некогда очень популярной игры: европейский, из слоновой кости, и набор из дерева работы русских токарей, восхищающий своей миниатюрностью. Приходите, чтобы узнать много нового и полюбоваться замечательными предметами, которые скрашивали досуг людей, живших в XIX, XVIII, XVII и даже XIII веках! Выставка работает до 11 сентября. Билет входит в стоимость посещения Оружейной палаты. ❗️Также обращаем ваше внимание на специальные сеансы для гостей Оружейной палаты — «Рассказ на выставке», которые проводятся по вторникам и средам в 14:00 и в 16:00. Вы сможете услышать небольшой рассказ нашего экскурсовода на экспозиции выставки, а далее — самостоятельно посетить экспозицию музея. В данный момент доступны сеансы 25 и 26 июня. 💙 Ну а тем, кто хочет еще глубже погрузиться в увлекательную историю появления настольных игр в России, рекомендуем нашу тематическую лекционную программу с посещением выставки «"Все на свете любят игру". Настольные игры в России в XV - начале XX века». . @ Музеи Московского Кремля
205 прочтений · 6 дней назад
«Кубок серебрен золочен, съ ящиком струсовым и с кровлею, меж пуза и поддона человекъ золочен с луком и с копием серебряным, цена двенатцат рублевъ», — так охарактеризовали кубок с чашей из скорлупы страусового яйца в России в 1654-1656 гг. Страусовые яйца в роскошных оправах описаны во многих инвентарях европейских кунсткамер XVII века. Данный кубок прибыл в Россию с посольством от шведского короля Карла X Густава в 1655 году. Годом ранее шведская королева Кристина отреклась от престола и на троне ее сменил кузен Карл X Густав. В связи с этими событиями в Россию было направлено посольство, целью которого было еще раз подтвердить условия Столбовского мирного договора, а также заручиться поддержкой России в союзе против Польши и Дании. Роскошный кубок был личным подарком посла Швеции государственного советника, барона Густава Бьельке царю Алексею Михайловичу. В декоре изделия сразу привлекает внимание тот самый «человек с луком и с копием», который на самом деле — фигура африканки, а также можно найти фигурки путти с поднятыми вверх руками и кнорпель-маски в виде стариков. Кубок был изготовлен в Гамбурге в 1636-1640 годы мастером Хинрихом Омзеном. Высота произведения — 35 см. . © Музеи Московского Кремля
165 прочтений · 6 дней назад
Застолье в XVIII веке
В XVIII веке доминировала подача на французский манер. Она заключалась в одновременном помещении на столы комплекта кушаний в рамках одной перемены. На торжественных застольях перемен могло быть три или четыре: суп, жаркое, овощи и салаты, а также десерт. Каждая перемена состояла из множества главных, второстепенных и третьестепенных блюд, которые вместе складывались в сложную вкусовую «симфонию». «Скромная» трапеза на двадцать персон представляла три перемены по двадцать семь кушаний в каждой...
145 прочтений · 1 неделю назад
Апокалипсис в Благовещенском соборе
Фрески с изображением конца света, катаклизмов и чудес, предшествующих Второму пришествию Иисуса Христа, можно увидеть в домовом храме русских государей. И сегодня вместе с вами мы в деталях рассмотрим некоторые изображения. В росписях Благовещенского собора выделены три основные темы: 🔹 события, происходящие на небе 🔹 изображение земли и постигших ее бедствий 🔹 иллюстрации последних глав текста, повествующих о борьбе добра и зла и торжестве справедливости Иллюстрирование начинается в верхнем...
274 прочтения · 1 неделю назад
А вы знали, что в нашем собрании хранятся авторские произведения второй половины XX – начала XXI века? Сегодня познакомим вас с четырьмя из них. Эти мозаичные панно, поступившие в музей в 1998–2000 гг., выполнили московские художники Алексей Загорский и Ирина Клинова. Из самоцветных камней в техниках флорентийской и римской мозаик они создают иконы и декоративные панно с самыми разнообразными сюжетами. В представленных работах использованы такие материалы, как яшма, беломорит, агат, бирюза, оникс, гранат хлорид, мрамор, змеевик, кремний, розовый кварц, лазурит, хризопраз, лепидот, амазонит, лиственит, нефрит, сердолик и роговик. . Мозаичное панно «Иоанн Предтеча» Мозаичное панно «Богоматерь» Мозаичное панно «Архангел Михаил» Мозаичное панно «Спас» . © Музеи Московского Кремля
254 прочтения · 1 неделю назад
«Серебряные сокровища Омана» в Москве
Друзья, меньше, чем через месяц в нашем музее откроется потрясающая выставка «Серебряные сокровища Омана». 12 июля мы впервые представим культуру султаната Оман в Москве. Вы увидите изысканные произведения оманских ювелиров и оружейников – парадные кинжалы, пояса, амулеты, ювелирные украшения, национальные костюмы и необычные аксессуары — и узнаете о том, как с помощью декора серебряных изделий мастера подчеркивали свою принадлежность к определенному региону и даже мастерской. Особое место на выставке займут два комплекса мемориальных вещей выдающихся личностей в истории Омана...
210 прочтений · 1 неделю назад
В этот день, 17 июня 1682 года, родился будущий король Швеции Карл XII. Через 15 лет он взошел на престол. Монарх был заинтересован в отношениях с Россией, об этом напоминают многочисленные посольские дары, хранящиеся в нашем собрании: великолепные рукомойные кувшины, стаканы, кружки, блюда, подсвечники, рассольники и настольные украшения. Один из замечательных даров — рукомойный кувшин, выполненный в виде льва, поднявшегося на задние лапы, со скипетром в лапе и короной на голове. Фигура льва служила сосудом, изогнутый хвост выполняет роль ручки, а свернутый в трубочку язык — слива кувшина. Правая задняя лапа животного стоит на пне, в правой передней он держит скипетр, в левой сохранилось отверстие, возможно, первоначально лев опирался на щит. В одном из медальонов, находящихся в основании кувшина, — изображение пастуха, в другом — пастушки, отдыхающих на фоне пейзажа. . Кувшин рукомойный «Лев». Германия, Аугсбург, 1674-1680. Мастер: Маннлих Генрих. Высота: 46 см . © Музеи Московского Кремля
314 прочтений · 2 недели назад
Вельможу XVIII века невозможно было представить без парика, служившего в качестве прически, символа, даже головного убора. Естественная прическа из собственных волос была уделом простолюдинов. В XVIII веке парики меняли форму и длину; они становились то выше, то укорачивались. Каждый вариант имел название и предназначался для определенных случаев. С 1700-х годов в России носили пышные длинные алонжевые парики с локонами до плеч. Их название произошло от французского слова allongement — «удлинение». С 1715 года парики стали укорачивать, в 1740-е годы вошли в моду высокие модели с тупеем-хохолком, в 1750-е — короткие, с буклями по бокам. Стоили парики дорого, лучшие образцы делали из светлых, желательно женских волос, самые дорогие — из волос девственниц. Более дешевые были из конского волоса и льна. Этот аксессуар требовал регулярных забот парикмахера и немалого количества пудры, которую импортировали из Франции. С 1724 года пудру на основе крахмала и ароматических добавок стал производить московский завод купца Чиркина. Пышный парик сочетался с гладко выбритым лицом. Бороду перестали носить в России в связи с запретом императора Петра I, а усы вышли из моды. . «Когда я жил в Казани…» Россия, вторая половина XVIII века. Гравюра П.Н. Чуваева. © Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Картина. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Россия, середина XVIII в. Автор: Неизвестный художник. Высота: 137 см; ширина: 100 см. © Музеи Московского Кремля
Ролики
Видео