Найти тему
Закреплено автором
Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
30,8K · 1 год назад
Ролики
Статьи
40 прочтений · 16 часов назад
В 1698 году, вскоре после возвращения государя Петра I из длительного путешествия по европейским странам в составе Великого посольства, царь впервые изложил свои намерения о реформе платья. В черновике одного из его распоряжений говорилось: «Тогда ж за благо разсудил старинное платье российское, которое было на подобие польского платья, отменить, а повелел всем своим подданным носить по обычаю европских христианских государств». Реформа костюма была задумана как часть будущих государственных преобразований, способных поставить Россию вровень с авторитетными и влиятельными странами Европы. Царь Петр I стремился к утверждению абсолютной монархии и желал регулировать все стороны жизни русских людей, включая их внешний облик. Идеальный российский подданный должен был существовать по регламенту: «Проживать в жилище, построенном по указанному чертежу, предаваться указанным увеселениям, носить указанное платье и обувь». Секретарь прусского посольства И. Г. Фоккеродот отмечал: «Петр I не считал за нужное больше ласкать свое дворянство, доведя его до того, что оно не могло пошевелиться». Но он же утверждал, что «перемена одежды немного стоила трудов для Петра I», «все с охотой уступили его воле и находили тут только один порок, что немецкий сюртук, особливо в таком холодном климате, не так хорошо прикрывает, как русский, но все же столько же требует сукна». . Царь Алексей Михайлович и бояре. «Опыт о русских одеждах и обычаях с IX-го по XVIII-е столетие. Одежда русских... Ч. II-ая. Одежда светская». Мастерские Московского Кремля, 1834. Ф.Г. Солнцев. «Польский кафтан Петра I». Россия, первая половина XIX в. Ф.Г. Солнцев. Картина «Портрет Петра Великого». Россия, 1716. Мастер: Таннауер Иоганн Годфрид. . © Музеи Московского Кремля
53 прочтения · 2 дня назад
Кубок в виде петуха издавна входил в сокровищницу русских царей. Сложно утверждать наверняка, как и когда он попал в Россию. Возможно, кубок был выполнен в Нюрнберге в конце XV – первой трети XVI в. Серебряный корпус птицы повторяет форму страусового яйца, которое, вероятно, первоначально составляло основу кубка, но было повреждено и позднее заменено. Об этом свидетельствует не только форма, но и оправа в виде характерных полосок-обоймиц, традиционно использовавшихся для закрепления скорлупы страусового яйца или кокосового ореха в драгоценных сосудах. Высота кубка — 34 см. Его верхняя часть — голова с шеей — легко снимается. Внутри нее во всю ширину вставлена пластина, содержащая сведения о принадлежности кубка. Резная надпись с углубленным фоном, закрытым полупрозрачной зеленой эмалью: КНЗЬ ВЕЛИКИ ИВАНЪ ВАСИЛЬЕВИЧЪ, по мнению специалистов, выполнена московскими мастерами, возможно, в конце XV столетия. Все это позволяет предположить, что первым владельцем кубка был великий князь Иван III Васильевич (1440–1505, великий князь в 1462–1505 гг.). В то же время подобный титул и имя могут быть соотнесены и с великим князем, затем царем Иваном IV Васильевичем (1530–1584; великий князь в 1533–1547 гг.). . ©  Музеи Московского Кремля
60 прочтений · 3 дня назад
В 1718 году вышел указ царя Петра I об учреждении нового светского увеселения — ассамблей. В указе говорилось: «Ассамблеи слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать, вольное в котором доме собрание делается не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить…» «Вольные собрания» представляли вечера, на которых беседовали, танцевали, играли в шашки и шахматы и, конечно, уделяли внимание трапезе с европейскими винами и десертом. Разнообразие кушаний и вин зависело от возможностей хозяина, ассамблеи по очереди проводились знатнейшими вельможами. Регламент ассамблеи допускал присутствие гостей неблагородного сословия — купцов и мастеровых, но за столы садились согласно рангам, при этом дамы находились по одну сторону, а кавалеры по другую. Это правило вызывало нарекания иностранцев, Ф.В. Берхгольц писал: «Что мне не нравится в этих ассамблеях, так это то, что… дамы сидят отдельно от мущин, так что с ними нельзя не только разговаривать, но даже нельзя сказать и слова…» Ассамблеи заимствовали европейскую традицию устраивать на балах и приемах буфет-фуршет. В продолжение всего вечера можно было угощаться чаем, кофе, прохладительными лимонадом, пивом и винами. . Ассамблея при Петре I. С. Хлебовский, 1858.  © Государственный Русский музей Портрет императора Петра I. Неизвестный художник, первая половина XIX в. © Музеи Московского Кремля
123 прочтения · 5 дней назад
Роскошные саадаки
Вплоть до конца XVI столетия лук и стрелы оставались основным средством дистанционного боя русской конницы. Для хранения и ношения лука использовался специальный футляр — налуч. Вместе с колчаном для стрел он составлял так называемый саадачный прибор, или просто саадак. Саадак был главным предметом государева воинского наряда – комплекса парадного и церемониального оружия и доспеха русских царей. При царском саадаке находился самый знатный и старший по чину рында – царский оруженосец. Саадаки государева...
57 прочтений · 1 неделю назад
Рыцарский шлем, барабаны, конь — эти и другие интересные образы можно увидеть на десятках костяных пуговиц из экспозиции Патриаршего дворца. Согласно документам, комплект относился к набору, принадлежавшему Петру I и, возможно, сам государь мог быть причастен к созданию программы  декора комплекса. В комментариях пишите, какие еще предметы вам удалось разглядеть на представленных пуговицах? 👇 . © Музеи Московского Кремля
54 прочтения · 1 неделю назад
В «Олимпийском» сервизе внимания заслуживают не только сами сюжеты, но и цветовая гамма. На тарелках основной тон — серовато-голубой. Он удачно символизирует небо с легким флером облаков. Фон заключен в элегантную раму темно-терракотовых бортов. Борта украшает виртуозно выполненная гирлянда с написанными в технике гризайли розетками зеленовато-серого оттенка. Миниатюрным шедевром является украшение марли тарелок — плотно сплетенная розовая гирлянда. В росписи тарелок небесный фон оправдывает божественная тематика, но и на корпусных предметах его присутствие не менее естественно. На бутылочных передачах цветут растения и травы, вокруг которых порхают насекомые. На корзинах для жасмина и крупных чашах летают птицы, на сахарницах и чашах меньшего размера изображены бабочки. Эти рисунки выглядят абсолютно натуралистичными, почти как обманка, поскольку заимствованы из естественнонаучных книг: птицы и бабочки — из эпохального труда Ж. Бюффона «Всеобщая и частная естественная история», растения и цветы — из ботанических атласов. . Сахарница из «Олимпийского» сервиза. Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1804-1807. Диаметр: 22,5 см; высота: 24 см. Передача бутылочная из «Олимпийского» сервиза. Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1804-1807 гг. Диаметр: 21 см; высота: 18,5 см. Ваза для фруктов из «Олимпийского» сервиза. Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1804-1807 гг. Диаметр: 31 см; высота: 21 см. Тарелка десертная «Девкалион и Пирра» из «Олимпийского» сервиза. Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1804-1807 гг. Художник-керамист: Тибу. Диаметр: 23,5 см. . © Музеи Московского Кремля
58 прочтений · 1 неделю назад
Ровно через месяц, 11 октября, в Парадном вестибюле Оружейной палаты откроется выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». К этой теме мы обращаемся впервые. Несохранившийся до нашего времени мемориал, посвященный царю-освободителю, интересен тем, что строился на народные деньги. На фризе галереи, окружавшей памятник, можно было прочитать: «Сооружен добровольным иждивением русского народа». Вы увидите материалы по строительству памятника, эскизные проекты авторов и предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с торжествами по случаю открытия мемориала в Кремле 16 августа 1898 года, включая планы размещения гостей, памятные жетоны и медали. Особое место на выставке займет камень, боковые стороны которого расписаны золотыми буквами: «Из этого камня сложен памятник Цаpю Освободителю Госудаpю Импеpатоpу Александpу II 15 августа 1898 года». Этот предмет никогда ранее не экспонировался и сведения о нем не публиковались. Ждем вас в октябре! Билет входит в стоимость посещения Оружейной палаты. . Окончательный вариант проекта памятнику Александру II. 1895 (?). Размеры 96 * 64 см. . © Музеи Московского Кремля
63 прочтения · 1 неделю назад
На выставке «Серебряные сокровища Омана» представлена коллекция личных вещей, принадлежавших Сайиде Сальме бинт Са’ид аль-Буса’иди, оманской принцессе из Занзибара (около 1844–1924 гг.). Она известна как автор выдающейся автобиографии — «Воспоминания арабской принцессы из Занзибара» на немецком языке. Это первая в истории подробная автобиографией арабской женщины. Интересно, что матерью Сайиды Сальмы была черкешенка с юга России (в современных территориальных границах) по имени Жилфидан, а отцом — султан Сайид Са’ид бин Султан аль-Буса’иди, правитель Омана и Занзибара (с 1804 по 1856 год). Он основал Вторую Оманскую империю в 1832 году, когда двор султана переехал из Маската на Занзибар. Мемуары Сайиды Сальмы вместе с представленной на выставке коллекцией ее личных вещей и украшений дают редкую возможность взглянуть на жизнь оманского двора на Занзибаре. «Впервые оманская принцесса соприкоснулась — в буквальном смысле — с серебром сразу после своего рождения. Крошечной принцессе подарили широкий серебряный гребень, который положили ей под спину, чтобы помочь сформировать идеально прямую осанку. <...> Через семь дней после ее рождения султан подарил дочери украшение из своей богатой сокровищницы, выбрав вещь, стоимость которой соответствовала бы статусу матери. <...> После этого принцесса получала подарки в виде драгоценностей каждый год, особенно на праздник Ид в конце Рамадана. По этому случаю султан дарил каждой жене и дочери по украшению из своей коллекции в соответствии с их пожеланиями. Драгоценности хранились в больших деревянных сундуках с потайными отделениями». Партнер выставки — Российский фонд прямых инвестиций. . Принцесса Сайида Сальма бинт Са’ид аль-Буса’иди. Фотография. Конец XIX в. ©  Национальный музей Султаната Оман Экспозиция выставки «Серебряные сокровища Омана»
80 прочтений · 1 неделю назад
Московский маскарад 1722 года
10 сентября (по старому стилю) 1721 года в финском городе Ништадт был подписан русско-шведский мирный договор, завершивший Северную войну (1700-1721). По такому случаю в обеих столицах прошли грандиозные торжества. В Петербурге Ништадтский мир отметили морским парадом и шествием. Продолжение праздника состоялось в Москве, куда царское семейство и весь двор переселились в декабре 1721 года. Здесь на масленицу устроили великолепный уличный маскарад с театрализованными эффектами, костюмированными персонажами, шутовством и аллегориями...
109 прочтений · 2 недели назад
«Петр Великий, подражая чужестранным народам, не токмо тщился ввести познание наук… он… отменил старинные русские одеяния и вместо длинных платьев заставил мужчин немецкие кафтаны носить, а женщин… бостроги, юбки, шлафорки и самары… фантанжами и корнетами голову украшать», — так писал о пользе петровских преобразований русский историк и публицист второй половины XVIII века князь М.М. Щербатов в книге «О повреждении нравов в России». Эти загадочные иноземные термины быстро прижились на русской почве в среде знати. Известно, что уже в начале 1700-х годов жена санкт-петербургского коменданта, следуя указу о платьях для официальных случаев, наряжалась по-европейски, а голову украшала дорогим фонтанжем — так с 1680-х годов во Франции, а потом и в других странах, называли сооружение из лент и кружева. В Европе оно служило украшением прически, а в России — головным убором. Реформированный костюм был необходим для появления в свете, и молодое поколение дворян уже воспринимало как должное наличие парика и отсутствие бороды в облике мужчины, декольте и облегающий силуэт в дамском наряде. . Неизвестный художник первой четверти XVIII века. Портрет А.Я. Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715. ©  Государственная Третьяковская галерея Барельеф «Портрет императрицы Екатерины I». Россия, вторая половина XVIII в. Диаметр: 12 см. © Музеи Московского Кремля
66 прочтений · 2 недели назад
Огнестрельное оружие XV-XVII вв.
Огнестрельное оружие появилось в Европе в XIV века, его ранняя история известна лишь отчасти. Самый ранний рисунок такого оружия датируется 1326 годом, а первое упоминание пушек в русских летописях относится к 1382 году. Одним из самых важных и интересных периодов в истории ручного огнестрельного оружия было время с XV по первую половину XVII века. Оно ознаменовалось стремительным развитием стрелковой техники от примитивных и грубых по исполнению ружей, отличавшихся от артиллерийских орудий лишь...
68 прочтений · 2 недели назад
Яхонтовые наши, осталась всего одна неделя до закрытия очаровательной выставки «Во что играли наши предки». Успейте попасть на выставку, чтобы узнать об играх от эпохи Средневековья и до начала XX века: шахматах, шашках, трик-траке, картах, головоломках и том, как они проникли на территорию нашей страны. Вы познакомитесь с «настольными путешествиями», с помощью которых игроки узнавали названия городов и схемы реальных железнодорожных маршрутов; выясните, как мода определяла популярность одних игр и спад интереса к другим; увидите разные экспонаты: от археологических находок до принадлежностей для бирюлек и шахмат, вырезанных собственноручно императрицей Екатериной II. Погрузитесь в сказочный мир игр наших предков! Выставка работает до 11 сентября. Билет входит в стоимость посещения Оружейной палаты. . © Музеи Московского Кремля
Видео