Закреплено автором
Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
30,5K · 1 год назад
Ролики
Статьи
158 прочтений · 1 день назад
Сегодня, 28 июля, отмечают Крещение Руси равноапостольным князем Владимиром. Русские летописи говорят, что до крещения князь Владимир был жестоким и коварным правителем, а после — превратился в справедливого и милующего, мудро управляющего созданной им христианской державой. Подчинив русскую митрополию Константинопольскому патриарху, Владимир заложил основы русской церковной организации. С именем Владимира народная память связала время величия Древней Руси. . Портрет князя Владимира Святославовича. Россия, XVIII в. Неизвестный художник. Автор текста: Феофан Прокопович. ВЛАДИМИР СЫН СВЯТОСЛАВОВ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОССИЙСКИЙ, К СЛАВЕ МНОГИХ ПОБЕД ПРЕДАВ И ВСЕЙ РОССИИ КО ХРИСТУ ОБРАЩЕНИЕ В ЛЕТО 988 Е НАРЕЧЕН ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЙ, ПРЕСТАВИСЯ В ЛЕТО 1015 Т, ОТ РОССИАН ДОСТОЙНЕ РАВНОАПОСТОЛНЫ И САМОДЕРЖАВНЫ ИМЕНОВАН . © Музеи Московского Кремля
158 прочтений · 3 дня назад
И снова о пуговицах 🤩 Российский археолог, историк и археограф П.И. Савваитов в своем замечательном труде «Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное» так рассказывал об этом важном аксессуаре, без которого не обходится почти ни одна вещь: «Пуговицы употребляли не только для застегивания, но и для украшения одежд, как мужских, так и женских. Они делались из золота и серебра, с позолотой и без позолоты; наводились чернью, накладывались финифтью, покрывались цениною, украшались драгоценными камнями. Были пуговицы корольковые, бирюзовые, серовичные, хрустальные; были медные и оловянные; были и деревянные, обтянутые тканью или обвитые шелками, канителью, обнизанные жемчугом. По работе различались пуговицы вальяжные, тощие, чеканные, витые, сканные и резные; по виду и величине были пуговицы на грушевое дело, на желудевое, на кедровое, на миндальное, на шатровое (...) Число их и на одинаковых одеждах было неодинаково: к платнам пришивали по 6, 10 и 11 пуговиц; к кафтану по 3, 8, 9, 10, 11, 12, 13 и 19 (...) Пуговицы пришивались также к пристяжным ожерельям, к прорехам колпаков и шапок. У низаного ожерелья Федора Алексеевича были “пугвицы: одна зерно половинчатое в золотом гнезде, у ней в привеске зерно скатное; 2 пугвицы зерна гурмицкие, в закрепках лал да изумруд”». . Акварель. «Пуговицы с царских одежд».Россия, 1830-e гг. Автор акварели: Солнцев Федор Григорьевич. Размеры листа: 48,3 х 31,7 см; паспарту: 66,2 х 49 см. . © Музеи Московского Кремля
194 прочтения · 4 дня назад
Продолжаем рассматривать небесные глобусы из нашей коллекции. Этот драгоценный сосуд для вина с кранами в виде голов драконов был привезен в дар от польского короля Яна II Казимира русскому царю Алексею Михайловичу в 1651 году. Произведение высотой в 75 сантиметров создано мастером Рудольфом Леманом в 1620-х годах в Вильнюсе. Поверхность небесной сферы декорирована золочеными гравированными фигурами планетарных богов среди облаков и звезд, а на золоченом поясе посередине глобуса изображены символы знаков зодиака. Глобус держит на руках Атлант — один из четырех титанов греческой мифологии, поддерживающих небесный свод. Фигура Атланта соединяет небесную и земную сферы. Земная сфера — это овальное основание сосуда, украшенное чеканным растительным декором, миниатюрными литыми травками и фигурками ящериц и рачков. . © Музеи Московского Кремля
267 прочтений · 5 дней назад
«Не надо совать язык прямо в чашку, нужно взять край ее губами и осторожно пить маленькими глоточками», — так писал в XVIII веке парижский аптекарь С. Дюфон в своей инструкции по правильному чаепитию. Сначала чашка имела форму пиалы и выполнялась без ручки. В книге о повседневном быте, вышедшей во Франции в середине XVIII века, отмечалось: «Чашкой называют вазу, в которую наливают чай или кофе, а делают ее из фарфора или серебра». Горячий чай пили также из глубоких блюдец, этот обычай не осуждался в XVIII веке. Позднее эволюция чайного этикета изменила отношение к этой привычке. Разделение чашек на кофейные и чайные появилось не сразу, в XVIII веке оно не всегда соблюдалось. Форма и размер чашек для того или иного напитка определялись привычками их владельца, но иногда фабрики, производившие фарфор, ставили на предмете пояснительную надпись, для чего предназначен сосуд. . Чашка с блюдцем. Германия, Фюрстенберг, 1770-1790. Высота: 4,2 см (чашка); длина: 8,8 см (чашка); диаметр: 12,9 см (блюдце). . © Музеи Московского Кремля
307 прочтений · 6 дней назад
В нашем собрании хранится необычная рукоять для трости — она выполнена в виде стилизованной фигурки дельфина, из широко раскрытой пасти которого появляется, опираясь обеими руками на раковину, чернокожий ребенок в чалме из разноцветного золота, перевитой в четырех местах лентами из рубинов и алмазов, с серьгами в ушах и браслетами из изумрудов и рубинов на предплечьях. Это произведение значилось среди предметов из витрины Гостиной Людовика XVI в Зимнем дворце и являлось собственностью императорской семьи. Рукоять экспонировалась в 1904 году на Исторической выставке предметов искусства, которая проходила в Большом выставочном зале при училище барона Штиглица в Санкт-Петербурге и была опубликована в каталоге как «набалдашник с головою Замора из камня, принадлежал m-m Дюбари». Впоследствии эти сведения появились в Описи Оружейной палаты с комментарием директора музея Дмитрия Дмитриевича Иванова: «По преданию принадлежала графине Дюбарри и изображает ее любимца Замора, но это предание не соответствует возрасту изображенного негра». Произведение датировано согласно клейму корпорации златокузнецов Парижа. . Рукоять для трости. Франция, 1750-е гг. Ширина: 11,7 см; высота: 11,2 см. . © Музеи Московского Кремля
241 прочтение · 1 неделю назад
Главный национальный символ Султаната Оман — кинжал ханджар. Он олицетворяет оманскую национальную идентичность, недаром его изображение можно увидеть на эмблеме страны. Это не просто абстрактный символ: оманским юношам в возрасте тринадцати-четырнадцати лет дарят такой кинжал, что знаменует важную веху в их жизни — достижение зрелости. Рукоять кинжала (ханджара) в переводе с арабского означает «рог» (al-qarn). Это неслучайно: в прошлом рукояти кинжалов вырезали из рога носорога и слоновой кости. В наши дни широко используются дерево и серебро Наиболее ценная часть ханджара — высококачественный стальной клинок, лезвие которого затачивается до остроты бритвы с обеих сторон. У многих старых клинков есть своя история, которая сохраняется на протяжении поколений. В качестве материала для основы ножен обычно используется дерево. Деревянная основа украшается серебряными пластинами-накладками, поверхность которых декорируется с использованием таких техник как скань, зернь, чеканка или тиснением по серебру. Ханджар носят на широком поясе из толстой кожи или ткани, сотканной из шелковых, хлопчатобумажных или серебряных нитей. Кинжал крепится к поясу с помощью полос из кожи, которые продеваются через внешние кольца ножен и закрепляются декоративными креплениями с навершием в форме пуговиц. К поясу крепится небольшая прочная пряжка из литого серебра или латуни. Приходите на выставку «Серебряные сокровища Омана», чтобы своими глазами увидеть этот и другие восточные кинжалы, а также разнообразные драгоценные памятники из собрания Национального музея Султаната Оман. Партнер выставки — Российский фонд прямых инвестиций. . © Музеи Московского Кремля
321 прочтение · 1 неделю назад
Дорогие жители и гости Санкт-Петербурга, не упустите возможность увидеть первую корону в истории Российской империи! Корона императрицы Екатерины I, которую в 1724 году император Петр Великий собственноручно возложил на голову своей супруги во время ее коронации, представлена в Государственном Русском музее на масштабной выставке «От Петра Великого до Елизаветы Петровны». Провозглашение России империей и принятие Петром I императорского титула повлекли за собой важные изменения в придворном церемониале, в том числе введение новых регалий. Для коронации супруги императора Екатерины Алексеевны летом 1723 года была изготовлена первая российская императорская корона. Ее можно отнести к так называемому «митрообразному» типу, принятому императорами Священной Римской империи германской нации. Над короной трудились мастера под руководством С. Ларионова. Хотя корона была богато украшена, она лишилась драгоценного убранства уже через два месяца после коронации. Согласно описи Мастерской палаты, оставался только «один корпус серебряный вызолочен, яблоко с крестом наведено финифтью лазоревое, без алмазных вещей». На высокой арке сохранилась надпись: «Ея величества Всепресветлейшая государыня императрица всероссийская Екатерина Алексеевна коронована в Москве въ 7 день маiя то есть в четвертокъ 1724 году». По свидетельству камер-юнкера Ф. Х. Берхгольца, уже в марте 1724 года корона оказалась «в кремлевской сокровищнице, куда была доставлена из Петербурга». . Экспозиция выставки «От Петра Великого до Елизаветы Петровны».
155 прочтений · 1 неделю назад
Запона — лучшее украшение
Продолжаем говорить о запонах. Эти изделия, как правило, имели ажурные фигурные края, которые при монтировке складывались в разнообразные растительные узоры. Запоны имели универсальное назначение и могли служить дополнением парадного костюма российских монархов и глав русской церкви, казенного парадного платья или придворной униформы. Сохранилось описание кики первого наряда, выполненной к свадьбе Евдокии...
252 прочтения · 1 неделю назад
Завтрак русского аристократа
В XIX веке в России вошел в моду английский уклад жизни и английские завтраки — ланчи. В 1815 году в издании «Дух журналов» был опубликован рассказ русского путешественника о режиме питания в Лондоне: «Еще надобно вам сказать, что здесь завтракают дважды: в первый раз как встанут, чай с тостами, а во второй раз часу в первом посытнее; обедают же поздно, часов в шесть, а в 10 часов ввечеру опять пьют чай с тостами». На ланч подавали крепкий чай, хлеб с маслом, ветчину и вареные яйца. Однако традиционное английское меню на русской почве было преобразовано...
287 прочтений · 2 недели назад
Что такое лал, вениса, яхонт червчатый? Все это названия для красных драгоценных камней. Яхонтом червчатым называли только рубин; лалом – шпинель; бечетом и венисой — гранаты. Люди хорошо понимали ценность каждого камня. В «Торговой книге» (руководство для купцов по товароведению, конец XVI века) говорится: «Бечеты за лал не купи́те. Бечет знати к цвету: в нём как пузырьки... А берегите того, чтобы вам винисы за лал не продали; а виниса камень красен, а цвет жи́док у него». Алмаз долгое время уступал по стоимости рубину, а также сапфиру и жемчугу. Однако все изменилось конце XVII века, когда была изобретена бриллиантовая огранка, поэтому следующее столетие назвали «веком бриллианта». Бриллианты очень любили при русском дворе. Во время осады Очакова Г. А. Потемкин устроил роскошный прием. На «десерт» была хрустальная ваза, наполненная, казалось, сахарным песком. Каждой даме чайной ложкой в блюдце насыпали этот песок, который был в действительности бриллиантами. Подробнее о драгоценных камнях и предметах, которые ими украшали, мы поговорим в это воскресенье, 21 июля, в 13:00 на тематической экскурсии «Магия и искусство драгоценного камня». Вы узнаете о происхождении и природных свойствах камней, их символическом значении в искусстве и культуре, а также увидите шедевры музейной сокровищницы. Перед экскурсией предлагаем ответить на вопрос: Какими драгоценными камнями украшен оклад на Евангелие 1571 года? Правильный ответ вы узнаете уже в это воскресенье. . © Музеи Московского Кремля
81 прочтение · 1 неделю назад
Английский механик Михаил Егорович, «диковинной машины» создатель
«Храм Славы» — поистине уникальные дворцовые музыкальные часы, о которых мы рассказывали в прошлом году. Но не менее интересен автор диковинной машины — английский механик Майкл Джордж Меддокс, которого в Российской империи называли Михаилом Егоровичем. О личности создателя «Храма Славы» сведений много, но они весьма противоречивы. Точные даты его рождения, появления в России и смерти неизвестны. По семейному преданию, Меддокс родился в Англии 14 мая 1747 года. Получив звание профессора математики...
279 прочтений · 2 недели назад
А вы знали, что ранее в шахматах использовали и игральные кости? А что существовал вариант шахматной игры, в которой могли принимать участие четыре человека? Комплект таких четверных шахмат, состоящий из 76 фигурок, представлен на нашей выставке «Во что играли наши предки». Обучение шахматам и шашкам было обязательным для будущих монархов, игровые наборы служили драгоценными дипломатическими подарками. Серебряные с позолотой шахматы, выполненные в виде фигур воинов, по легенде, были поднесены послом Бранденбурга Иоахимом Скультетом царю Алексею Михайловичу. Этому же монарху принадлежал игровой комплект, изготовленный в первой половине XVII века аугсбургским мастером Ульрихом Баумгартнером и гравером Паулем Готтихом, который могут увидеть посетители выставки. Он включает в себя доску не только для шахмат, но и для шашек, нард, «мельницы». В правление Петра I шахматы и шашки становятся аристократическим времяпрепровождением – они входят в программу петровских ассамблей. Императрица Екатерина Великая не только превосходно владела стратегией игры, но и собственноручно изготовила набор шахматных фигур, который также стал экспонатом выставки. Приходите на выставку «Во что играли наши предки», чтобы узнать много нового о настольных играх! Выставка работает до 11 сентября. Билет входит в стоимость посещения Оружейной палаты. Напоминаем о специальных сеансах для гостей Оружейной палаты — «Рассказ о выставке», которые проводятся по вторникам и средам в 14:00 и в 16:00. Вы сможете услышать небольшой рассказ нашего экскурсовода на экспозиции выставки, а далее — самостоятельно посетить экспозицию музея. В данный момент доступны сеансы 23, 24 и 30 июля.  Еще подробнее о настольных играх вам расскажут на трехчасоввой лекционной программе с посещением выставки «"Все на свете любят игру". Настольные игры в России в XV - начале XX века». . @ Музеи Московского Кремля
Видео