Найти в Дзене
Закреплено автором
Красной нитью | Психология русской традиции
Я до 18 лет жила в деревне и помню как у нас довольно долго был дом, но не было калитки и забора. Оградой были кусты душистой малины и когда был большой урожай - это был дар для прохожих. Малины было настолько много, что моя мама звала теть Наташ, баб Галь и баб Лид- и они собирали себе в ведра столько ягод, сколько могли унести. Помню солнечное бабье лето, и огромную толпу взрослых, которые приходили к нам со своими ведрами- собирать картошку. Тихую бабу Машу с белыми как пух волосами, которые торчали из под пёстрого платка и казалось, что они вот-вот вылетят. Помню, весёлую бабу Нюру, которая ругалась матом и говорила мне что живёт в поле в стоге сена. Шумную и большую бабу Лиду, от которой пахло шерстью и горечью. К ним всем круглый год мама отправляла меня отнести молока или свежеиспечённых пирогов. Помню, как в деревне мы нарядные заходили колядовать в каждый дом и нам были рады. Помню это праздничное ощущение того, что в этих домах я- своя и для меня всегда найдется место. Я выросла в этой общинности и помню, что когда первый раз приехала в город - на улице всем прохожим говорила : "здравствуйте". Потому что привыкла в деревне здороваться со всеми. Если незнакомые- значит приехали к кому-то из наших, а где поздоровались, там и познакомились. И вот я давно уже живу в городе, где никто ни к кому не ходит выкапывать картошку и собирать малину. Где соседи могут не знать имён друг друга, где на чьи-то призывы о помощи могут ответить равнодушием. Но оставаясь в этом городе, я чувствую что внутри меня живёт -тепло деревни. Оно как горячие кирпичи на печке. Как широкая проселочная дорога, которая не делит никого на своих и чужих. И мне хочется это тепло длить и продолжать им делиться в этом блоге. Мне нравится думать, что тут собралась деревня - из своих. Кому так же как и мне важны традиции и народное творчество, открытость и жизнь, человечность и теплота. Что все, кто сюда пришел способны хорошо смотреть на себя и тех 2000 человек, которые рядом. На этом месте я предложу всем, кто пришел сюда- сделать это. -Представиться и написать откуда вы, где ваши корни, родная Земля -Хорошо посмотреть на каждую, кто открылся и порадоваться ее смелости Потому что «совместность и празднование это то зачем мы все сюда пришли».
3 месяца назад
Почему пчелы символизируют семью и за что можно получить табаней
По-удмуртски колыбельная называется «нуны веттан гур»: «нуны» — это «дитя», «веттаны» — «качать, укачивать, колыхать», а «гур» — «мелодия». Часто у колыбельных нет устойчивого текста. Родители на ходу придумывают напев из слогов или словосочетаний вроде русского «баю-бай»: «Ö-ö-ö-ö, изь, изь, изь, изь» («Баю-баю, баю-бай, спи, спи, спи, спи»). Мелодия такого напева, как правило, неприхотливая, с характерным «покачивающимся» ритмом. Однако песни более устойчивые, передающиеся из уст в уста, тоже суще­ствуют...
1 неделю назад
Домовой: хранитель дома и зеркало человеческого состояния
#демоническаясреда В народной традиции домовой — не просто дух, а хранитель домашнего уклада, посредник между родом и пространством. Его представляли как дух-помощника и строгого наблюдателя, чаще всего в облике умершего предка, который остался заботиться о семье. Считалось, что состояние домового напрямую отражает атмосферу в доме. Если между членами семьи царят согласие и уважение — дух спокоен. Если в доме тревога, раздражение, обиды — домовой «обижен», нарушается баланс, и начинаются беспокойные знаки: скрип половиц, шорохи, тени в углу, странные звуки на чердаке...
1 неделю назад
Продолжаю рассказывать о колыбельных. Сегодня - нанайские
Нанайцы — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России Нани. Так называют себя нанайцы, живущие ниже села Найхин по течению Амура; нанайцы, проживающие выше Найхина, в селе Дада, часто называют себя по-нанайски хэдзэ (ни), что означает «низовые» В исполнении песен и колыбельных есть общее правило: они поются по нисходящей. Нанайскую мелодию сразу можно узнать: мелодия начинается высоко, а затем спускается вниз. В клубе уже...
2 недели назад
Упырь: покойник, который не знает, что умер
#демоническаясреда В народной традиции упырь — это тот, кто умер, но не до конца. Он не смирился со смертью и продолжает вести себя так, будто жизнь ещё не закончилась. Такой покойник остаётся между мирами, мешая и живым, и мёртвым. Кто может стать упырём В народных представлениях «кандидатами» становились утонувшие, сгоревшие, умершие в гневе или под проклятием, некрещёные дети и просто люди, к которым при жизни было подозрительное отношение. Если смерть прошла без отпевания, без плача, без ритуала прощания, — считалось, что человек не ушёл по-настоящему...
2 недели назад
Как выбраться из своего темного леса или что делать если кажется, что у ваших непростых процессов нет конца?
Почему для нашей инициации важно зайти в дремучий лес? Какая там происходит трансформация? "Общеизвестно, что сказочный лес - это таинственное место, сулящее испытания для героев и героинь. В этом смысле его можно считать условной площадкой обучения и подготовки к инициации. Здесь обитают грозные персонажи вроде драконов, колдунов, людоедов, великанов и карликов, дикие звери, а также духи (иногда в зверином обличье), верховодит которыми Хозяин леса. В ряде случаев образ леса соотносится с лабиринтом;...
3 недели назад
Когда тело тянется: как нечистая сила нарушает законы мира
#демоническаясреда В народной культуре нечистая сила почти никогда не бывает «невидимой» или абстрактной. Она всегда имеет узнаваемый признак, физическую отметину, по которой человек может понять: перед ним — не свой. Эти отличия, пусть даже самые малые, становятся границей между миром живых и миром мёртвых. Фольклор хранит множество таких деталей: у нечистого нет бровей, глаза со щелевидными зрачками, тело чрезмерно волосатое, нога хромая, пальцев слишком много или слишком мало. Эти черты — не просто фантазия...
3 недели назад
Как я поняла, что моя реализация совсем не про деньги
Когда запускала проект «Красной нитью», я уже многое прошла: позади было несколько союзничеств, и последнее из них закончилось болезненно. Я устала, чувствовала себя на исходе сил — и именно тогда начался новый цикл. Точка возрождения пришла неожиданно — через песенную встречу, люди на которую как-то собрались сами. Мы пели святочные песни, гадали, напевали друг другу на Новый год благопожелания. И это живое, тёплое поле стало началом — из него выросла идея «Красной нити». Девушка, участвовавшая тогда в группе, позже стала дизайнером проекта...
3 недели назад
Царица Милитриса: как родился сказочный образ
Имя Царицы Милитрисы, знакомое каждому со школьных лет, появилось не у Пушкина. В «Сказке о царе Салтане» поэт не называл героиню по имени — она была просто царицей, матерью Гвидона. Имя Милитриса возникло позже, в 1900 году, когда композитор Николай Римский-Корсаков поставил одноимённую оперу, а либретто к ней написал Владимир Бельский. Почему он выбрал именно это имя — точно неизвестно, но оно прижилось и стало частью культурной памяти. К этому сюжету не раз обращался Иван Билибин. Его иллюстрации...
4 недели назад
Вытьянка: душа непогребённых костей
#демоническаясреда Если мертвецы, что бегают, прыгают, скребутся в окна и едят людей, — это громкие и буйные представители загробного мира, то вытьянка — их тихая, интровертная родственница. Она не приходит в дом, не пугает скотину и не стучится в трубу. Она просто ноет. Её голос — это протяжный, жалобный стон, который слышен за оврагом, в урочище или на пустыре...
1 месяц назад
Реализация: про что это?
В течение дня у нас может проносится в голове до сотен мыслей и идей. Какие-то из них доходят до воплощения, какие-то проносятся на скорости света и улетучиваются. При этом, даже те, что мы успеваем поймать и обдумать не всегда доходят до реализации. По разным причинам. Реализация - это перевод потенциала (идеи) в дело, в воплощение в материальном мире. И зависит она от нескольких факторов, на мой взгляд: 1. на сколько мы верим в то, что наши идеи ценны и могут быть полезны нам и еще кому-то, что мы в принципе можем придумать что-то интересное; 2...
1 месяц назад
Как усмирить ветер: ответ из Карелии
В Карелии издавна знали способ, как остановить сильный ветер. Если буря разгулялась не на шутку, женщине следовало встать к ней спиной, задрать подол и показать ветру голый зад, приговаривая, что у него жена неверная. Так, смеясь и не смущаясь, «плешатых показывали» — и ветер стихал, будто терял напор от человеческой дерзости и смеха. Этот обряд воспринимался не как насмешка, а как способ уравновесить стихию: сила природы сталкивалась с силой живого тела и лёгкости. В народной культуре телесность часто служила способом отвести беду или нейтрализовать опасность...
1 месяц назад
Страхи, пужаки и страшидлы: кто пугал славян по ночам
#демоническаясреда Мы не мыши и не птицы. Мы — страхи. Так на славянских землях называли существ, живущих на границе человеческого мира. Их ещё звали пужаками, пужайлами или страшидлами — от слова «пужать», то есть пугать. Фольклор о страхах сохранился у белорусов, украинцев, поляков, чехов. В русской традиции их почти нет — у нас и без того хватает страшного: роль страхов выполняют лешие, черти, ведьмы, «дурное место» и даже души удавленников. Страхи появлялись там, где человеку было не по себе: у мостов, на перекрёстках, в рощах, на кладбищах...
1 месяц назад