Найти тему
Хлеб, брага и табак у селькупов. Информаторы часто говорят, что до знакомства с русскими селькупы хлеба не знали, вместо хлеба у них были лепешки на ячменной муки (мырса). «Хлеба мало ели, а всё лепешки», рассказывают старики. Из ячменной муки (мырса) и саранки (тогул) изготовляли хлебное вино, которое называли «уль» , в отличие от русской водки - «парид ӱт» ("горькая вода"). «Его покваснишь немного, потом перегонишь… Раньше Ича делал, он умел», - говорят ииформаторы. Еще С. Патканов обратил внимание на то, что в былинах и сказаниях обских остяков упоминаются берестяные туеса "с пенящимся отверстием», где содержалась «остяцкая брага». В 1960 г. в старинном хозяйственном амбарчике в пос. Нельмач на р. Парабели были обнаружены заброшенные деревянные жернова (чокор), которыми мололи когда-то ячмень. Они состояли из двух берёзовых кругов (диаметр 42 и 40 см, высота 12 см). Характерно, что фамилия Чокор (Чокуровы), производная от «чокор» - жернова, зафиксирована русских документах уже в первой половине XVII в. Устная традиция утверждает, что селькупы издавна выращивали свой табак «чопе». («Мы же раньше стали курить, чем русские. Селькуп разумный был»!) Табак выращивали на специально расчищенном в тайге маленьком поле, три четверти посевов погибало.
1 год назад
В селе Кетском на нижней Кети стоял огромный дом селькупского купца Панова, купца первой гильдии. В том же селе жил Григоровский, известный исследователь южноселькупского языка - он долгое время был работником у другой селькупской семьи купцов. У купца Панова было восемь парней, восемь сыновей, и у каждого сына был построен дом в разных частях Кетского, Курьи и Мохова. Когда они разъехались кто куда, и дом разобрали, из его материалов построили несколько домов на Матьянге в Колпашево. Когда считали по окнам новых домов, получилось, что дом купца Панова был самым большим в во всей волости. По сей день Пановы - распространённая фамилия среди южных селькупов на реке Кеть. Записано от Т. Е. Вахрушевой в Колпашево.
1 год назад
Военное дело селькупов
К приходу в Нарымский край отрядов сургутских казаков в начале 17 века нарымские селькупы были обьединены в протогосударство Пегая Орда (на селькупских языках - Калама/Коламо), которое представляло собой союз множества князей (конгов/коков), которых подчинял царь (амдэл-кок) - Воня. По масштабам Сибири Воня был довольно сильным правителем. В. Напольских предполагает, что ’’Пегая Орда’’ сложилась в богатырскую эпоху западносибирских народов – XIV–XVI вв., в борьбе против сибирских татар и угров. К...
1 год назад
В хозяйственном укладе южные селькупы отличались от своих соседей-оленеводов - хантов, эвенков, манси и северных селькупов. Нет никаких указаний на присутствие в культуре селькупов Томской области навыков выпечки хлеба на углях и в золе костра. Открытым остается вопрос о времени начала использования южными селькупами хлебных печей. В XIX в. А. Кастрен писал, что селькупские женщины «пекут» хлеб. Однако сам процесс выпечки хлеба он не описывал. Вместе с тем уже к кон. XIX - нач. XХ в. в быту селькупов уже имелись такие печи. Чаще всего они находились на улице, под навесом, недалеко от избы. В них выпекали хлеб и зимой, и летом. Широкое бытование хлебных уличных печей в кон. XIX - нач. XХ в. отмечено у селькупов рек Кеть и Тым. Е. Н. Орлова отмечала в селькупских населенных пунктах Кети наличие общественных глиняных печей для выпечки хлеба. Такие печи, как правило, устраивались именно на улице. В этот же период у кетских селькупов бытовали и печи, по форме и конструкции близкие к русским печам с шестком, целом, подом и печурками. В редком случае были и кирпичные печи. Хлебные уличные печи в первой половине ХХ в. были обязательным элементом селькупского обжитого пространства: на р. Кеть, например, селькупы устраивали хлебные печи не только в стационарных поселениях, они практически всегда сооружались и на временных сезонных стоянках. Обычно такие печи устраивали либо на земле или, чаще всего, на специальных стойках-столбах высотой около 50 см.На эти стойки настраивали настил-накатник шириной 80 90 см и длиной до 1,5 метра или делали раму, которую потом забивали глиной, используя при этом деревянный молоток-колотушку. Каркас для печи сооружали или из тонких досок, или из черемуховых прутьев, накрытых старой сетью. В глину могли добавлять сено, рассол из-под рыбы или соль. Затем эту смесь тщательно месили ногами. Из подготовленного глиняного раствора лепили свод печи, постепенно наращивая его толщину слой за слоем. Устье печи старались делать пониже, а задок - повыше. Однако это условие могло и не соблюдаться: печь могла быть и ровной или, наоборот, устье повыше, а задок печи пониже. После завершения строительных работ печь протапливали, доски или другие деревянные части каркаса сгорали, и конструкция приобретала прочность. От дождя и снега печь накрывали берестяными тисками, однако чаше всего - сооружали специальный навес из бересты или досок. Каждый раз перед выпечкой хлеба печь протапливали, затем специальной метелкой выгребали крупные угли и ставили внутрь металлические противени с хлебом. Наличие печей для выпекания хлеба расширяло кулинарные возможности при изготовлении мучных блюд. Южные селькупы кроме так называемого кислого (дрожжевого) хлеба умели готовить на поду белые булки, пироги с рыбой, ягодами. Особым лакомством считались лепешки, замешанные на рыбьей икре и выпекаемые на рыбьем жире.
1 год назад
Свои детские ощущения от путешествия на крытой лодке селькупка М. Ф. Тобольжина описала следующим образом: «Весной 1925 года отец вернулся из Тыма, куда он ездил на охоту и присмотреть себе новое место для жительства. С приездом отца мы стали готовиться к переезду на Тым. Сам отец подготовил крытую лодку - варгалагу. В этом ему помогали его братья и другие люди из поселка. В лодку мы погрузили все, что нам было необходимо для жизни на новом месте: продукты, орудия лова, поставили на лодке железную печку, посадили собак и кошку с котятами. В начале июля мы тронулись в путь вниз по Оби. Плыли днем и ночью. Останавливались только там, где нужно было отцу, а еще тогда, когда поднималась непогода. От устья Тыма наш путь стал против течения. Теперь мы лодку тянули бечевой от песка к песку, от плеса к плесу. Нам помогали наши собаки. Кое-как к осени доплыли до присмотренного отцом места - устья реки Сагальки» (Тобольжина, 2002).
1 год назад
Христианский Иисус - селькупский Иджя?
Читая селькупские сказки, мы часто встречаем имя героя Идя (по-нарымски Иджя, на севере Итя, на р.Кеть - Итте). Идя в старинных сказаниях наших предков всегда предстаёт как хранитель, спаситель остяцкого народа - он победил чудовище Пюнэгуссэ, спасал свой край от голода, является сыном Нума - главного небесного царя. Действительно - и его имя, и его мифическая биография во многом напоминает описание христианского Иисуса - тот так же является сыном верховного бога (как и Нум, христианский Бог-отец безличен и проживает в небесном мире)...
1 год назад
"Еще в недавнее время, лет сорок-пятьдесят назад, это место на высоком яру, близ пристани, называли Шаманьей Горкой. Название это дано, говорят, от шаманьего древа, стоявшего здесь несколько веков, — на ветки его остяки свои подарки развешивали, задабривая духов тайги и реки. Потом древо либо срубили, либо сгорело оно само от молнии, а остяки нашли другое место для жертвопринощений — старых развесистых кедров в тайге достаточно. Но название Шаманья Горка и толстый смолевой пень (сейчас и он выкорчеван) напоминали совсем недавно о старых временах и старой жизни. Однако с тех пор как пристанский буфет стал выносить сюда на все лето столы, Шаманья Горка переименовалась в Шаманий Пьедестал. Шаманий Пьедестал стал излюбленным местом рыбаков и охотников города Колпашево и даже колпашевского окрестья. Зверовщики, жители города здесь бывают обычно к вечеру, стоят в очереди к ларьку за кружкой-другой бочкового пива. Приезжающие промышленники считают своим непременным долгом побывать на Шаманьем Пьедестале, повстречаться с товарищами и потолковать за пивом о разных интересных вещах." И. Елегечев, 1976
1 год назад
Киринан этт - древний город кетских селькупов, находившийся на месте современного с. Тогур, недалеко от Колпашево. Тогурская протока, где он находился, на южноселькупском языке называется Тарын-аӊ. После захвата казаками устья Тогурской протоки и основания Кетского острога в 1602г., наблюдалось сильное уменьшение населения реки Кеть почти в 3 раза за один век. "Селькупские легенды рассказывают о том, что с приходом русских местные жители бросили обжитое место и бежали, образовав новые юрточные посёлки - Конеровы, Езенгины, Испаевы, Островные. Только на Конеровский остров бежало около 200 чел. Князем крепости Киринан-Этт был Арач, который предпочёл уйти с верными людьми в глубь тайги, чем подчиниться новой власти и вере. Тогда как новый князь Итку (от него идет распространение тогурской фамилии Иткумовых), наоборот, всячески способствовал крещению своих единоверцев, чем заслужил расположение русской администрации." Историки предполагают, что население этой крепости было не менее 1500 чел. - это население средневековой Рязани.
1 год назад
Французский картограф Гийом Делиль на своей карте Западной Сибири в 1705г., изображает в приобье, помимо русских городов (как Кетский острог, Томск, Нарым) также два неизвестных города селькупов. Один - Wassinga, напротив Нарыма. Второй - Loengoeny (читается как Lunguni), напротив устья реки Вах (которую в то время населяли только селькупы). В старых документах нет ни слова о них, что подтвержает - это городища селькупских князей, которые в XVIII веке ещё сохраняли свою власть местами. Оригинальная карта: geoportal.rgo.ru/...421
1 год назад
Происхождение нарымских селькупов
Селькупы никогда не были единым народом и не имели один всем понятный язык. Сегодня по хозяйственному укладу селькупы делятся на северных (Ямал и низовья Енисея) и южных (Томская область). Язык также делится как минимум на северноселькупский и южноселькупский, и эти два языка даже внутри себя мало понятны. Как известно, северные селькупы образовались не раньше XVI века из тех групп, которые из-за притеснения тюрками с юга, хантами и казаками с запада, смогли уйти далеко на север. До этого времени...
1 год назад
Старинные записи о селькупах
Здесь собраны разные свидетельства европейских путешественников XVI-XVIII веков (300-400 лет назад) о южных селькупах Томской губернии. Г. Ф. Миллер, 1721г., дневник поездки в Томск: Лунд дал капитану Табберту маленького остяцкого шайтана из белой лужёной жести. Он сказал также, что видел: когда они молятся по-своему таким шайтанам, они при этом свистят губами. А как этот народ, живущий близ Нарыма, был крещён, стали они своих идолов раздавать. А за этого он набил остякам несколько трубок табаку...
1 год назад
Деревни южных селькупов на реках Обь, Кеть и Васюган в первой половине XX века.
1 год назад