Найти в Дзене
Слуховое восприятие: как просто сформировать сложные навыки
Слуховое восприятие — это не просто способность «слышать». Это сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют внимание, память, фонематический слух и аналитико-синтетические функции мозга. От того, насколько развит этот навык, напрямую зависит понимание речи, произношение, умение учиться и даже формирование коммуникации в целом. У детей с нарушениями речи, слуха или интеллектуальными особенностями этот процесс требует системного подхода. И именно игровые инструменты, продуманные с точки...
2 дня назад
Как коммуникаторы помогают детям с нарушениями речи участвовать в занятиях на равных
Каждое занятие с ребёнком, испытывающим трудности в речи, начинается с одной простой цели — дать возможность выразить себя. Ведь речь — это не только слова, но и способ быть понятым, включённым в процесс, взаимодействовать с другими. Современные коммуникативные устройства (коммуникаторы) позволяют решать эту задачу на всех этапах занятия — от приветствия до подведения итогов. Давайте рассмотрим, как выстроить комплексный подход к их применению в образовательной среде. Первое, с чего начинается любой урок, — это коммуникация при входе в класс...
4 дня назад
Задержка речевого развития: современный взгляд, диагностика и роль коррекционных специалистов
Задержка речевого развития (ЗРР) — одно из самых частых направлений в коррекционную практику, но термин часто используется слишком обобщённо. Сегодня важно различать ЗРР как временное отставание в темпах формирования речи и стойкие речевые нарушения, связанные с нейропсихологическими, сенсорными, поведенческими или когнитивными особенностями. Международная классификация предлагает более точные термины: expressive/receptive language disorder, developmental language disorder. Это позволяет уйти от формулировки «просто не говорит» к пониманию механизмов дефицита и более точной маршрутизации...
1 неделю назад
Что такое альтернативная коммуникация и кому она помогает
Современные технологии всё чаще становятся инструментом не только обучения и реабилитации, но и общения. Для людей, которые по разным причинам не могут использовать устную речь, именно альтернативная коммуникация открывает возможность выражать мысли, потребности и эмоции, общаться с близкими и участвовать в жизни общества. Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК, или AAC — Augmentative and Alternative Communication) — это совокупность средств, технологий и методов, которые помогают человеку общаться, если устная речь недоступна или затруднена...
2 недели назад
Оснащение кабинета дефектолога: как организовать пространство для коррекционной работы
Кабинет дефектолога — специализированное рабочее пространство, где специалист (логопед-дефектолог) проводит диагностику, коррекционные занятия и развивающие игры с детьми, имеющими речевые, слуховые, когнитивные и другие особенности. Такое помещение должно быть продумано так, чтобы стимулировать развитие, обеспечивать комфорт и безопасность как для ребёнка, так и для педагога. Что особенно важно учесть при оснащении кабинета: 2. Диагностическое оборудование и материалы. 3. Развивающие и коррекционные материалы...
1 месяц назад
Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
Мелкая моторика — это способность точно и целенаправленно управлять движениями рук и пальцев. Она формируется благодаря слаженной работе зрительной, нервной, мышечной и костной систем. У детей с ДЦП наблюдаются нарушения моторных навыков, в том числе поражение верхних конечностей, что напрямую влияет на развитие мелкой моторики. Степень тяжести поражения рук у детей с диагнозом ДЦП широко варьируется. Отмечается: -  дисфункция моторных навыков; - патологическое состояние кистей; - недостаточная...
1 месяц назад
Музыкальная терапия в работе с детьми с инвалидностью
Музыкотерапия, что в переводе с греко-латинского дословно звучит, как «исцеление музыкой», представляет собой научно обоснованный метод коррекции и реабилитации, где инструментом воздействия на физическое и психоэмоциональное состояние человека, выступает музыка. В современной практике выделяют два ключевых подхода: Активная музыкотерапия – основана на взаимодействии человека с музыкальным материалом: вокал, игра на музыкальных инструментах, ритмика. Рецептивная музыкотерапия - предполагает пассивное...
1 месяц назад
Музыкальная терапия для детей с ОВЗ: как музыка помогает в коррекционной работе
Музыка — это универсальный язык, который понимают все дети, независимо от возраста или особенностей развития. Она вовлекает без усилий, вызывает эмоции и создает атмосферу радости. Именно поэтому музыкальная терапия так ценна в работе с детьми с ОВЗ. Она помогает наладить контакт, снизить тревожность, развить внимание и память, поддержать речь и моторику. Для многих детей именно через музыку открывается путь к общению и выражению себя. Главный принцип музыкальной терапии — доступность. Ребенку не...
2 месяца назад
Развитие зрительного восприятия: методы и инструменты
Зрительное восприятие — сложный процесс, включающий не только работу глаз, но и интерпретацию визуальной информации мозгом. Для детей с особенностями развития, такими как задержка психического развития, нарушения зрения, аутизм или ДЦП, этот процесс часто требует дополнительной стимуляции и коррекции. Дефектологи, нейропсихологи и коррекционные педагоги сталкиваются с необходимостью подбирать эффективные инструменты, которые не только развивают зрительные функции, но и вовлекают ребенка в процесс обучения через игровую деятельность...
2 месяца назад
Развитие сенсорного восприятия у детей: методы коррекции
Сенсорное восприятие — основа познания мира для ребёнка. Через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние он получает информацию об окружающей среде, формируя целостную картину реальности. Нарушения в работе органов чувств могут замедлить когнитивное развитие, поэтому важно вовремя компенсировать дефицит восприятия, перераспределяя нагрузку на другие сенсорные системы. Это особенно актуально для детей с нарушениями зрения, слуха, двигательными ограничениями и другими особенностями. Оптимальную программу коррекции помогут подобрать специалисты центров раннего развития или профильных учреждений...
3 месяца назад
Эмоциональное выгорание педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам эмоционального выгорания. Проблема эмоционального выгорания нередко возникает и перед педагогами, работающими с детьми с ОВЗ. Это обуславливается многими причинами: постоянным самоконтролем и самодисциплиной в организации процесса обучения; повышенной ответственностью; проявлением терпения и эмпатии педагогом в общении как с детьми с ОВЗ, так и с их психологически травмированными родителями; скоропостижной смертью детей...
4 месяца назад
Дефектологический кейс: развитие моторных навыков верхних конечностей у ребенка с ДЦП
Коррекционные занятия представляют собой специально организованную форму взаимодействия педагога и ребенка с ОВЗ, направленную на решение развивающих и образовательных задач. Их роль в системе коррекционной педагогики определяется комплексным характером воздействия на различные сферы развития ребенка, в том числе и на двигательную активность. У детей с ограниченными двигательными возможностями с течением времени накапливается дефицит опыта взаимодействия с окружающим миром, что негативно сказывается на развитии психических процессов...
4 месяца назад