Радио «Виктор»: Общая картина и детали Давно мечтал начать красить миниатюры. И вот, наконец, добрался попробовать. Открытием для меня стал ключевой принцип: гиперболизированно выделяй некоторые детали, потому что с «высоты» их только так и будет видно. Похожим образом гримируются актёры для большой сцены. Помните персонажа Пьеро из «Золотого ключика» — у него было белое лицо и одна большая слезинка. Вблизи это смотрелось смешно и нелепо, но на сцене, благодаря этому, его персонаж был понятен зрителю. При этом желание выделить все детали обречено на провал. Видели когда-нибудь китайские сайты 2010-х, где в каждом пикселе экрана мигает какой-то баннер? Всего настолько много, что ты не можешь сфокусироваться на чём-то одном. В детстве я так наряжал ёлку — пытался поместить на ней все-все игрушки, гирлянды, мишуру. Вблизи можно было рассмотреть каждую, и это было даже любопытно: от прабабушкиной Снегурочки до вчера подаренного шарика с переливающимися гранями. Но уже с расстояния в метр всё превращалось в кашу. Когда выделено всё — не выделено ничего. А что в работе? Ровно так же и в рабочих переговорах. Если вы обсуждаете крупный проект в широком составе, то плохо говорить о нём общими словами. Но так же плохо пытаться проговорить все детали. Правильный подход: выбрать заранее несколько важных ключевых деталей и их подсветить, оконтурить, выделить. А другие места обозначить и скрыть за общим фасадом. Таким образом, вы, с одной стороны, обозначите глубину проекта, подсветите какой-то ключевой риск или момент, который требует координации с рядом команд. С другой — не перегрузите собеседника подробностями. Выбор конкретных деталей сильно зависит от ситуации. Тем же принципом я руководствуюсь, когда хочу объяснить вклад человека в процессе перформанс-ревью. Некоторые мои коллеги пытаются рассказать максимум деталей: и о проектах, и об архитектуре, и о проблемах, которые были в реализации, и даже обосновать по дороге, зачем мы этим занимались. Это всегда выходит плохо — никто со стороны не готов воспринять такой объём информации по каждому коллеге. С другой стороны, слишком общие слова: «Вася — супер молодец» — тоже не дают достаточно, чтобы можно было принимать коллегиальные решения. А вот подход подчёркивания нескольких отдельных деталей позволяет обсудить и широту сделанного, и глубину.
1 день назад