Найти тему
Афроабхазы
На протяжении всей российской истории было немало чернокожих русских. Этот числится мулатом - абхазцем. Афроабхазы — небольшая группа людей африканского происхождения в Абхазии, исторически проживавшая в селе Адзюбжа в устье реки Кодори и окрестных селах (Члоу, Поквеш, Агдарра и Меркулов) на восточном побережье Черного моря. Некоторые говорят, что они прибыли с византийцами в качестве рабов, которых освободили, как отца великого русского писателя Александра Пушкина. Некоторые говорят, что Петр Великий...
3 недели назад
История Гагаузов.
Гагаузлар – история гагаузов: Тенгрианство (раздел третий) Тюрки-тенгрианцы любили мать природу, которую одушевляли и пред которой преклонялись. Они не прельщались роскошью, блеском золота и драгоценных камней, ибо они, истинные дети Бога Неба, радовались солнцу, степному простору, своим быстроногим скакунам и чистому небу – Гёк Тенгри. Горных снежных вершин, символизирующих величие Тенгри в степи не было и тюрки воспроизводили этот священный символ на местах захоронения в виде курганов. Славным...
3 недели назад
Древнетюркский календарь - Мучал Этот календарь был упомянут ещё в древнетюркских надписях и китайских источников. Это летоисчисление, которое нашло своё отражение также в труде Махмуда Кашгари, широко распространено среди тюркских народов Центральной Азии, Сибири, Урало-Поволжья и Кавказа. Общность названий 12-ти животных в календаре и легенд, связанных с ними, присущая для всех тюркских народов, является ярким доказательством этого. Махмуд Кашгари приводит такой рассказ о понятии «мучель»: «Тюрки выбрали двенадцать видов животных и дали их имена двенадцати годам; относительно этого цикла они отсчитывают даты рождения детей, время войн и другие события. Происхождение этого обычая таково: «Один из тюркских хаканов хотел побольше разузнать о войне, происшедшей за несколько лет до его воцарения, но произошла ошибка насчёт того, в каком году была та война; по этому поводу хакан созвал совет, сказав: «Как мы ошиблись в этой дате, так и поколения после нас будут ошибаться. Раз так, давайте дадим годам названия числом в двенадцать; по их круговороту будем считать ход событий; пусть это будет для нас незабываемым напоминанием». Народ принял это предложение хакана. В связи с этим хакан выехал на охоту и приказал, чтобы животных гнали к берегу реки Или. Это большая река. Народ погнал животных к воде. Животных ловили и бросали в воду, двенадцать из них переплыли реку, и по имени каждого из них было названо по году. Первым из этих животных оказалась мышь. Поэтому первый год в двенадцатичленном кругу назвали её именем – «годом мыши». После этого остальные одиннадцать лет были названы именами других животных – в той очередности, как они переплывали реку. Ниже мы приводим эти названия – в оригинале, как у Махмуда Кашгари, а также в переводе: - Уд йылы – год коровы; - Барс йылы – год барса (его называют также годом тигра); - Тавышган йылы – год зайца; - Нек йылы – год крокодила (его называют также годом дракона); - Йылан йылы – год змеи; - Йунд йылы – год лошади; - Кой йылы – год овцы; - Бичин йылы – год обезьяны; - Такагу йылы – год курицы; - Ит йылы – год собаки; - Тонгуз йылы – год свиньи. Счёт доходит до года свиньи, и снова начинается с года мыши. Тюрки считают, что год каждого из животных имеет свои особенности, гадают, загадывают на счастье. Например, в годы коровы чаще бывают войны, потому что быки дерутся между собой. В годы курицы бывает много еды, но между людьми учащаются ссоры и недоразумения – потому что курица питается зерном, и чтобы найти зерно, она копается в мусоре. В год крокодила часто идут дожди, бывает изобилие – потому что крокодил живёт в воде. В год свиньи выпадает много снега и бывает холодно, часто бывают скандалы. Таким образом, тюрки верят, что у каждого года есть своя особенность». [Информация представлена Международной Тюркской Академией] 📷Двенадцать зверей года на матрице для печати. ТОКМ (Томский краеведческий..) 3114/27. Бурятия. XVIII в. Дерево. _ Особо "приторным", добавляем с комментариев :)  «Чжао И (Zhào Yì), известный китайский ученый 18 в., установил, что двенадцать животных очень рано появились у кочевых народностей на севере Китая. В “Гайюй цункао” (Собрании рассуждений о вещах второстепенных) 1790 г. он писал: “Его (этого цикла-календаря) истоки в обычаях северян. В эпоху Хань, шаньюй Хуханьсе (в 33 г. до н.э.) постучался в заставу, чтобы поселиться в Уюань (wŭyuán). [Они] смешались с народом. [Поэтому этот цикл] распространился и был воспринят в Срединном государстве” (Уюань и теперь уезд городского округа Баян-Нур, Внутренней Монголии, в Китае) “Вероятно, необразованные северяне сначала не знали двенадцати созвездий цзы, инь, чоу, но отмечали годы и сезоны в таких терминах, как мышь, бык, тигр, заяц, которые постепенно распространились в Китае…»
3 недели назад
История ногайского аула Тохтамышевский Князь Магомет-Гирей Джанарсланов (Туганов), предположительно 1910-е годы. Родом из ногайского аула Тохтамышевский (современный Икон-Халк), Кубань, Ногайского района Карачаево-Черкесской Республики. Аул Тохтамышевский располагался на правом берегу реки Кубань, на левом берегу реки Малый Зеленчук, где ныне располагается аул Псаучье-Дахе, на правом берегу реки Большой Зеленчук в местечке Кара-Тик, восточнее аула Бесленей. Из книги Р.Х.Керейтова Этническая история ногайцев Ставрополь., 1999 С.114. Аул на своём нынешнем месте основан в 1858 году. Граничит с землями населённых пунктов: Кызыл-Тогай на западе, Адиль-Халк на севере, Адыге-Хабль на северо-востоке и Абазакт на юге. Свое современное название Уьйкен-Халк букв. «Большой народ», получил в 1929 году. Сохранилось шутливое наименование аула – «Курман сыйыр аул», букв. «Жертвенной коровы аул». Филлипсон об ауле Тохтамышевский в первой половине XIX века. В начале Августа, я переехал из Кисловодской станицы в аул Тохтамышевский, верстах в 8 от Кубани и ст. Баталпашинской. Мне хотелось видеть ближе быт туземцев. Огромный аул населен был Ногайцами; но их обычай, образ жизни и вооружение совершенно одинаковы с Черкесами и Абазинцами, их соседями. Аул с давнего времени покорен, но очень нередко жители его по одиночке присоединялись к хищническим партиям немирных горцев, участвовали в разбоях, служили вожаками или укрывали хищников. На туземном языке говорилось, что это молодежь шалит. Но эти шалости имели всегда характер трагический и как повторялись почти ежедневно, то в Русском населении укоренилась ненависть к так называемым "мирным", и их не без основания считали более вредными, чем племена, находившиеся в явно враждебном к нам отношении. Впрочем, край был очевидно в переходном положении: Кубанские Ногайцы и Абазинцы мало по малу теряли свою самостоятельность и даже воинственность по мере того как наши действия отодвигали немирные, горские племена далее к Западу от верхних частей Кубани. Поручик Алкин, бывший в то время приставом Кубанских Ногайцев, говорил мне. "Ведь это они только теперь присмирели, а в начале двадцатых годов какие они нам задавали бои! Выезжало иногда до 5.000 всадников, из которых очень много было панцырников". Надобно признаться, что наше начальство, до некоторой степени, виновно в том, что воинственность и страсть к разбойническим подвигам все еще сохранялась между мирными.
3 недели назад
Черкесские ногайцы, аул Канглы. «Черкесские ногайцы», Стамбул, 1882 год. Circassian nogays (Nogais), Istanbul, 1882. Черкесские ногайцы— смешанная с адыгами и абазинами группа, но говорят на ногайском языке. Внешне сочетают в себе как европеоидные, так и монголоидные черты. Одним из самых знатных черкесских князей, ногайского происхождения были Карамурзины. Тесные контакты между ними начались ещё в XVIII веке. На территории Пятигорья находились как кабардинские, так и абазинские и ногайские аулы, однако основным населением региона оставались кабардинцы, с которыми они находились в тесном контакте. В конце XVIII века пятигорские ногайцы и абазины составили отдельное Бештовское приставство и кочевали «вблизи Бештовых гор», по рекам Куме, Калаузе и до самой Кубани. Абри Де Ла Мотре (1674 г.): "Они - черкесы, заимствовали несколько терминов у московитов, татар и персов, ногайцы обычно понимают черкесский...». «Бештовские Ногайцы разделяются на пять колен: Каспулат, Кипчак, Едисан, Джембулук и Наврус, а все составляют 5342 кибитки; частию кочуют и частию живут домами около Бештовых гор по рекам: Танлык, Джегате, Барсуклы, по малому и большому Янкулю, Калаузе и Карамыке. Занимаются с успехом земледелием, сеют пшеницу, ячмень и овес и в знатном количестве продают сей хлеб зерном по городам. Главный же их промысел состоит в разведении овец и рогатого скота, от коего получаемое масло, до 200 тысяч пудов, променивают Армянам на разные нужные для них изделия. Они живут смирно и в довольстве, не платя никаких податей. По родственным связям их с Закубанскими Ногайцами иногда не без основания подозревают их [215] в соучаствовании с ними по воровству в Российских границах, но со всем тем Бештовые Ногайцы трудолюбивы и признаваемы за полезных для Кавказской Губернии поселян». Ногайские поколения, живущие на северной стороне Кавказа. Броневский С.М. В 1804—1807 годах население Пятигорья значительно пострадало от эпидемий чумы, других заболеваний и военных действий, поэтому уцелевшие жители ногайских аулов были собраны в селе Канглы. В 1860-х годах, большая часть ногайцев Пятигорья, по религиозным соображениям эмигрировала в Османскую империю. Однако, через несколько лет многие семьи вернулись обратно. Всех ногайцеы из Калаусо-Саблинского приставства общей численностью в 2,6 тыс. человек поселили в одном ауле Канглы, который располагается рядом с городом Минеральные Воды, но некоторая часть этих ногайцев осталась в Турции. В настоящее время основную часть данной группы составляют Бештаво-Кумские и Калаусо-Джеймболуковские ногайцы на западе Ставропольского края, но наиболее высокая концентрация в селе Канглы, Село Канглы, основанное в 1866 году. Старое название аула Канглы – Кырк-авыл буквально «Сорок аулов». Согласно преданию, аул был образован из 40 небольших аулов. В ногайской топонимии, как и в тюркской топонимии в целом, числительные кырк «сорок», мынъ «тысяча» указывают не на конкретное количество объектов, а на их множество. Первоначально канглынцы жили небольшими хуторами и кочевали на землях с.Нагутского. в 1866 году, получив приказ осесть, облюбовали место в районе г.Кинжал (Кум-горы) и основали аул Канглы по имени соседней речки. Второе имя аула – Суркуль - некоторые производят от слова Сороко-ауль (Канглы якобы составилось из сорока аулов), но, скорее всего, название Суркуль означает «жёлтое озеро», - Сары – «жёлтый»; куль – «озеро» (тюрк.). О том, что аул был образован из множества мелких аулов, говорят наименования кварталов современного аула Канглы: Каншау-авыл, Крымгерей-авыл, Кез-авыл, Баьпий-авыл, Янакпат, Эски-авыл, Шом-авыл, Эрки-авыл, Найман-авыл. В состав села также вошли ногайцы, некогда проживавшие в кабардинском ауле Дударуково,в Кабарде .
3 недели назад
Балкарские аристократы – участники депутации 1852–1853 гг. в Санкт-Петербург Баразбиев М.И. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова Известия Кабардино-Балкарского Государственного Университета, Том III, № 3, 2013. стр. 60-67 hkarachai.ucoz.ru/...lk7 В истории карачаево-балкарской аристократии особое место занимает депутация балкарских феодалов, направленная от всех обществ Балкарии в 1852 году к российскому императору в СанктПетербург. Депутация выехала из Нальчика 30 ноября 1852 года и 21 декабря прибыла в столицу Российской империи1. 5 января 1853 года депутаты подали прошение Николаю I, состоявшее из двух пунктов. В первом из них говорилось: «Высшее сословие наше, до поступления под высокое покровительство Российского престола, именовалось таубий (горский владелец)»; со времени же принесения верноподданической присяги называемся мы старшинами, не понимая настоящего названия старшин, мы осмеливаемся просить именовать нас прежним именем тау-бий, названием, понятным для подвластного нам народа»1. Вторым пунктом прошения балкарские депутаты просили закрепить за балкарским народом земельные участки, находящиеся около гор и отделяющие балкарцев от владений кабардинцев1. Первый пункт прошения был удовлетворен, и представители высшего сословия Балкарии с этого времени в официальном русском делопроизводстве стали именоваться «таубиями», а просьба о закреплении за балкарцами пограничной земли была оставлена без разрешения2. Так в результате поездки балкарских аристократов в столицу Российской империи за ними и их потомками был закреплен их традиционный титул и сохранен социальный статус. Целью нашего исследования является краткое изложение биографических данных балкарских аристократов, принимавших участие в этой депутации. Абаев Бекбий N (?–1869), прапорщик, из таубиев Малкарского общества. документальных материалах Бекбий Абаев впервые упоминается в марте 1843 г. с группой других балкарских феодалов, прибывших в Нальчик по собственным надобностям [3]. В 1846 году он назван среди феодальных правителей Балкарии3. Как и многие другие карачаево-балкарские аристократы, Бекбий Абаев привлекался царской администрацией к несению военной службы в виде воинской стражи. Так, из документальных материалов известно, что в 1851 году он находился в карауле с 18 марта по 28 апреля3. По завершении депутации в Санкт-Петербург таубий Абаев, как и другие принимавшие в ней участие таубии, не имевшие военных чинов, был произведен в первый офицерский чин – прапорщика4. К сожалению, нам не удалось пока выяснить дату смерти Бекбия Абаева. В документе 1869 года его супруга названа вдовой5. Был женат на дочери таубия Безенгиевского общества Балкарии – Суюнчевой Даумхан Касаевне. Сыновья – Бекмурза (ж. Биева Салимат Абрековна), Магомет, Асламурза, Муссабий. Дочь – Кудас (м. Шакманов Батырбек Магометович). Айдаболов Кайтмурза Алиевич (1811–1893), подпоручик, из таубиев Малкарского общества. В архивных документах Кайтмурза Айдаболов впервые упоминается в апреле 1843 г. с группой других балкарских феодалов, находившихся в Нальчике по собственным надобностям с 1 по 2 марта того года [6]. В 1846 году он назван среди феодальных правителей Балкарии6. Во время путешествия по Кавказу в 1850 г. наследника российского престола цесаревича Александра Николаевича Кайтмурза Айдаболов был в числе почетных лиц балкарских обществ, представленных «Его Высочеству Наследнику Цесаревичу Александру Николаевичу»6. За участие в депутации в Санкт-Петербург Кайтмурзе Айдаболову был присвоен чин прапорщика с производством жалованья в 75 рублей в год6. Занимался общественной деятельностью. В частности, являлся депутатом Кабардинского окружного суда6. При освобождении крестьян от крепостной зависимости Кайтмурза Алиевич трех человек освободил бесплатно [7]. В подпоручики был произведен приказом военного министра Российской империи от 11 ноября 1860 г. с состоянием при милиции Георгиевского округа7.
1 месяц назад
Древние жители Приэльбрусья имели культурные связи с населением Приазовья, Южного Кавказа и побережья Каспийского моря. Археологи нашли на стоянке Навес у Алебастрового завода, расположенной в Приэльбрусье, самые древние (возрастом 9–8,5 тысяч лет) изделия из керамики на всем Северном Кавказе. При этом керамические изделия по технологии изготовления и обработки оказались похожи на артефакты из Приазовья. Это говорит о том, что люди, населявшие в то время Приазовье и Приэльбрусье, имели культурные связи. Кроме того, авторы нашли украшения из раковин моллюсков, которые встречаются на стоянках на побережье Каспийского моря, а также наконечники стрел из обсидиана, похожие на изделия с Южного Кавказа, что тоже указывает на соответствующие контакты. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале L'Anthropologie. Археологические находки — орудия труда и охоты, украшения, посуда — могут многое рассказать о том, как развивалась культура древних людей. Кроме того, сравнивая находки с разных стоянок, ученые делают выводы о том, куда их жители путешествовали, обменивались ли они технологиями обработки камня, дерева и других материалов. Так, например, ранее археологи выяснили, что населявшие Кавказ 200–40 тысяч лет назад неандертальцы по-разному обрабатывали каменные острия, служившие наконечниками для стрел или в качестве ножей. При этом неандертальцы постепенно совершенствовали свои технологии, добиваясь все более миниатюрных орудий. Однако как развивалась материальная культура Кавказа позже — в эпоху неолита (9–7 тысяч лет назад), — до сих пор плохо изучено, и это не позволяет понять, какие культурные связи были у людей, населявших регион в то время. Ученые из АНО «Лаборатория доистории» (Санкт-Петербург), Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург) и Института нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева РАН (Москва) исследовали стоянку Навес у Алебастрового завода в Приэльбрусье на северном склоне Центрального Кавказа (Кабардино-Балкарская Республика). Чтобы определить возраст стоянки, авторы использовали радиоуглеродное датирование — метод оценки возраста артефактов, горных пород и других объектов по содержанию в них тяжелых атомов углерода. Анализ показал, что древние люди населяли Навес у Алебастрового завода в эпоху неолита примерно 9–7 тысяч лет назад. В самом древнем неолитическом уровне стоянки археологи обнаружили 120 мелких фрагментов керамики, при этом на нескольких из них сохранился гребенчатый орнамент. Возраст находок ученые оценили в 9–8,5 тысяч лет. Похожая керамика обнаруживается на неолитических стоянках в Приазовье, поэтому археологи считают, что между древними людьми этих удаленных регионов существовали культурные связи. Помимо керамики, на стоянке оказалось большое количество каменных изделий из кремня и обсидиана. При этом некоторые из них ранее не встречались нигде на Северном Кавказе. Так, археологи описали новые типы вкладышей для стрел. Они отличались очень маленьким размером (8–12 миллиметров) и были тщательно обработаны с двух сторон. Подобные изделия встречаются только на неолитических стоянках Южного Кавказа. «Эти миниатюрные вкладыши из кремня и обсидиана чаще всего крепились на деревянную основу, и нам впервые удалось определить, что для их крепления в качестве клеящего вещества использовался битум — природное клеящее вещество, горная смола, продукт выветривания нефти», — рассказывает участник проекта, поддержанного грантом РНФ, руководитель раскопок стоянки Навес у Алебастрового завода Любовь Голованова, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник АНО «Лаборатория доистории». Кроме того, в Навесе у Алебастрового завода исследователи обнаружили украшения в виде бусин. Для их изготовления древние обитатели стоянки использовали раковины вымерших 66 миллионов лет назад моллюсков-белемнитов и до сих пор широко распространенных морских моллюсков-сердцевидок. Археологи отмечают, что подобные украшения встречаются на неолитических стоянках, связанных с регионом Каспийского моря.
3 месяца назад
«О музыке горских татар»
Однажды балкарский князь и просветитель Исмаил Урусбиев пригласил Танеева, этнографа Максима Ковалевского, экономиста Ивана Иванюкова отправиться верхом на лошадях из Пятигорска в Сванетию. «Мы будем идти и ехать по ледникам, - писал накануне отъезда Танеев своему другу, композитору Антону Аренскому. - Пройдя хребет, попадём в Сванетию, страну дикую. Всё время верхом. Отсюда только едем 40 верст в коляске до горы Бермамут. Наше путешествие будет со всевозможными удобствами. У Ковалевского есть открытый лист от начальника области, в котором предписывается властям оказывать нам содействие...
3 месяца назад
«Группа ярко и богато одетых татар* разного возраста и пола собралась для исполнения танца-хоровода; этот танец во время свадьбы уважаемого жителя исполняется на протяжении пяти следующих друг за другом ночей. На низкой лавке вблизи костра сидели две роскошно одетые молодые девушки из семьи князя, на которых было приятно смотреть в их ярких, красиво сшитых платьях, и монотонно играли на гармонях, в то время как двое стоявших рядом джигитов стучали в такт узкими и плоскими дощечками, и в середине круга мужчина дул в дудку, а другой играл на фиделе**. В начале танца все взялись за руки и в одном ритме – мужчины с одновременными отмеренными движениями ног вперед и назад – перемещали круг то вправо, то влево. Затем танцующие в кругу поделились на пары, которые продолжали танцевать на расстоянии одного шага друг за другом что-то напоминающее полонез***, сопровождая танец ритмичными движениями и сгибаниями рук. Через несколько минут все снова соединились в круг. В это время подошли еще женщины и девушки, преимущественно красивые, грациозные и стройные. Прежде чем присоединиться к танцующим, каждая новоприбывшая приветствовала обеих княгинь молчаливым почтительным объятием, те отвечали взаимностью. С точки зрения тонкости и непринужденной уверенности в манере общения это провинциальное азиатское общество может постыдить некоторые городские европейские. Вскорости диаметр круга существенно увеличился, от него отделилась одна единственная пара и вступила в центр, чтобы станцевать лезгинку. Мужчина с удалыми прыжками и короткими быстрыми семенящими шагами кружился вокруг застенчивой и грациозной танцовщицы, которая без каких либо заметных движений ног, как будто на невидимых роликах, двигалась вперед-назад. Пара в центре круга сменялась примерно каждые пять минут. Затем в качестве танцоров выступали подростки, одетые и вооруженные как мужчины. Они приглашали на танец взрослых женщин. Было приятно наблюдать, как гордость и чувство собственного достоинства забавным образом отражались в лицах этих маленьких кавалеристов, когда они кружили вокруг танцовщиц с невероятно отточенными прыжками. Танец становился все зажигательнее, так же как и костер, в который подбросили дров...»____________________________* bergtataren – горские татары, т. е. горцы-тюрки – один из этнонимов балкарцев и карачаевцев. ** фидель – европейский смычковый музыкальный инструмент. Автор подразумевает къыл къобуз – смычковый инструмент балкарцев и карачаевцев, а также ряда тюркских народов. *** полонез – польский торжественный танец-шествие.[Merzbacher, Gottfried Aus Den Hochregionen Des Kaukasus. 1901. // Готтфрид Мерцбахер "Из высокогорных регионов Кавказа", 1901].
3 месяца назад
Балкарское народное жилище до 1944 года. ...Приведем для иллюстрации описание нескольких жилищ, имеющих некоторые особенности. Селение Кунюм (что означает в переводе - солнечный склон) входит в группу селений, образующих Верхнюю Балкарию. Оно расположено в верховьях реки Черек-Балкарский на левом - солнечном склоне ущелья. Усадьба Ортaя Забaкова находилась в верхней части селения, спускающегося уступами от господствующей над всем комплексом жилищ оборонительной башни Абаевых. Усадьба состояла из трех частей: жилой, хозяйственной и сада. Ворота в стене, отгораживающей усадьбу с улицы, вели во двор, окруженный с трех сторон теневыми навесами, за которыми располагались основное жилое помещение, помещение женской половины и помещения для гостей. С четвертой стороны участок был ограничен каменной стеной с калиткой, ведущей в сад. Главное зимнее жилое помещение находилось в глубине участка со стороны, противоположной въездным воротам, и примыкало к вертикальному срезу скалы, образующей заднюю стену жилища. Зимнее жилище имело размеры 6,1х7,5. В середине располагался очаг размером 165х160 сантиметров. Место очага было обрамлено каменными плитами, образующими невысокие сидения. Над очагом отверстие в кровле было обложено камнем, однако не имело еще обычного для других жилищ плетеного дымника. Других отверстий для освещения жилища в доме не было. Высота помещения составляла 2,5 метра. В углу жилища была яма для хранения картофеля. Сбоку у стены располагалось каменное сиденье. Кровля была плоской, деревянной, с земляной засыпкой, опиралась на деревянные столбы, два из которых были расположены посредине жилища, а остальные примыкали к стенам. К основному жилищу примыкала холодная пристройка "отоу", сообщающаяся с хозяйственным двором. На участке были еще два летних помещения, каждое с самостоятельным ходом и окном, под общим навесом. К задней продольной стене, ограничивающей жилой дом, примыкала хозяйственная территория с открытым двором размером 11,2х8 метров и расположенным в глубине участка крытым помещением для скота "бау. Дом Буллая Забакова. Основное жилое помещение дома размером 7,5х5,8 занимало угол в глубине участка, остальная площадь которого была застроена навесами для скота размером 9,5х6 метров, теневым навесом перед жилищем размером 6х4 метра. В лицевой стене жилища была дверь шириной 110 сантиметров и окно шириной 30 сантиметров. Очаг без дымника топился по-черному, был расположен в середине жилища на продольной его оси. Отличался значительностью размеров (170х95 сантиметров) . Стены толщиной до 80 сантиметров были сложены насухо из естественного камня с обмазкой снаружи и изнутри, кровля плоская, деревянная, с земляной насыпью. Нагрузку от кровли несли деревянные столбы диаметром 20 - 30 сантиметров и высотой 2,5 метра. Задняя западная стена была образована вертикальным срезом скалы, к которой примыкает дом. Дом Мусаби Малкарова. Селение Тура-Хабла расположено в низине ущелья, на правом берегу реки Черек Балкарский. Дом Мусаби Малкарова - образец жилища архаического типа. Жилое помещение было расположено в глубине участка, за навесом для скота. Жилище было площадью около 50 квадратных метров со срединным очагом, отапливаемым по-черному. В стене, противоположной входу, под потолком имелось отверстие для вытяжки дыма. Боковая стена была образована вертикальным срезом скалы. Справа от входа в жилище, в глубине навеса за плетеной перегородкой, обмазанной глиной, имелось дополнительное жилое помещение - "печь", называемая так по установленной здесь железной печурке...
3 месяца назад
Подвеска - скульптурная фигурка козла. Начало I тыс. до н. э. Бронза, литье. Длина 3,4 см. Баксанское ущелье, Кабардино-Балкарская АССР. Государственный Эрмитаж, Ленинград
3 месяца назад