Вопрос о отмене бронирования турпоездки Нам поступил вопрос от туркомпании. У нас бывают случаи, когда тур не набирается и нам приходится его отменять. Соответственно, туристы, которые забронировали места, никуда не едут. Какие наши риски в таком случае? Может турист написать претензию и потребовать не только оплаченные деньги, но и дополнительные расходы, например, возмещение морального вреда? Давайте рассмотрим две разные ситуации: 1) когда турист отказывается от поездки; 2) когда туркомпания по каким-то веским причинам не может организовать поездку, на которую предварительно продала места. Ситуация 1. Турист отказывается от поездки Турист, приобретая туристский продукт, становится заказчиком по договору возмездного оказания услуг. В соответствии с положениями ст. 782 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от исполнения договора в любой момент при условии возмещения расходов исполнителя. Проблема заключается в том, что понесенные расходы доказать обычно довольно трудно (если не невозможно). Как предупредить возникновение проблемы на практике? Мы рекомендуем прописать в договоре штрафные санкции за отказ от поездки (например, штраф в размере 25% от стоимости тура при отмене за месяц, 50% - за две недели и 100% за неделю и менее). Здесь есть риск, что турист может пойти в суд и попытаться отбить свои деньги, и учитывая нашу судебную систему, скорее всего добьется результата, сославшись на "кабальность" таких условий. Вместе с основным долгом, турист заберет штрафы (примерно 100-150% от основного долга) + судебные расходы + моральный вред + расходы на госпошлину. Но большинство туристов, подписывая условия отмены тура, будут соблюдать прописанные условия. Также всегда есть возможность договориться и найти взаимовыгодные условия (перенести тур на другие даты, предложить скидку и т.д.). Ситуация 2. Отмена тура по инициативе туркомпании Отмена тура по вине исполнителя является 100%-ным основанием для возврата денег. В данном случае вы являетесь лицом, оказывающим услуги, на вас действует Закон о защите прав потребителей, и односторонний отказ от принятого обязательства не допускается. Также потребитель вправе потребовать уплаты штрафов и неустоек по закону о защите прав потребителей (это примерно 150% от стоимости тура), + моральный вред, судебные расходы, госпошлина за обращение в суд. Возможность договориться сохраняется (все еще можно найти взаимовыгодные условия для отмены тура), однако риски тут кратно выше, и договариваться нужно со всеми туристами, которые не смогли поехать в тур.
2 недели назад