Найти в Дзене
Приоритет за студентом: ещё одна образовательная программа УрФУ присоединилась к выборам курсов по интересам и рейтингу На направлении «Фундаментальная информатика и информационные технологии» института естественных наук и математики Уральского федерального университета @urfu в сентябре 2025 года впервые провели выборную кампанию по модели приоритетного выбора на национальной ИТ-платформе Modeus. Поиск современных гибких образовательных моделей и форм образования, соответствующих запросу рынка труда, в УрФУ вышел на новый уровень – особенность выбора в модели приоритетов заключается в том, что студент видит все доступные для его выбора элементы (дисциплины, курсы, проекты) и ранжирует эти элементы в соответствии со своими интересами. Руководитель образовательной программы, старший преподаватель Департамента математики, механики и компьютерных наук ИЕНиМ УрФУ Иван Домашних подчеркивает преимущества выборной кампании такого рода: «Представьте себе, что вы пришли за покупками в магазин электроники прямо к моменту открытия в 10:00, а там «Черная пятница», и кроме вас - толпы других покупателей. Вы понимаете, что приставок на всех не хватит, и как только магазин открывается, вы наперегонки несетесь к отделу, чтобы хоть что-то урвать. И, если хотя бы геймпад достался, то вы уже счастливы. Хотя велика вероятность взять не то, что вы хотели, да еще и по кусающейся цене. Другой вариант — когда есть четкие критерии, кому достанется товар вне зависимости от умения бегать. Например, каждый заходит в магазин по одному. В этом случае есть возможность спокойно изучить товар, принять взвешенное решение по цене и качеству, взять наборы товаров, например, приставку и телевизор. На мой взгляд, только второй вариант можно назвать цивилизованным выбором. И именно такой подход, где можно подумать и спокойно принять решение, должен использоваться при выборе курсов студентами. Ведь суперспособность наших студентов — думать и делать осознанный выбор, а не быстро бегать или кликать мышкой. В этом типе выборной кампании удобно еще и то, что в отличие от примера с магазином, все студенты могут расставлять свои приоритеты одновременно, а вот поочередная обработка быстро происходит в конце на серверах Modeus. Для меня очевидно, что только алгоритм приоритетного выбора курсов подходит для классных студентов ФИИТ». УрФУ работает с ИТ-платформой Modeus с 2019 года, первой площадкой тогда стал институт радиотехники и информационных технологий — РТФ. На сегодняшний день платформой Modeus пользуются шесть институтов УрФУ, это более 12 000 студентов. Каждый семестр проводится множество выборных кампаний дисциплин среди студентов. В сентябре 2025 года проведено 27 кампаний.
1 день назад
Приоритет за студентом: ещё одна образовательная программа УрФУ присоединилась к выборам курсов по интересам и рейтингу На направлении «Фундаментальная информатика и информационные технологии» института естественных наук и математики Уральского федерального университета @urfu в сентябре 2025 года впервые провели выборную кампанию по модели приоритетного выбора на национальной ИТ-платформе Modeus. Особенность выбора в модели приоритетов заключается в том, что студент видит все доступные для его выбора элементы (дисциплины, курсы, проекты) и ранжирует эти элементы в соответствии со своими интересами. После этапа ранжирования администрация запускает алгоритм записи студентов, который учитывает мнение каждого студента, его рейтинг (балл), количество доступных мест на дисциплине, уже существующее расписание. Задача алгоритма — записать студентов наиболее оптимальным образом, учитывая все детали. Кроме того, часть студентов проходила тесты для некоторых курсов, и только после успешного прохождения теста элемент добавлялся в индивидуальное меню выбора студента. Все это сделано для поиска современных гибких образовательных моделей и форм образования, соответствующих запросу рынка труда. УрФУ работает с ИТ-платформой Modeus с 2019 года, первой площадкой тогда стал институт радиотехники и информационных технологий — РТФ. На сегодняшний день платформой Modeus пользуются шесть институтов УрФУ, это более 12 000 студентов. Каждый семестр проводится множество выборных кампаний дисциплин среди студентов. В сентябре 2025 года проведено 27 кампаний. «Внедрение индивидуальных образовательных траекторий – одно из важных изменений, направленных на обновление системы высшего образования. Студент, как заявил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, центральная фигура в университете, и у него должна быть возможность выбирать те дисциплины, которые ему интересны, формировать свою индивидуальную образовательную траекторию» — отметил глава УрФУ Илья Обабков.
4 дня назад
Четвёртый ИОТ-Практикум для команд университетов «Стратегия в действии: проектируем гибкие образовательные модели" прошел 22-23 сентября 2025 года в Москве В практикуме приняли участие команды МГРИ им. Серго Орджоникидзе, ВГТУ, ЛГТУ, РГУНХ им. Вернадского и РГАУ-МСХА им. Тимирязева Команды ознакомились с опытом внедрения гибких образовательных моделей ИКТИБ ЮФУ и проектировали свои образовательные модели при поддержке экспертов ИОТ-университета и Modeus "Формат практикума останется нашим фирменным: фиксируем стратегические задачи университета, проектируем структуру, детализируем отдельные блоки, оцифровываем на платформе. Отдельный блок посвятили острым вопросам реализации: мотивация студентов делать выбор, работа с ППС и их нагрузкой, нюансы составления расписания в модели ИОТ, нормативные допущения и экономическая модель. Обсудили, как сохранять управляемость при росте степени свободы студента. Главный результат практикума — каждая из пяти команд сделала шаг вперед в понимании собственной целевой модели: какую гибкость выдержит их контекст, какие особенности реализации критичны именно для их университета. Мы, со своей стороны, остаемся рядом: готовы поддерживать университеты на пути дальнейшего внедрения разработанных моделей", - отметил генеральный директор ИОТ-университета, директор по развитию ИТ-платформы Modeus Павел Музыка. Участники ИОТ-практикума отметили дружественную атмосферу и готовность экспертов работать над запросами университетов в индивидуальном режиме.
1 неделю назад
ИОТ-практикум для команд университетов «Стратегия в действии: проектируем гибкие образовательные модели» завершен. В творческой дружеской атмосфере создавали новые возможности для своих университетов команды: 💬 МГРИ 💬 ВГТУ 💬 ЛГТУ 💬 РГУНХ им. Вернадского 💬 РГАУ-МСХА им. Тимирязева ...и мы ещё поделимся с вами итогами!
2 недели назад
ИОТ-практикум для команд университетов «Стратегия в действии: проектируем гибкие образовательные модели" продолжает работу - горячая дискуссия на сессии вопросов и ответов Павел Музыка, генеральный директор ИОТ-университета, директор по развитию ИТ-платформы Modeus - с ответом на вопрос «Что делать, если студенту ничего не нужно?» "Можно ответить просто и цинично: «отчислите» или наоборот «поставьте ему тройки и выдайте диплом». Но оба эти ответа плохие – они не про качество образования, не про те обязательства, которые есть у университета перед студентом, работодателем, регионом. Вчера на лекции Елены Брызгалиной мы слышали, что важно студентов мотивировать, с ними важно работать, создавать среду, в которой студентам будет важно оставаться, им будет интересно в этой среде. Про это есть много инструментов, пока университеты, к сожалению, не очень хорошо владеют этими . Я бы здесь сказал про автономию - современные социологические и психологические исследования указывают ее как одну из базовых потребностей человека: когда я сам принимаю решение за себя. Это возможность студенту повлиять на свое образование, если он понимает, какую цель он преследует в образовании, и возможность повлиять на путь достижения этой цели или поменять, например, цель, что позволяет закрыть потребность в автономии, тем самым у студентов мотивация повышается. Студенты, которые получают право влиять на свое будущее, больше вовлечены в учебный процесс. В нашей практике есть тому примеры - в одном инженерном вузе мы запускали пилотный проект в магистратуре. Через год получили такой комментарий: «Я 10 лет не видел таких уверенных студентов, которые пришли». Именно когда студентам дали возможность выбрать, что им интересно, записаться на те дисциплины, которые для студентов важны, и собрали группу из 20 студентов, которым эта дисциплина важна, оказалось, что у ребят есть мотивация, они могут увлеченно работать. Или другое – уровневое обучение. Если видно, что студент, например, не тянет, почему-то тот материал, который вы ему даете, вы можете разделять материал по уровню. Не более простой экзамен давать тем студентам, которые не тянут, а наоборот, тем студентам, которые не тянут, давать больше материала в другом формате, чтобы их дотянуть до университетского уровня. То есть вы не планку роняете, а вы по-другому работаете со студентами. Так мы в другом большом университете работали с физикой. Прекрасный курс общей физики на 5 семестров, но – высокое количество академических задолженностей. Что сделали? Разделили физику по уровню. На входе провели тестирование студентов и определили тех студентов, которые почему-то, несмотря на то, что они сдали ЕГЭ, до уровня физики университета все равно не дотягивают, даже для первого курса. Разработали для них специальный адаптационный курс, который позволял им за 5 семестров добежать до нужного уровня по физике. И тогда на четверть сократилось количество академических задолженностей, при этом сохранилось плановое качество по знанию общей физики. Мотивация!"
2 недели назад
ИОТ-практикум для команд университетов «Стратегия в действии: проектируем гибкие образовательные модели" продолжает работу - горячая дискуссия на сессии вопросов и ответов Александр Парамонов, коммерческий директор Modeus: "Мы сейчас сформировали продукт в помощь вузам по поиску новых источников финансирования. И это прежде всего вопрос маркетинга. Понятно, что абитуриенты и их родители выбирают, исходя из имеющейся в публичном доступе информации: каналы, интернет-ресурсы, инфлюенсеры и прочее. Пока немногие вузы этому научились. Сейчас мы видим очень интересный тренд в направлении партнерства с банками. Альфа-Будущее, программы ВТБ, Газпромбанка, РСХБ и другие явно проявляются в повестке поддержки российского образования. Вопрос, что мы можем предложить банкам такого, чтобы заинтересовать их инвестировать? Это вопрос вовлечения индустриальных партнеров в совместные проекты, лизинговые схемы, при этом мы понимаем, что индустриальным партнерам интересны группы студентов, а не одиночки. В лабораториях сегодня уже решаются сложные отраслевые задачи, дополнительно окупая вложения. И мы получаем еще один интересный эффект – будучи вовлечены в работу таких проектных групп, студенты заинтересованы оставаться в регионе, тем самым решается проблема кадрового голода и студентосбережения. Вуз плюс индустриальный партнер и банк - это один из интересных циклов, мы готовы это взаимодействие помочь организовать. Важный трек - это умение работать не только с министерствами, но и с органами региональной власти. Один человек – это примерно 5 миллионов рублей ВВП, который он генерирует в своем городе или регионе. Наша задача - подготовить команду ректора для работы с региональной властью, правильно организовать взаимоотношения с банками, индустриальными партнерами – это умение работать с отраслью и правильно демонстрировать выгоду"
2 недели назад
22-23 сентября в Москве проходит ИОТ-практикум для команд университетов «Стратегия в действии: проектируем гибкие образовательные модели» В эти минуты заведующая кафедрой философии образования МГУ Елена Брызгалина выступает на ИОТ-практикуме с докладом «Три измерения фундаментальности образования: широта познаний, глубина специализации, высшие цели»: "Само понятие фундаментального образования возникло в начале XIX века. Представьте, поражение от Наполеона, в упадок приходит старая управленческая модель, и прусские короли издают указ о реформе всей системы образования, начиная со школьного - с формулировкой "Чтобы мобилизовать духовные силы для нового начала и заменить духовными силами физические потери". Фундаментальное образование базируется на фундаментальной науке. Шеллер использовал специальное понятие "образовательное знание", подразумевая не столько широту фактов, сколько осмысление и понимание сути. Главное, что то знание, которое лежит в основе образования, базируется на точных образцах сущности предметов. Сегодня такой этап развития культуры, когда прикладное становится способом действия сознания. Наш студент, когда видит название новой дисциплины в расписании, обязательно либо явно, либо это читается в глазах, задает вопрос - зачем нам это? Вот этот прагматизм, когда знание как таковое утрачивает самоценность и имеет для индивида значение только как путь к чему-то, к успеху, к капитализации, заставляет вновь и вновь искать баланс между фундаментальным и прикладным. Сфера фундаментальности — это одна из особенностей культуры, она все время сужается. Вот если мы попытаемся разорвать представление о фундаментальности науки, образования, и в фундаментальное образование вложить некие новые смыслы, мне кажется, в этом есть некий формат, чтобы найти новые аргументы для описания фундаментальности. Смысл того, что дает система образования - это закрепление ценностных ориентаций"
2 недели назад
22-23 сентября в Москве проходит ИОТ-практикум для команд университетов «Стратегия в действии: проектируем гибкие образовательные модели@ Аналитик-консультант по организационным изменениям ИОТ-университета Григорий Печенкин рассказал о разработке эскиза образовательной модели, включающего основные элементы, соответствующие стратегии университета: "В университет приходит человек и выходит из него другим. Все, что вы в него привнесли за время обучения, это и есть результат работы вашей образовательной модели. Чуть более строго – это целостное описание технологии подготовки этого выпускника, результаты обучения, программы и методы преподавания. Это не обязательно учебный опыт, внеучебная деятельность тоже является частью образовательной модели, если вы ею управляете. Мы еще используем термин «образовательное пространство», понимая под этим все пространство возможностей, которые университет предоставляет студентам. Такую модель мы сегодня вас и будем пытаться построить для вашего университета на практикуме, опираясь на те требования, которые предъявляет стратегия вашего университета. Своего рода эскиз образовательной модели вашего университета, закладывая туда ваше представление о том, как эта модель может быть устроена - такие кубики, из которых вы будете строить, и мы помним, что у образовательного пространства множество измерений. Университеты, несмотря на единство стандартов, все-таки все разные. У всех разные цели, разные ситуации, разные регионы, разные партнеры и т.д. И поэтому программа развития у всех тоже разная. А значит, это отразится в вашем образовательном пространстве".
2 недели назад
22-23 сентября в Москве проходит ИОТ-практикум для команд университетов «Стратегия в действии: проектируем гибкие образовательные модели (https:/.../)» Менеджер по развитию продуктов Modeus Мария Шурупова делится опытом внедрения ИОТ в докладе «Образовательная модель Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета: от замысла до реализации на платформе Modeus»: "Когда мы живем в парадигме конкретного учебного плана, мы всегда находимся в зоне управления конкретной образовательной программой - крайне сложно, глядя на один конкретный учебный план, двигаться куда-то дальше. Как только мы кладем образовательное пространство в конкретный объект управления, мы начинаем думать про все пространство в совокупности, а не про какие-то отдельные образовательные программы. В рамках практикума мы сделаем первый такой подход, постараемся уйти от мыслей про пачку учебных планов, которые нужно положить в пространство, и будем искать укрупнения, которые можно выделить и положить как потенциальную модель. Когда мы прошли через унификацию учебных планов, то открывается пространство возможностей запоточить дисциплины. Modeus в этом плане дает возможность постудентного управления. Если мы живет в парадигме академических групп, то мы получаем отдельные команды студентов с преподавателем и аудиторией для каждой. В Modeus эти группы можно уплотнить и объединить для определенных занятий, что высвобождает ресурс преподавателей и аудиторий. Мы задаем планку по количеству студентов, и они могут записаться как группами, так и командами. Точки для самоопределения могут находиться не только в рамках выбора дисциплин, но и внутри освоения дисциплин за счет модификаторов выбора".
2 недели назад
22-23 сентября в Москве проходит ИОТ-практикум для команд университетов «Стратегия в действии: проектируем гибкие образовательные модели" Генеральный директор ИОТ-университета, директор по развитию ИТ-платформы Modeus Павел Музыка: В российских университетах есть миф, что если студентам предоставить возможность выбора, они будут выбирать самое простое. У меня есть опровержение – социологические исследования показывают, что это миф. Действительно, есть определенная когорта студентов, которые будут пытаться минимизировать свои усилия по освоению курсов. Таких студентов по статистике примерно 20%. А еще 80% - это студенты, которые будут выбирать в соответствии с той целью, которую они поставили, если у них уже есть цель, все, чтобы достичь эту цель. Либо будут выбирать для того, чтобы понять, какую цель надо поставить, будут пробовать разное. Либо третьи, которые будут выбирать просто для кругозора, такие студенты тоже есть. Так вот, 20% - это те, кто будут минимизировать свои усилия, и 80% - это те, кто будут в одном из этих трех сценариев жить, а их примерно одинаково по исследованию.
2 недели назад
22-23 сентября в Москве проходит ИОТ-практикум для команд университетов «Стратегия в действии: проектируем гибкие образовательные модели" Заместитель директора ИКТИБ ЮФУ Александр Горбунов рассказывает об опыте внедрения ИОТ в докладе «Образовательная модель Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета: от замысла до реализации на платформе Modeus»: "Руководитель программы не может ограничить выбор студентов, какие компетенции будут доступны для выбора студентам в своей программе. Это решение принимается коллегиально на учебно-методических советах и на ученом совете подразделения. Компетенции обновляются ежегодно, за 1-2 месяца до выбора. А сейчас мы будем использовать подход, когда они обновляются за 2-3 месяца до выбора. Таким образом, мы можем дать на выбор самое свежее, актуальное, востребованное на данный момент, а не на время разработки программы 3-4 года назад. Ведь руководитель программы не может предвосхитить будущее на 5 лет, а выпускник быть способным выполнять и решать актуальные задачи. Мы эти компетенции можем ему давать на выбор прямо перед реализацией на старших курсах. Отличительная особенность - мы переработали общепрофессиональные компетенции, ввели ряд одинаковых полностью по названию компетенций для всех наших шести УГСН разных. Это заложило хороший фундамент для того, что сейчас называют профессиональной школой либо профессиональным ядром. На первых курсах студенты выбирают языки реализации нескольких дисциплин. Студент выбирает лектора, который ему нравится, при этом выбор исключает то, что выбирают того, кому проще сдать - лекторы у нас не принимают участие в приеме экзаменов. Экзамены принимают независимые комиссии. В основной части программы – там уже проектная деятельность, выбор темы проекта, направления своей будущей выпускной работы. Студенты уже после первого курса выбирают профиль. Наиболее сложная точка индивидуализации - вариативно-профессиональные компетенции. Многие наши УПК разрабатывались совместно с партнерами - это хороший способ привлечь партнеров, когда они получают возможность сделать законченный модуль, позволяющий сформировать компетенцию, способность выполнять ту или иную профессиональную задачу. Интеграция нескольких групп в общую дисциплину помогает не только сэкономить на оплате преподавателей, но и за счет открытого конкурса повысить качество самих лекций"
2 недели назад
ИОТ-практикум для команд университетов «Стратегия в действии: проектируем гибкие образовательные модели" стартовал! Путь проектирования гибких образовательных моделей пройдут команды: 💬 МГРИ 💬 ВГТУ 💬 ЛГТУ 💬 РГУНХ им. Вернадского 💬 РГАУ-МСХА им. Тимирязева
2 недели назад