Найти в Дзене
Почему мы бережём крупные банкноты, но легко расстаёмся с "мелочью"
Представьте: у вас в кармане одна купюра в 500₽ и пять по 100₽. Как думаете, что потратите охотнее? Большинство людей без сожаления расстанется с мелкими банкнотами, а вот крупную постараются "приберечь". Хотя объективно это одинаковая сумма. Этот феномен в психологии и поведенческой экономике называется эффектом деноминации (эффект ценности денежных знаков) (Denomination Effect). Эффект деноминации — склонность людей воспринимать крупные номиналы как менее подлежащие обмену, чем мелкие и тратить деньги легче, если они представлены в мелких купюрах...
4 недели назад
Почему "незавершённые дела" не дают нам покоя — эффект Зейгарник
Почему мы лучше помним незаконченную задачу, чем уже завершённую? Ответ скрывается в феномене, который вошёл в историю психологии как эффект Зейгарник. Эффект Зейгарник (the Zeigarnik effect)— когнитивное искажение, при котором незавершённые дела вызывают напряжение и удерживаются в памяти гораздо сильнее, чем завершённые. Наш мозг словно не любит "недоделки" и напоминает о них снова и снова. Именно поэтому неотвеченное письмо, недописанный отчёт или не досмотренный до конца эпизод сериала так легко всплывают в памяти, мешая переключиться на что-то другое...
1 месяц назад
Опасная ошибка мышления: почему цифры мы игнорируем, а в истории верим
🧮 Представьте: вам рассказывают историю о знакомом, который бросил работу и через год открыл успешный бизнес. Звучит вдохновляюще, правда? Но стоит ли на основании этого делать вывод, что "у всех получится"? Скорее всего, нет. Но наш мозг устроен так, что он гораздо охотнее цепляется за отдельный случай, чем за сухие цифры. Это когнитивное искажение называется эффект игнорирования базовых данных (base rate neglect). Эффект игнорирования базовых данных — наша склонность недооценивать общую статистическую...
1 месяц назад
Ред флаги - как они работают?
Мы уже ранее писали про эффект ореола — ситуацию, когда положительное впечатление о человеке или бренде окрашивает всё остальное. Например, если нам нравится внешний вид человека, мы часто автоматически приписываем ему ум, доброту и ответственность. Но у этого эффекта есть "злой брат близнец" — эффект "рогов" (Horn Effect). Здесь уже одно негативное впечатление затмевает все остальные качества. Эффект "рогов" — когнитивное искажение, при котором одно отрицательное качество человека или объекта влияет на восприятие всех остальных характеристик...
1 месяц назад
Как эмоции побеждают статистику
🎲 Вы замечали, что многие боятся летать на самолёте, но спокойно ездят за рулём или садятся в такси? Хотя вероятность погибнуть в авиакатастрофе в десятки тысяч раз ниже, чем в ДТП. Этот парадокс объясняется особым когнитивным искажением — эффектом пренебрежения вероятностью (probability neglect). Эффект пренебрежения вероятностью — склонность человека игнорировать реальные цифры и статистику, вместо этого концентрируясь на эмоциональности и яркости события. Иными словами, мы боимся редких, но...
1 месяц назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала