Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Про субъекта в парных отношениях
Представление о субъекте извлечь достаточно просто. Представим себе юношу и девушку идущих по улице взявшись за руки. С объективной точки зрения практически всем совершенно понятно что они будут делать вечером (весьма вероятно). Более того, ничего необычного в этом нет. Это между ними, их личное дело, (внутреннее дело пары) и переживается ими как чудо, дар, любовь. Нечто особенное. Задевающее в них, пробуждающее в них некоторую потенциальность. Вот эту разделенность с другим и встреча нового себя...
4 месяца назад
Индивидуализация и выделение субъекта: между временем и вечностью
В условиях современного мира усиливается тенденция к индивидуализации: от человека ожидается не просто личное мнение, но построение собственной жизни во всей её полноте. Эта тенденция часто преподносится как освобождение от внешних авторитетов — церкви, государства, традиций — но при ближайшем рассмотрении становится ясно: перед нами не просто социокультурная трансформация, а глубинное изменение структуры субъективного существования. Если раньше значимость и смысл могли «доверяться» внешним структурам...
5 месяцев назад
Я — Есть. И в каком смысле ?
В истории европейской философии субъект долгое время существовал как несомненное основание: мыслящее существо, носитель разума, источник морали и центр восприятия. У Декарта — мыслящее "я" как фундамент, у Канта — трансцендентальный субъект как условие возможности опыта, у Гегеля — субъект как движение духа. Субъект был метафизическим господином бытия. Однако уже в XX веке субъект начинает терять своё центральное положение. У Хайдеггера он трансформируется в Dasein — бытие-в-мире, у Беньямина — исчезает в руинированной перспективе истории, у Левинаса — отступает перед лицом Другого...
5 месяцев назад
О вежливом жесте как форме социального откровения
О вежливом жесте как форме социального откровения по следам Беньямина Есть дух у этого места — неуловимый, как запах после дождя или отзвук шагов на мостовой. Он живёт в тех движениях, что не требуют вознаграждения, — уступить дорогу, придержать дверь, помочь уронившему вещь. Эти жесты не делают человека святым, не пишут его имя в историю. Но именно в этом их метафизическая скромность: они не требуют быть замеченными, но замечают другого. У Беньямина можно найти чувствительность к ауре — не к предмету как таковому, а к его уникальному, "здесь-и-сейчасному" бытию...
5 месяцев назад
Равновесие и власть без лица. Задачи
Основной задачей человеческой общности — по крайней мере той её зоны, где возможна осознанность — является организация текущей задачности. Мы поступаем в институт, решаем бытовые и профессиональные проблемы, планируем отпуск — и всё это составляет ткань повседневного функционирования. Но дело не только в эффективности: именно в действиях, в ритмическом решении задач, возможно проявление самой жизни сообщества. Оно живёт не в представлениях и пожеланиях, а в том, как реально распределяется внимание, силы и время...
6 месяцев назад
Субъект как позиция
Введение Каждый человек однажды сталкивается с осознанием: "я есть" — и одновременно с этим: "меня может не быть". Эта одновременность бытия и небытия, удерживаемая в сознании, и есть та парадоксальная точка, в которой возникает субъект. Мы живём среди людей, правил, норм, и все эти структуры похожи на работающий механизм, в который нас вставили, как чип в компьютер. Мы действуем по заданной программе, не всегда замечая это. Но иногда возникает сбой — человек вдруг начинает чувствовать, что что-то...
6 месяцев назад
Плодородие субъективности: быть пищей для чего-то большего
Мы конструируем бытийные состояния — как состояния красоты, осмысленности, восторга, боли, утраты. Это не просто дары мира — это наши внутренние конструкции, наш человеческий способ опыта. Человеческий горизонт — это не статичная данность, а динамическая сборка смыслов, непрерывный процесс включения в потоки и вибрации мира. 2️⃣ Прекурсоры: что заложено в нас как исходный код? Прекурсоры — это заданные потенциалы, некие предрасположенности, которые ждут активации. Это как семена, которые могут прорасти...
6 месяцев назад
Симулированные ритуалы как симулякры
По Жану Бодрийяру, симулякр — это не просто копия без оригинала, это то, что вытесняет реальность, замещая собой сам опыт реального. Симулированный ритуал — это и есть такой симулякр: он выглядит как переход, как инициация, он воспроизводит этапы, символику, даже эффекты (трансы, катарсисы, групповую динамику), но: Это как у Пелевина в «Фокус-группе»: свобода декларируется, но всё пространство уже закодировано под безошибочное потребление. И «принятие решения» лишь разыгрывает свободу, не активируя её...
6 месяцев назад
Ритуал и симулякр ритуала. Инициация или подделка ?
Проблема, которую мы затронули, связана с тем, что современный человек оказался во власти симулированных ритуалов. В социуме, в культуре, а порой и в психике, он вынужден имитировать участие в тех или иных ритуалах, которые, по сути, не ведут к реальной трансформации. Здесь мы сталкиваемся с глубокой иронией постмодерна, где даже ритуалы превращаются в симулякры, уводя нас от истинной инициации. Симулированные ритуалы — это способ компенсировать наше чувство тревоги, отсутствие смысла и направления...
6 месяцев назад
Тверца 2025: Инициация и псевдоинициация. Ответственность как форма сознательного присутствия субъекта
Пролог: Зона особого Человек всегда находится в пространстве линий напряжения — внутренних, внешних, ситуативных, исторических. Особенно остро это ощущается, когда ситуация обостряется: кризис, вызов, новая точка развития. В такие моменты возникает потребность в инициации — переходе, который бы оформил новый этап, дал рамку переживанию, помог бы собрать себя в событии, а не раствориться в потоке. Мы задаем вопросы: что мы переживаем, откуда это в нас, как нам быть? Эти вопросы очерчивают нашу субъективность:...
6 месяцев назад
Парадоксы Потери. Позиционный анализ переживания потери: от фиксации к субъектности.
Потеря, это всегда потеря чего то существенного и отражается это в частности в том что человек долгое время может это переживать в себе как тяжелое состояние. Но на что мы можем обратить внимание. Мы можем думать что мы жертва, если не людей и обстоятельств, то по крайней мере самого состояния потери. Хотя состояния потери не бывает, у потери может быть много переживаний, но бывает положение потери, и сопутствующие психологические состояния. Однако если в терапии мы будем работать с очевидной “слабостью потерявшего”, то у нас из поля зрения будет неизбежно выпадать второй момент...
6 месяцев назад
Иерархии и Мы
Иерархия — это фундаментальный способ организации человеческого общества, который структурирует взаимодействия, распределяет власть и определяет роли. Она присутствует во всех сферах жизни: от детско-родительских отношений до сложных корпоративных структур и национальных государств. Исторически иерархия выполняла функцию упорядочивания хаоса, создавая механизмы подчинения и управления...
6 месяцев назад