Найти в Дзене
"Страшный суд" Микеланджело Буонарроти. Выпуск 3
Разве можно объять необъятное? Разве можно постичь непостижимое? Разве можно достичь недосягаемое? В своих статьях мы лишь вскользь упомянули о величии живописи, ваянии и зодчестве великого Микеланджело (1475-1564). Поэтому скажем только, что гробницы Медичи во Флоренции с фигурами "Утра" и "Вечера", "Дня" и "Ночи" — столь же огромное по своему значению, как роспись Сикстинской капеллы, создание Микеланджело, повествующее в мраморе о судьбах мира и человека. И многое, многое другое... Однако позволим себе остановиться еще на некоторых значимых творениях великого мастера...
3 месяца назад
Титанический труд Микеланджело: потолок Сикстинской капеллы. Выпуск 2
Как подлинно великое произведение искусства — а более великого и не представишь себе, — эта роспись бесконечно широка и многообразна по своему идейному смыслу, так что люди самого различного склада ума, самых различных воззрений и духовных запросов испытывают при ее лицезрении благодатный трепет, как бы чувство признательности за свое собственное в ней утверждение. Ибо над ними, на этом потолке, подлинно прокатываются вал за валом гигантские волны человеческой жизни, всей нашей судьбы, и потому каждый человек вправе узреть в них частицу самого себя...
142 читали · 3 месяца назад
Потолок Сикстинской капеллы. Выпуск 1
В отличие от художников предыдущего века, художники чинквеченто были приобщены к высшему, патрицианскому кругу. Мы это наблюдали на примере Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) и Рафаэля (1483-1520 гг.). Светские и духовные властители нуждались в искусстве, которое бы прославляла их деяния. Они привлекали к себе на службу знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов. Папа Юлий II (1443-1513 гг.) вызвал Микеланджело (1475-1564 гг.) в Рим, чтобы поручить ему грандиозное задание. Этот суровый и упрямый...
4 месяца назад
Пафос разрушения величайшего рисовальщика Пиранези
"Пиранези был последним явлением художественного гения Рима. Он появился как раз в ту минуту, когда на земле Рима прекратилось многовековое сотрудничество искусства и природы" (П. Муратов) Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) занимает особое место в европейской культуре ХVIII века, противопоставляя себя фривольной легкости рококо, он стремился создать несуществующие стороны истории, оживляя их в картинах, подсказанных ему сознанием современного человека. По "мотивам Пиранези" создавались гравюры...
5 месяцев назад
"Тайная вечеря" Леонардо —живопись, обреченная на вечность
Около 1496 года Леонардо да Винчи (1452-1519) приступил к работе над своим величайшим художественным произведением, ставшим одним из шедевров мирового искусства, — картиной "Тайная вечеря". Герцог Людовико Моро (1452-1508) предложил Леонардо расписать одну из стен трапезной любимого герцогом монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Современники превозносили ее как самое великое творение Леонардо, потомки также воздали ей должное. Эта стена, на которой изображена "Тайная вечеря" устояла во время Второй мировой войны, тогда как соседние обрушились при бомбежке...
947 читали · 5 месяцев назад
Дерзкая и эпатажная живопись в трагической судьбе Караваджо
Караваджо (1573-1610), один из самых оригинальных и влиятельных итальянских художников Нового времени. Дерзкий новаторский дух его искусства, прорыв к не связанной никакими канонами реальности овеял этого мастера славой "первооткрывателя" и "бунтовщика", настоящего реформатора европейской живописи ХVII века. От рождения его назвали Микеланджело Меризи. Великое имя Караваджо, под которым мастер вошел в историю мирового искусства, обычно связывают с названием местечка в Ломбардии, где он родился. Некоторые...
269 читали · 5 месяцев назад
Великий скульптор Возрождения: Микеланджело и его "Давид"
Стоял солнечный, ясный день конца лета. Был канун большого народного праздника — сбора винограда. Микеланджело (1475-1564) задумчиво смотрел на его подготовку, покидая склад мрамора возле церкви Санта-Мария дель Фьоре. Он думал о том какой могучий образ можно изваять из огромной глыбы, в три человеческого роста. И чем больше он думал, тем яснее рисовался ему свободно и уверенно стоящий юноша-гигант со смело поднятой головой, с худощавым, гармонично сложенным телом. Статуя невиданных размеров, как живой образ радостной мощи, молодости, мужества...
5 месяцев назад
"Джоконда" — венец творчества великого живописца Леонардо
Леонардо шел неторопливой походкой, внимательно поглядывая по сторонам. Внезапно его внимание привлек мелодичный женский голос, прозвучавший откуда-то сверху. — Какой прекрасный день! Какое радостное солнце! Леонардо поднял голову. На балконе стояла женщина. Она не была красива, но как-то удивительно привлекательна. Черты лица ее были чрезвычайно гармоничны, а маленький рот был увенчан очаровательной улыбкой... В изумлении Леонардо остановился. Какое радостное восприятие мира было в лице этой неизвестной...
6 месяцев назад
Боттичелли: любимый художник Медичи и жертва судьбы
Сегодня трудно себе представить, как могло бы существовать мировое искусство без Сандро Боттичелли (1445-1510), подобно тому как литература без Шекспира (1564-1616). Александро ди Мариано Филипепи — так звучало настоящее имя художника, более известного под прозвищем Боттичелли — "бочоночек". Это ироничное прозвище скорее перешло к Сандро от брата Джованни, который был толстяком. Художник родился и почти всю жизнь прожил во Флоренции. В начале 1460-х гг. он поступил в мастерскую живописца Фра Филиппо Липпи (1406-1469), выйдя из которой в 1467 г...
102 читали · 6 месяцев назад
Великий "гений-сумасброд" и его "Пьета"
Из всех крупнейших представителей Возрождения Микеланджело наиболее последовательно, пламенно и безоговорочно верил в великие возможности, заложенные в человеке, верил в силу человеческого разума и гармонии личности. Всем своим искусством Микеланджело хочет нам показать, что самое красивое в природе — это человеческая фигура, более того, что вне красоты человеческой фигуры красоты вообще не существует. Вот, что пишет по этому поводу Вазари: "Человек, каким он должен быть! Такого человека Микеланджело не искал вокруг себя...
531 читали · 6 месяцев назад
Голову к ногам Юдифь
Великая венецианская живопись озарилась первыми лучами славы во вторую половину Кватроченто (1420-1500 гг.). Так вот известный художник этого периода Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (1477-1510 гг.), занимает совершенно особое место в истории изобразительного искусства. Он родился в Костельфранко, в конце восьмидесятых или начале девяностых годов XV в. приехал в Венецию. Свое прозвище Джорджоне (что значит "большой Джорджо"), по словам Вазари (1511-1574 гг.), он получил за "величие духа". Учился живописи Джорджоне, скорее всего, у знаменитого Джованни Биллини (1430-1516 гг...
6 месяцев назад
Философы против Бога: почему Данте не пустил их в рай?
"Он был безбольной скорбью порожден, Которою казалися объяты Толпы младенцев, и мужей, и жен". Данте Алигьери, "Божественная комедия". Лимб — одно из самых загадочных мест в представлениях о загробной жизни. Он не является ни раем, ни адом, ни чистилищем в традиционном смысле. Это место вечного ожидания, граница между спасением и проклятием, где нет физических страданий, но есть мучительная тоска по недоступному свету Бога. Но откуда возникло представление о Лимбе? Как он трансформировался от античных...
6 месяцев назад