Недавно я была в рабочей поездке в Липецке. Один из местных исследователей, с которым мы вместе изучали город, показал мне старую книгу — издание 1809 года. Ее потрёпанный, но добротный переплёт заставил меня задуматься об истории книжного оформления. Всё началось в Древнем Риме, где неудобные свитки уступили место кодексам — сшитым пергаментным листам. С ростом числа манускриптов в монастырях появилась необходимость в физической защите текстов. Переплеты делали из досок, обтянутых кожей, часто с застежками, а иногда — с металлическими уголками и декоративными накладками. В эпоху Каролингов и в готический период книги превратились в настоящие произведения искусства, украшенные золотом, эмалями и драгоценными камнями, с изображениями библейских сцен и святых. Их часто приковывали цепями к полкам или кафедрам, чтобы предотвратить кражи. Такие роскошные тома могли себе позволить только короли, монастыри и университеты. Изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом в XV веке сделало книги массовыми, породив целые школы переплётного искусства в Венеции и Лионе. Книги украшали тиснением, кожаными обложками и цветными форзацами. Век индустриализации приносит машинное производство переплетов. Бумага становится дешевле, и книга окончательно переселяется из монастырей и салонов в гостиные и детские. Переплет становится проще: картон, бумажные суперобложки, массовая штамповка. Одновременно начались эксперименты с графическим оформлением. Современные дизайнеры превращают переплёт в искусство: от конструктивизма Лисицкого до минимализма Phaidon - форма становится посланием. Некоторые примеры: — "1984" от Penguin — обложка, где название книги закрашено как акт цензуры. — Coralie Bickford-Smith - тканевые переплеты с золотым тиснением, которые хочется держать в руках дольше, чем читать. — Арт-буки, limited edition, книги с бетонной или деревянной обложкой — сегодня переплет снова может быть скульптурой.
5 месяцев назад