Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Невероятная гибридная сценография: что важнее - форма или содержание?
В XXI веке развернулся новый этап развития театральной сценографии, связанный с активным внедрением многомерных и поистине безграничных по своему потенциалу визуальных технологий. Современные театральные художники получили возможность создавать масштабные цифровые полотна, работать с цветом, светом и фактурой на недоступном ранее уровне, комбинировать статичные и движущиеся объекты любой сложности, создавать реальные природные и метеорологические условия на сцене, что открывает безграничные горизонты для сценографического творчества...
2 дня назад
Мое новое развлечение: нейросеть рисует философов в модных образах
Дорогие подписчики Дзена! Я уже неделю веду ТГ канал «ИФ: Искусство и философия»! Добро пожаловать, подписывайтесь! Он отличается по структуре и содержанию, в большей степени ориентирован на студентов и аспирантов, чтобы помочь им разобраться в сложных хитросплетениях философии, искусства, эстетики и культурологии, но и в целом на широкую аудиторию в целях популяризации гуманитарной науки и особенно философии! Могу сказать, что он дает больше возможностей для интерактива. В Дзене удобнее публиковать большие серьезные статьи, а в ТГ короткие сообщения, цитаты и прочее...
1 неделю назад
Женская и мужская логика: миф или реальность? Абсурд как принцип искусства и жизни
В массовой культуре давно сложился стереотип о том, что существует "женская" и "мужская" логика. Сразу хочу развенчать этот миф, поскольку логика в принципе беспола. Логическое мышление априорно для человеческого разума, то есть является врожденной способностью, основанной на причинно-следственной категории рассудка, как минимум. Другое дело: как и любую способность ее необходимо развивать. Если рассуждать логически, то логику следует противопоставить абсурду или иррационализму, что тоже свойственно человеческому мышлению...
119 читали · 1 месяц назад
Рок-культура - возрождение эстетики романтизма или Оззи Осборн - самый смешной "князь тьмы"
Я очень люблю рок-музыку, предпочитаю потяжелее, поэтому уход в мир иной в июле 2025 года одного из кумиров моей юности Оззи Осборна потряс меня до глубины души, посвящаю эту статью его памяти. Пишу эту заметку с точки зрения культуролога, знающего, что теме рок-культуры посвящено множество научных работ, например, мой приятель Сергей Дюкин, с которым мы учились вместе в аспирантуре на стыке тысячелетий, недавно защитил очень интересную докторскую диссертацию на тему "Рок в современной культуре: опыт антропологического анализа" (можно почитать здесь)...
170 читали · 1 месяц назад
Как написать научную статью, используя не искусственный интеллект, а свой собственный?
Парадоксально звучит, но это насущная проблема современного студента, аспиранта и преподавателя, от которых требуется обязательное написание определенного количества научных статей в год. Соблазн воспользоваться услугами нейросети велик, однако, на самом деле, ожидаемый результат оказывается совершенно неудовлетворительным, особенно в гуманитарных науках. Кажущаяся простота написания научных статей по определенному алгоритму приводит к иллюзии о том, что ИИ способен легко с этим справиться и заменить настоящего ученого-исследователя...
1 месяц назад
Почему странное существо из соли - это двойник прекрасной Партенопы в фильме Паоло Соррентино?
Эта статья для тех, кто уже посмотрел фильм Паоло Соррентино "Партенопа" 2024 года: здесь много спойлеров и главный - в названии и на обложке статьи! Творчество Паоло Соррентино относится к категории авторского кинематографа, что всегда предполагает независимое личностное высказывание художника и символическое кодирование, требующее размышлений и интерпретаций со стороны зрителя. Кроме того, каждый фильм итальянского режиссера - это гипертекст, наполненный перекрестными отсылками, как к творчеству других великих режиссеров, так и к своему собственному...
523 читали · 2 месяца назад
Сериалы «Черное зеркало» и «Разделение»: философия сознания в научной фантастике
Одним из парадоксов философского и в целом научного знания по сей день остается тайна человеческого сознания. Несмотря на успехи в области нейрофизиологии и исследований мозга, с одной стороны, и многовековой традиции философского рационализма, с другой, тем не менее абсолютного понимания того, каким образом работает человеческое сознание, до сих пор не существует, что приводит к его мифологизации на разных уровнях, в том числе и в научном дискурсе. Европейская метафизика от Платона и Аристотеля, Р...
2 месяца назад
Евгений Онегин: русская идея Достоевского, феминизм Чайковского и русофобия в экранизации Андреасяна
Недавно я познакомилась с новой экранизацией "Евгения Онегина", которую долгое время не решалась посмотреть, но все-таки стало любопытно составить собственное представление, к тому же отдельным триггером стал скандал, разразившийся вокруг режиссера фильма - Сарика Андреасяна. После его высказываний насчет авторского кино и Тарковского, конечно, было наивно ожидать от картины нечто особенное, судя по фильмографии автора, но все же хотелось лично удостовериться. Кроме того, я очень люблю Виктора Добронравова...
6 месяцев назад
Фильм "Субстанция" и балет Григоровича "Легенда о любви" - что общего по Лакану?
Нашумевший фильм 2024 года "Субстанция" демонстрирует жестокий мир киноиндустрии, где главная героиня в исполнении Деми Мур принимает экспериментальный препарат для возвращения молодости. Очевидно, что жанр так называемого "боди-хоррора" выбран режиссером неслучайно, - ведь страшные последствия вмешательства в природу и одержимость телом должны производить эффект жуткого. Тема актуальна в разных аспектах - здесь и проблема трансгуманизма, и биоэтики, и отчасти феминизма, что лежит на поверхности...
107 читали · 6 месяцев назад
Репост
6 месяцев назад
Миф о похищении Европы: современные интерпретации образа
Скульптура Сергея Мильченко "Европа и ее бык" сразу привлекла мое внимание, вызвав ассоциацию со статуей "Медуза с головой Персея" Лучано Гарбати (об этом читайте здесь). Визуализация мифа в традиционной культуре имела различные цели, в первую очередь идеологические, так как визуальная форма воспринимается легко массовым сознанием. Главной целью было транслировать определенную модель мироздания, в которой воля богов была священна и непререкаема. Кроме того, визуальный миф через символику служил сигналом разграничения «свое-чужое», «друг-враг», герменевтическим инструментом диалога культур...
11 месяцев назад
Символика и мифология смерти в разных культурах или зачем празднуют Хэллоуин
Вся атрибутика смерти, существующая с архаических времен - это всего лишь символизация экзистенциального страха и попытки его нейтрализовать через образы. Человек страшится смерти естественным образом, поэтому в народной культуре возник такой механизм - изображать ее, чтобы сублимировать страх. Любой абориген из Африки или Австралии объяснит вам, что черепа на его бусах отпугивают или обманывают смерть или врагов. Например, племя Симбу из центрального нагорья Папуа исполняет танец скелетов для устрашения вражеских племен...
110 читали · 11 месяцев назад