Найти в Дзене
Мифы и архетипы

Мифы и архетипы

О мифологическом и неомифологическом мышлении, использовании архетипов в искусстве
подборка · 19 материалов
403 читали · 1 месяц назад
Почему странное существо из соли - это двойник прекрасной Партенопы в фильме Паоло Соррентино?
Эта статья для тех, кто уже посмотрел фильм Паоло Соррентино "Партенопа" 2024 года: здесь много спойлеров и главный - в названии и на обложке статьи! Творчество Паоло Соррентино относится к категории авторского кинематографа, что всегда предполагает независимое личностное высказывание художника и символическое кодирование, требующее размышлений и интерпретаций со стороны зрителя. Кроме того, каждый фильм итальянского режиссера - это гипертекст, наполненный перекрестными отсылками, как к творчеству других великих режиссеров, так и к своему собственному...
Миф о похищении Европы: современные интерпретации образа
Скульптура Сергея Мильченко "Европа и ее бык" сразу привлекла мое внимание, вызвав ассоциацию со статуей "Медуза с головой Персея" Лучано Гарбати (об этом читайте здесь). Визуализация мифа в традиционной культуре имела различные цели, в первую очередь идеологические, так как визуальная форма воспринимается легко массовым сознанием. Главной целью было транслировать определенную модель мироздания, в которой воля богов была священна и непререкаема. Кроме того, визуальный миф через символику служил сигналом разграничения «свое-чужое», «друг-враг», герменевтическим инструментом диалога культур...
109 читали · 10 месяцев назад
Символика и мифология смерти в разных культурах или зачем празднуют Хэллоуин
Вся атрибутика смерти, существующая с архаических времен - это всего лишь символизация экзистенциального страха и попытки его нейтрализовать через образы. Человек страшится смерти естественным образом, поэтому в народной культуре возник такой механизм - изображать ее, чтобы сублимировать страх. Любой абориген из Африки или Австралии объяснит вам, что черепа на его бусах отпугивают или обманывают смерть или врагов. Например, племя Симбу из центрального нагорья Папуа исполняет танец скелетов для устрашения вражеских племен...
574 читали · 11 месяцев назад
Что означают мотивы пожирания и расчленения в мифологии: символизм или каннибализм?
Миф, с точки зрения культурологической теории, можно рассматривать в нескольких аспектах: 1. как исторический тип мышления, присущий архаической культуре, сравнимый с детским дологическим типом сознания, где доминирует бессознательное, в этом смысле, мифы - это собрание архетипов, то есть символов коллективного бессознательного; 2. как универсальную модель мировосприятия, обобщающую и систематизирующую в символических формах знания о мире и собственном Я; в этом смысле миф присущ человеческому...
152 читали · 11 месяцев назад
Мотив изнасилования в мифологии: культ плодородия или власть патриархата?
В мифологии довольно часто встречаются истории, связанные с насильственным овладением нимфами и царевнами, самые известные из которых: Европа, похищенная Зевсом; Дафна, пойманная Аполлоном; Персефона, украденная Аидом; Даная, оплодотворенная Зевсом в форме золотого дождя и множество других. Неужели боги были так непривлекательны, что никто не соглашался согрешить с ними по собственной воле, кроме их божественных жен? Или любовь греками понималась каким-то особым образом? А кроме того, почему это...
Новый взгляд на Воланда: гностический или постмодернистский персонаж?
Образ Воланда из знаменитого романа Михаила Булгакова интерпретировался множество раз и литературоведами, и историками, и философами, но хотелось бы еще раз определить его черты с культурологической точки зрения, а именно понять, как именно христианский образ деконструирован авторской интерпретацией, что делает его уже не модернистским, а постмодернистским персонажем, есть ли в нем гностические элементы и полемика с русской религиозной философией? Представление о дьяволе претерпело множество трансформаций...