Найти в Дзене
Главным блюдом на корякском празднике является толкуша.
Здравствуйте. И вот, что интересного я решил написать и поделиться с вами. И так читайте 👇 🥣 Главным блюдом на корякском празднике «Хололо» (в Тигильском районе «Олололо») является толкуша. Компоненты для приготовления толкуши заготавливаются летом и осенью. Самый трудоемкий процесс это заготовка мякоти иван-чая. Для этого необходимо выбрать мясистые стволы иван-чая, очистить от листьев. Сделать надрез вдоль стебля, вскрыть и специальной ложкой соскрести мякоть, высушить ее. Толкуша бывает белая и темная...
1 год назад
🐻 Культ медведя у коренных народов. Медведь – ключевой персонаж в мифологии почти всех коренных жителей российской Арктики и Дальнего Востока – от саамов до эскимосов. У одних народов он демиург, у других – далекий предок человека, а у кого-то – старший брат и хозяин тайги. Культ медведя распространен с древности и связан с архаичными верованиями. Медведь у эвенов имел особое сакральное значение, они считали его первопредком или состоящим с ними в кровном родстве. У эвенов бытовались обычаи, касающиеся медведя, которые обязательно выполнялись при его случайной добыче или по необходимости, имевшие свои особенности, в частности у эвенов, населяющих Якутию. Они наделяли медведя сверхъестественной способностью слышать все, что о нем говорят. Эвены, считая медведя своим дальним родичем, специально на него не охотились. Эвены, подобно многим другим народам, не называют медведя по имени, упоминая о нем в разговорах лишь иносказательно: например «дядя», «кабалан» (гремящий). Особое отношение у коряков было к медведю, которого они считали двоюродным братом человека. После охоты на медведя устраивали большой религиозный праздник. До настоящего времени в беседах с коренными жителями Камчатки можно услышать об особых связях человека и медведя. Неслучайно до наших дней дошли запреты на произнесение в лесу, тундре слова «медведь»: вместо него этого употребляют табуирующую лексику: так, например, медведя часто называют дедушка. В культуре ительменов и коряков культ медведя воплотился в разных формах, но все они указывают на тайную связь промыслового зверя и человека. Особенно интересны в этом плане, на наш взгляд, мифологические сказки о брачных союзах дочерей Кутха (Куйкынняку) и медведя, которые при интерпретации обнаруживают тесную связь с обрядами и могут быть поняты лишь в широком контексте народной культуры. Отношение к медведю как священному животному, наделенному сходством с человеком и находящемуся с ним в родстве, сохраняется во многом до настоящего времени. В фольклоре народов коми и ханты медведя называют лесным человеком, или хозяином леса. Считается, что он понимает любой человеческий язык. Поэтому на охоте принято просить у животного прощения. Человеком, превратившимся в животное, считали медведя и селькупы. А для нганасанских шаманов медведь был проводником в потусторонний мир. У разных групп эвенков медведь считался первым обитателем земли, прародителем эвенкийского народа и даже создателем мира: эвенкийские мифы сообщают, что домашние олени появились из шерсти медведя; он же сделал бурундука полосатым, карася – плоским, кедровку – ненасытной и т. д. Так же у многих народов отмечался МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК — один из важнейших культов дальневосточных этносов. Он имеет длительную историю и потому неразрывно связан с духовной культурой коренных малочисленных народов. Но об этом в следующей публикации 🙂 Подписаться ✍️ https://nuum.ru/channel/ded5858
1 год назад
🥴 Зачем гримасничали ительмены? На ительменском празднике «Алхалалалай» очищению подвергалось все, начиная от места селения и заканчивая самими людьми. До сих пор на празднике ительмены изгоняют злых духов, изображая страшные гримасы на лицах, и кричат во всю мощь, да так по-дикому, что все злые духи улетают прочь от их жилища. Злые духи у ительменов звались «Кана». Живут эти духи под землей или в пустынных местах, способны проникать в людские жилища через дымовое отверстие, забираться в очаг с левой стороны, похищать души людей, насылать болезни и даже смерть. Обряд «изгнания злых духов» проводили женщины и девушки. Они выбегали из разных углов держа в руках ТОНШИЧИ (пучки травы), страшно гримасничая и крича: - «Алулу» (после выкрика мужчин слова «Алхалалалай»), оглядываются по сторонам, отпугивая злых духов. Затем от «бессилия» падали одна за другой все на землю, притворяясь мертвыми. После чего старики направляются к девушкам и поднимают их, нашептывая и пробуждая их (отшептывая). Девушки по очереди поднимались и оглядывались по сторонам, тем самым проверяя, всех ли духов изгнали.   Отшептанные женщины много кричали и плакали как будто от тягости. Алхалалалай — это древний обрядовый ительменский календарный праздник возрожденный в 1988 году в селе Ковран, Тигильского района знаменующий собой завершение хозяйственного цикла. Основой и смыслом всех действий служит – благодарение природе и очищения от грехов. Хотя ительмены и уверены, что они не могут погрешить против бога, у них все же так много грехов, что они вызывают в них чувство страха. Рассказами о своих прегрешениях русские и ныне крещеные ительмены забавляются в такой же мере на Камчатке, как и в других местах. Грехом ительмены считают вообще всякое нарушение запрета предков. Такой грех ведет к несчастью. Так как у них существует множество суеверий, которые приводит Георг Стеллер в своем описании в 18 веке о камчатских грехах или их заповедях и запретах:    1) Грех — купаться в горячих источниках и даже близко подходить к ним, потому что духи камулы занимаются там варкою своей пищи.    2) Грех — соскребать снег с обуви ножами вне жилища, так как это вызывает буйные ветры.    3) Грех — босыми зимою выходить из жилища: это также вызывает ветры. Hoc ventrum, sed inventra (это от ветров, но желудочных).    4) Грех - накалывать уголек на нож и этим зажигать табак; уголек следует брать голыми руками.    5) Когда муж уходит на промысел, жена не должна убирать жилье или шить: этим она заметает след зверя.    6) Никогда не следует в одном котле одновременно варить рыбу и мясо или мясо сухопутных и морских животных: это противоестественно и плохо отражается на промысле, а у людей появляются на теле нарывы.    7) Грех - внести в юрту первую убитую или пойманную лисицу.    8) У первого пойманного морского бобра следует отрезать голову, иначе не добыть второго.    9) Большим грехом считается пение в момент внесения в жилище свежей собольей шкурки.    10) Если кому-нибудь из ительменов удается убить выдру, они едят ее мясо, хотя это считается грехом. Однако выдру нельзя приносить домой или класть на нарты: ее следует тащить по земле. Если кто-нибудь и начнет рассказывать, что ему удалось убить выдру, все в большом страхе выбегают из жилья, захватывая с собою все имущество, точь-в-точь, как если бы был пожар, и словно опасаясь большого несчастья. Шкуру с выдры нужно содрать в лесу и высушить. Если ее принесут домой, то ее следует вымазать слюною и рыбьею икрою, и при этом хорошенько, причем шкуру никогда не надо просто вешать, а надо всегда предварительно сунуть ее в мешок.    11) В пути нельзя точить ни нож, ни топор, иначе поднимается буря.    12) Промокшую зимою обувь нельзя насаживать на кол для просушки, пока не прилетят трясогузки14. После их прилета это уже не грех.    13) Если кто весной увидит первую трясогузку и окликнет ее, у того начнет шелушиться на ягодицах кожа.    14) Если кто ступает на след медведя, тот совершает очень большой грех и у того кожа начнет слезать со ступни. Подписаться
1 год назад
Всем доброго времени суток. И вот 👇 об этом я вам напишу. 🤪 О развлечениях ительменов.  В былые времена эти народности не знали ни торговли, ни займов, ни ссуд. Кто опасался, что у него кое-когда может оказаться в чем-нибудь нужда, отправлялся к лицу, пользующемуся его особым доверием, и предлагал ему свою дружбу взамен на дружеское к нему отношение. Весь секрет тут заключался в том, что они тем самым, в случае нужды, обязывались по мере сил служить и помогать друг другу. Когда такое предложение дружбы принималось благосклонно, явившийся за заключением дружбы звал своего друга к себе в юрту и удалял из нее всех членов своей семьи. Затем оба ительмена раздевались донага, так что только половые органы их оставались прикрытыми футлярами, и хозяин так жарко натапливал свое жилище, что едва можно было терпеть жару, причем он варил в изобилии пищу, закрывал затем плотно жилье со всех сторон и приступал к угощению своего друга, который должен был съесть столько, сколько было угодно хозяину; когда же гость был не в силах больше есть и успел наблевать вокруг себя столько, что нельзя было поверить, что это мог изрыгнуть один человек, хозяин все еще продолжал угощать его, а затем лил воду на раскаленные камни, так что гостю становилось уже невмоготу вынести все это. Тогда хозяин выходил во двор и по усмотрению своему охлаждался, гость же в качестве первого доказательства своей дружбы должен был все еще жрать и потеть. Когда он уже был более не в силах выдержать это, хозяин вступал с гостем в переговоры насчет выкупа. Гость приказывал хозяину взять себе его собак, платье, нарты и все, что он найдет у него, и когда все это было наконец забрано, хозяин открывал все отверстия и дымоходы, так что его друг мог снова прийти в себя; в свою очередь хозяин преподносил ему подарки, но гораздо хуже полученных: плохих собак, ветхое, поношенное платье и т. п. Таким образом, договор о дружбе считался состоявшимся. Когда же приятель в свою очередь являлся в гости к своему другу, ему приходилось выдержать такую же точно баню и подвергнуться такому же угощению. После этого в случае нужды один брал у другого все необходимое без отдачи.    С ворами или обманщиками ительмены отнюдь не заключали дружбы, считая таких людей очень несчастными, и поэтому в случае нужды им негде было ничего достать и приходилось погибать. | Подписаться
1 год назад
И только я и мой канал 👇 будет 🔥 рассказывать о Камчатке 🤪 О развлечениях ительменов.  В былые времена эти народности не знали ни торговли, ни займов, ни ссуд. Кто опасался, что у него кое-когда может оказаться в чем-нибудь нужда, отправлялся к лицу, пользующемуся его особым доверием, и предлагал ему свою дружбу взамен на дружеское к нему отношение. Весь секрет тут заключался в том, что они тем самым, в случае нужды, обязывались по мере сил служить и помогать друг другу. Когда такое предложение дружбы принималось благосклонно, явившийся за заключением дружбы звал своего друга к себе в юрту и удалял из нее всех членов своей семьи. Затем оба ительмена раздевались донага, так что только половые органы их оставались прикрытыми футлярами, и хозяин так жарко натапливал свое жилище, что едва можно было терпеть жару, причем он варил в изобилии пищу, закрывал затем плотно жилье со всех сторон и приступал к угощению своего друга, который должен был съесть столько, сколько было угодно хозяину; когда же гость был не в силах больше есть и успел наблевать вокруг себя столько, что нельзя было поверить, что это мог изрыгнуть один человек, хозяин все еще продолжал угощать его, а затем лил воду на раскаленные камни, так что гостю становилось уже невмоготу вынести все это. Тогда хозяин выходил во двор и по усмотрению своему охлаждался, гость же в качестве первого доказательства своей дружбы должен был все еще жрать и потеть. Когда он уже был более не в силах выдержать это, хозяин вступал с гостем в переговоры насчет выкупа. Гость приказывал хозяину взять себе его собак, платье, нарты и все, что он найдет у него, и когда все это было наконец забрано, хозяин открывал все отверстия и дымоходы, так что его друг мог снова прийти в себя; в свою очередь хозяин преподносил ему подарки, но гораздо хуже полученных: плохих собак, ветхое, поношенное платье и т. п. Таким образом, договор о дружбе считался состоявшимся. Когда же приятель в свою очередь являлся в гости к своему другу, ему приходилось выдержать такую же точно баню и подвергнуться такому же угощению. После этого в случае нужды один брал у другого все необходимое без отдачи.    С ворами или обманщиками ительмены отнюдь не заключали дружбы, считая таких людей очень несчастными, и поэтому в случае нужды им негде было ничего достать и приходилось погибать. Георг Стеллер «Описание земли Камчатки». Подписаться #ales6565 Так же жду вас 😍 на программе NUUM .
1 год назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала