Найти в Дзене
Абай и Сент-Экзюпери. Великая степь и Европейская цивилизация. Сороковое слово
Риторические вопросы Абая. Кто ответит на мои вопросы? 1. Почему у нас, казахов, мертвые удостаиваются похвалы, а о живых ходит лишь недобрая молва? Автор. Ещё Хилон из Спарты (VI в. до н. э.) произнес: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Некие «мудрецы» внесли поправку, и фраза приобрела нейтральный оттенок: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего». Умерший ушел в небытие, он уже состоялся как человек совершенный – он уже не меняется, а значит, о нем можно говорить как о чем-то неизменном, состоявшемся. А вот живой человек живет, меняется и каждый его поступок, каждое слово в быту подвергается обсуждению или осуждению...
4 месяца назад
Абай и Сент-Экзюпери. Великая степь и Европейская цивилизация. Тридцать седьмое слово
23 назидания-афоризма Абая. Салтыков-Щедрин: «Если я усну, и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит на Руси, я отвечу: пьют и воруют». Автор. А что бы сказал Абай, проснись он в 2025 году? 1.Достоинство человека определяется его подхо­дом к делу, а не завершением. Сент-Экзюпери: «Племена, что довольствуются чужими сказаниями, едят чужой хлеб и нанимают за деньги архитекторов, желая построить себе город, достойны презрения. Я называю их стоячим болотом. И не вижу над ними золотящегося ореола пылинок, поднимающихся при молотьбе» (Цитадель, гл.8/44). «Но в радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился, - так уж он устроен» (Ц...
4 месяца назад
Абай и Сент-Экзюпери. Великая степь и Европейская цивилизация. Двадцать пятое слово
О пользе просвещения. Ода русскому языку, науке и культуре. Абай вновь в роли теиста-диалектика? Обучать детей хорошо, но, чтобы они служили сво­ему народу, надо учить их родному языку. На нашей земле это становится почти невозможным. Сейчас люди стараются сперва разбогатеть, а потом дать об­разование детям непременно на арабском и персидс­ком языках. Голодному человеку нелегко сохранять благора­зумие и честь, еще труднее сохранить постоянное стремление к наукам. Бедность и, как следствие, вражда с родичами часто приводят человека к беде: он втягивается в воровство, прибегает к насилию и коварству, привыкает к плутовству...
4 месяца назад
Абай и Сент-Экзюпери. Великая степь и Европейская цивилизация. Семнадцатое слово
Спор Силы, Разума и Сердца. Итог спора. xmlns:w="urn:schemas-microsoft-com:office:word" xmlns:m="http://schemas.microsoft.com/office/2004/12/omml" xmlns="http://www.w3.org/TR/REC-html40"> Сила, Разум и Сердце поспорили, кто из них нуж­нее человеку. Убедившись, что не могут прийти к согласию, они обратились за помощью к Знанию. - Послушай, Знание!- сказала Сила.- Ты ведь знаешь, что без упорного труда нельзя добиться ни мастерства, ни достатка. Только я оберегаю от легкомыслия, от позора мелочных, не достойных человека поступков, от стремления к легкой на­живе. Лишь я не даю им падать духом, возвращаю их на верный путь, когда они даже средь белого дня умудряются сбиваться с него...
4 месяца назад
Абай и Сент-Экзюпери. Великая степь и Европейская цивилизация. Девятое слово
О любви и «неприязни» к своему народу. Итог – люблю! По роду своему казах, странно отношусь я к свое­му народу. Не пойму, питаю к нему неприязнь или люблю? Если б любил, то без малейшего сомнения одобрял бы его поступки и среди всех черт нашел хоть одну, достойную похвалы. Сердце бы мое утешилось, и душа бы возрадовалась. Моя любовь не давала бы погаснуть вере, будто мои соплеменники обладают качествами, присущими незаурядному народу. Но нет у меня этой веры. А если бы не любил, то не разговаривал бы с со­родичами, не советовался, не доверял бы им свои сокровенные мысли. Просто не мог бы общаться с ними, и не было бы мне дела до того, что среди них происходит...
6 месяцев назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала