Найти в Дзене
Абай и Сент-Экзюпери. Великая степь и Европейская цивилизация. Сороковое слово
Риторические вопросы Абая. Кто ответит на мои вопросы? 1. Почему у нас, казахов, мертвые удостаиваются похвалы, а о живых ходит лишь недобрая молва? Автор. Ещё Хилон из Спарты (VI в. до н. э.) произнес: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Некие «мудрецы» внесли поправку, и фраза приобрела нейтральный оттенок: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего». Умерший ушел в небытие, он уже состоялся как человек совершенный – он уже не меняется, а значит, о нем можно говорить как о чем-то неизменном, состоявшемся. А вот живой человек живет, меняется и каждый его поступок, каждое слово в быту подвергается обсуждению или осуждению...
2 недели назад
Абай и Сент-Экзюпери. Великая степь и Европейская цивилизация. Тридцать седьмое слово
23 назидания-афоризма Абая. Салтыков-Щедрин: «Если я усну, и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит на Руси, я отвечу: пьют и воруют». Автор. А что бы сказал Абай, проснись он в 2025 году? 1.Достоинство человека определяется его подхо­дом к делу, а не завершением. Сент-Экзюпери: «Племена, что довольствуются чужими сказаниями, едят чужой хлеб и нанимают за деньги архитекторов, желая построить себе город, достойны презрения. Я называю их стоячим болотом. И не вижу над ними золотящегося ореола пылинок, поднимающихся при молотьбе» (Цитадель, гл.8/44). «Но в радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился, - так уж он устроен» (Ц...
2 недели назад
Абай и Сент-Экзюпери. Великая степь и Европейская цивилизация. Двадцать пятое слово
О пользе просвещения. Ода русскому языку, науке и культуре. Абай вновь в роли теиста-диалектика? Обучать детей хорошо, но, чтобы они служили сво­ему народу, надо учить их родному языку. На нашей земле это становится почти невозможным. Сейчас люди стараются сперва разбогатеть, а потом дать об­разование детям непременно на арабском и персидс­ком языках. Голодному человеку нелегко сохранять благора­зумие и честь, еще труднее сохранить постоянное стремление к наукам. Бедность и, как следствие, вражда с родичами часто приводят человека к беде: он втягивается в воровство, прибегает к насилию и коварству, привыкает к плутовству...
2 недели назад
Абай и Сент-Экзюпери. Великая степь и Европейская цивилизация. Семнадцатое слово
Спор Силы, Разума и Сердца. Итог спора. xmlns:w="urn:schemas-microsoft-com:office:word" xmlns:m="http://schemas.microsoft.com/office/2004/12/omml" xmlns="http://www.w3.org/TR/REC-html40"> Сила, Разум и Сердце поспорили, кто из них нуж­нее человеку. Убедившись, что не могут прийти к согласию, они обратились за помощью к Знанию. - Послушай, Знание!- сказала Сила.- Ты ведь знаешь, что без упорного труда нельзя добиться ни мастерства, ни достатка. Только я оберегаю от легкомыслия, от позора мелочных, не достойных человека поступков, от стремления к легкой на­живе. Лишь я не даю им падать духом, возвращаю их на верный путь, когда они даже средь белого дня умудряются сбиваться с него...
2 недели назад
Абай и Сент-Экзюпери. Великая степь и Европейская цивилизация. Девятое слово
О любви и «неприязни» к своему народу. Итог – люблю! По роду своему казах, странно отношусь я к свое­му народу. Не пойму, питаю к нему неприязнь или люблю? Если б любил, то без малейшего сомнения одобрял бы его поступки и среди всех черт нашел хоть одну, достойную похвалы. Сердце бы мое утешилось, и душа бы возрадовалась. Моя любовь не давала бы погаснуть вере, будто мои соплеменники обладают качествами, присущими незаурядному народу. Но нет у меня этой веры. А если бы не любил, то не разговаривал бы с со­родичами, не советовался, не доверял бы им свои сокровенные мысли. Просто не мог бы общаться с ними, и не было бы мне дела до того, что среди них происходит...
2 месяца назад
Абай и Сент-Экзюпери. Великая степь и Европейская цивилизация. Первое слово
Анализ прожитого и поиски смысла жизни. Принятие решения. Хорошо ли я прожил до нынешнего дня, плохо ли, но пройдено немало. Всего было вдоволь в этой жиз­ни: и споров, и тягостных пересудов, и борьбы, и не­достойных ссор… Но вот, когда уже виден конец пути, когда обессилел и устал душой, я убеждаюсь в бес­плодности своих благих намерений, в суетности и бренности человеческой жизни.. И терзает мысль: чему же посвятить остаток дней своих? Чем заняться? Попытаться облегчить страдания народа? Невоз­можно. Народ неуправляем. На это идет только тот, кому судьбой уготованы людская неблагодарность и проклятия, или молодежь, чье сердце горячо и не изведало еще горечи поражений...
2 месяца назад
Абай и Сент-Экзюпери. Великая степь и Европейская цивилизация. Пролог
С главным философским трудом Абая я познакомился в далеком 1971 году (книга «Слова назидания» в переводе талантливого переводчика Сатимжана Санбаева), а с главным книгой «Цитадель» Антуана де Сент-Экзюпери – в 1994 году (книга в замечательном переводе Марианны Кожевниковой вышла в свет в 1994 году в издательстве «Согласие» в Москве). Оба философа этико-нравственники. Обоих беспокоит судьба своего народа и человечества именно в нравственно-этическом аспекте. О чём книга «Слова назидания»? Обо всём сразу. О жизни, о казахском народе: о его достоинствах и пороках, об Исламе, об особенностях менталитета казахов, об отношении к детям, властям, о любви…...
2 месяца назад
Сент-Экс о правителях и власти. Эссе-8. Слова назидания правителю
1) "Хоть человеческая жизнь дороже всего на свете, мы всегда поступаем так, словно в мире существует нечто ещё более ценное, чем человеческая жизнь…. Но что?" (Ночной полёт, 155»). Не отвечает ли автор на этот вопрос рисуя образ перуанского храма в своих ночных грезах: «Перед лицом человеческих страданий вождь древних народов, вероятно, не чувствовал никакой жалости; но он ощущал безграничную жалость перед лицом человеческой смерти…. Не смерти отдельных людей – он жалел весь род человеческий, чья участь – исчезнуть под океанами песка. И он побуждал свой народ воздвигать хотя бы камни, перед которыми пустыня бессильна»?...
9 месяцев назад
Сент-Экс о правителях и власти. Эссе-7. О культуре
1. «Подолгу бродил я по лагерю и понял: не добротная  пища облагораживает царство - добротные потребности жителей и усердие их в трудах. Не получая, а  отдавая, обретаешь благородство. Благородны  ремесленники, о  которых  я говорил, они не  пожалели  себя, трудясь денно и нощно, и получили  взамен вечность, избавившись от страха смерти. Благородны воины: пролив кровь, они стали опорой  царства и уже не умрут. Но не облагородишься,  покупая себе самые прекрасные  вещи у лавочников и любуясь всю жизнь только безупречным. Облагораживает творчество. Я видел вырождающиеся  народы: они не пишут стихов, они их читают, пока рабы обрабатывают для них землю...
9 месяцев назад
Сент-Экс о правителях и власти. Эссе-6. Преемственность поколений
1) Я смотрел на свой народ и думал: никто теперь не тратит свою жизнь на дело своих рук, нет наследия, которое неизменным передавало бы одно поколение другому, время теперь течет бесплодно, словно песок. … Нужен ларец, чтобы хранить их наследство. Нужна повозка, чтобы везти его с собой. Я чту то, что долговременней человека. Я хочу сберечь смысл потраченной жизни. Хочу выковать дарохранительницу, которой люди могли бы доверить все, что в них есть. … И я понял: прежде всего нужно строить корабль, снаряжать караван, возводить храм - они долговечнее человека. Люди с радостью будут тратить себя на то, что драгоценнее их самих...
9 месяцев назад
Сент-Экс о правителях и власти. Эссе-5. Прошлое – настоящее - будущее
Прошлое. 1) Размышления о прошлом и настоящем: «Я спросил: "Не стыдно ли вам своей ненависти, гнева, распрь, ссор? Не сжимайте кулаков из-за пролитой вчера крови, благодаря ей в вас родилось что-то новое, ребенок рассасывает до кровавых трещин материнскую грудь, бабочка платит за крылья обломками куколки. Чем вы обогатитесь, ратуя за вчерашний день? Он отошел, нет в нем ни истины, ни подлинности. Опыт учит меня, что палач и жертва - любовники первого кровавого часа любви. Плод будущего рождается от них обоих. И плод этот значимей тех, кто его породил. В нем они примиряются друг с другом до того дня, когда новое поколение проживет свой кровавый час любви» (гл...
9 месяцев назад
Сент-Экс о правителях и власти. Эссе-4. Продолжение 1. Война и её смысл. Победа
1) Подъем сопутствует только победе. Победа цементирует, победа строит. И каждый, не щадя сил, носит камни для ее здания. А поражение погружает людей в атмосферу растерянности, уныния, а главное - бессмыслицы. Потому что прежде всего они просто бессмысленны, эти наши задания. С каждым  днем все более бессмысленны. Все более губительны и все более бессмысленны. У тех, кто отдает приказы, нет иного средства задержать лавину, как только бросить на стол свои последние козыри. (Военный летчик, 301). 2) Но  война -  не настоящий подвиг, война - это суррогат подвига. В основе подвига – богатство связей, которые он  создает, задачи, которые он ставит, свершения, к которым побуждает...
9 месяцев назад