Найти в Дзене
Закреплено автором
Говорит и показывает сельская школа страны
ГОД УЧИТЕЛЯ И НАСТАВНИКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ? Как много за последний год - Год Учителя и Наставника было сказано хороших и пафосных слов об огромной роли учителя, важности его труда и вклада в развитие учеников! Всё это верно и правильно, но я, как руководитель проекта "Сельские школы РФ", в рамках которого создается уникальный ресурс знания о сельской школе - ЭНЦИКЛОПЕДИЯ сельских школ России, вижу, как мало сельская школа работает в этом направлении. Представление своих учителей, руководителей не стало важным делом для самой школы. У нас в проекте более 2 000 школ и только около 50 прислали материалы о выдающихся директорах xn--e1aaibaicee3abxecia6ipck.xn--p1ai/...378 и педагогах xn--e1aaibaicee3abxecia6ipck.xn--p1ai/...638 по представлению самой школой. Т.е, уважение как бы есть на словах, а на деле закрепить его не хотят, не могут, не стремятся. Хотя все размещение и публикация совершенно бесплатно. Я состою ВК в группах более 800 школ, часть из них периодически публикуют поздравление учителей, воспоминания о них и я стараюсь прокомментировать эти посты с предложением прислать материалы для размещения в ЭНЦИКЛОПЕДИИ об этом человеке. И только 3 раза откликнулись. Получается на словах ценим, а по факту - как то так... Часто на своих страницах ВК я публикую материалы об учителях и руководителях и видно, что лайков немного, а комментарии практически отсутствуют. Вот, к сожалению, одна из оценок важности учительского труда! Иногда думаешь, не прикрепить ли к этому фото изображение милого котика или добродушного щенка, что бы увеличить количество просмотров, лайков и комментов !? Давайте учиться говорить хорошие слова об учителе и отмечать заслуженных педагогов, где представляется такая возможность. Этот год - Год Учителя и Наставника, объявленный президентом, формально заканчивается, но я надеюсь, что он не заканчивается для школ. Вектор задан - подъем престижа и значимости учительской профессии! И это не только про деньги...
1 год назад
Пора определить роль и место Сельской Школы для сбережения села и развития страны!
В дни празднования 95-летия Университета Вернадского в Обществе "Знание" был проведен Всероссийский научно-образовательный Форум " Будущее сельских территорий: подготовка кадров, научные исследования, просветительская деятельность". Я участвовал в работе группы, которая рассматривала оценку деятельности сельских школ. Коллеги высказали ряд хороших и интересных предложений, которые, по их мнению, будут способствовать развитию образовательных организаций и закреплению части молодежи на селе. Так...
1 неделю назад
25-26 сентября участвовал в работе Всероссийского форума сторонников партии "Единая Россия". Мероприятие стало по-настоящему событийным, организаторы сумели создать и яркую торжественную атмосферу и полезный содержательный диалог по разным аспектам развития нашей страны. Второй раз участвую в Форуме и вижу, как он набирает обороты и становится интересной и содержательной площадкой по развитию НКО. Можно выдвигать много различных полезных инициатив, но важно научиться их реализовывать. И здесь внимание партии "Единая Россия" и института сторонников партии к некоммерческому сектору является верным и правильным решением. Действительно, за последнее десятилетие сектор НКО получил мощную ресурсную поддержку от Президента РФ, от органов государственной и законодательной власти федерального и регионального уровней. Но в тоже время, действующая практика выявила немало существующих проблем в развитии поддержки НКО. Хочется вынести благодарность председателю Центрального совета сторонников "Единой России", депутату Государственной Думы Ольге Николаевне Занко за ее системную вдумчивую работу с НКО и формирование различных мер поддержки на федеральном и региональном уровнях, налаживание конструктивных связей некоммерческих организаций с региональными отделениями партии "Единая Россия". Действительно, на региональном уровне необходимо налаживать эффективность связей между некоммерческим сектором и партией в интересах развития гражданского общества, решений вроде бы, подчас незаметных, но очень важных для некоторых категорий нашего общества. Сторонники "Единой России" через масштабирование деятельности, развитие мер поддержки, снижение административной нагрузки окажут всестороннюю поддержку НКО. Это отражено в принятой резолюции Форума. Мне удалось выступить на одном из заседаний, говорил о важности развития школьного сада-огорода, оснащении соответствующими инструментами школы для организации этой интересной образовательно-воспитательной практики. Мы много говорим о новых информационных технологиях и ИИ, как они изменят нашу жизнь, но, подчас забываем ол том, что нужно развивать и современную инфраструктуру ручного труда в школах. И это вовсе не анахронизм! Многие процессы в наших школах совершаются, все-таки, людьми, а не искусственным интеллектом. Очень важно, что бы школьники и педагоги реализовывали свою трудовую деятельность в удобных классах и теплицах, работали удобными безопасными инструментами. И это, кстати, целое поле заказов для нашего отечественного бизнеса, где школы и НКО совместно могут сформировать этот заказ, а партия - поддержать его через различные программы, которые будут полезны как образовательным организациям, НКО, так и производителям. Надеюсь, что тема развития школьного огорода-сада станет серьезным вектором развития сельских территорий по разным направлениям. Наш проект "Сельские школы РФ" и фонд "Институт воспитания строителей страны", оператор проекта, будет системно рассказывать о положительных примерах такой деятельности.
2 недели назад
22 сентября в Общественной Палате РФ фонд "Будущие лидеры" и организаторы проекта "КОД" и "ПАЗЛ" пригласили сотрудников сельских школ и детских домов из различных регионов нашей страны для награждения благодарственными письмами. Коллеги были отмечены за активное участие ребят из этих образовательных организаций в проектах. Организаторы создали хорошую дружественную атмосферу на мероприятии, взяв на себя большую часть затрат по приезду и возвращению коллег домой, организовав отличное угощение для участников. В выступлениях основателя фонда "Будущие лидеры" Артема Геннадьевича Шейнина, члена Совета Федерации, прозвучало, что проекты "ПАЗЛ" и "КОД" важны для фонда, так как обращены к детям, которым в силу географических причин проживания и социальных факторов, гораздо меньше возможностей для получения знаний о новых информационных технологиях. Заместитель аппарата НОСТРОЯ, Любимого Михаила Валерьевича, лично поддерживающего проекты, была дана высокая оценка как и организаторам, так и участникам, воспитанникам детских домов и учащимся сельских школ за создание, по-настоящему рабочей и творческой атмосферы в проекте. Внимательно слушали участники выступление основателя проектов "ПАЗЛ" и "КОД" Загускина Никиты Николаевича, который видит в этих проектах важность развития IT в стране. От Общественной Палаты РФ гостей приветствовал Гриб Владислав Валерьевич, заместитель секретаря ОП РФ. Наш проект "Сельские школы РФ" активно поддерживает усилия организаторов проектов "ПАЗЛ" и "КОД", мы считаем их деятельность эффективной и нужной и это очень сильно расширяет поле возможностей как и для детей детских домов и сельских школ, так и для управленческих и педагогических команд. На мероприятии коллеги рассказали две истории, когда дети, испытывающие проблемы в обучении, социализации, через эти проекты нашли эффективные ресурсы и возможности для своего развития, обрели для себя новых друзей в этих проектах, а главное - определили для себя уже профессиональную дорогу, по которой будут идти - IT- технологиям. Еще одно важное направление, которое реализуется через проекты "ПАЗЛ" и "КОД" - это эффективность дистантного образования, о котором много сейчас говорят и спорят. Практика работы организаторов проектов показывает, что дистантное образования для сельских школ - это нужно и полезно при правильной организации. Начался новый сезон проектов "ПАЗЛ" и "КОД". Ждем, что управленцы и педагоги из сельских школ и детских домов помогут своим школьникам и воспитанникам найти этот верный и нужный код для более интересной жизни vk.com/...rog.
1 месяц назад
На Дне сельской школы в Республике Коми. 28 августа 2025 года наш проект принял участие в уникальном празднике - Дне сельской школы в Республике Коми. Об этом празднике напишу позже поподробнее. А сегодня сфокусируюсь на секции, в которой я принял участие под темой "Современное образовательное пространство"- как условие для развития активности и сотрудничества обучающихся". Секция произвела хорошее впечатление и организацией и по настоящему рабочей обстановкой, которая создала Кирилюк Екатерина Васильевна, старший методист Республиканского института развития образования. Сразу высокую планку выступления задал Грекул Александр Анатольевич, директор ООШ ПСТ Ягкедж из Усть-Кулома. Яркое эмоциональное выступление с опорой на конкретные события и мероприятия. Впечатлило, что Александр Анатольевич отдал кабинет директора под создание переговорной комнаты, в которой школьники и учителя работают над созданием и обсуждением различных проектов. Вообще тема проектов была одной из основных на данной секции, тем более, что в республике она подкрепляется финансированием - инициативным бюджетированием. О целой серии проектов очень образно и ярко рассказала Святохо Мария Александровна, директор школы Усть-Уса из Усинска. Я бы отметил здесь очень системную работу школы в грантовых конкурса Лукойла. Детско-взрослое сообщество школы нашло в них мощный ресурс развития. Два выступления были посвящены "Точкам роста" и их возможностям в провинциальных школах. Об этом говорила Козлова Татьяна Сергеевна, директор СОШ № 42 из г. Воркуты и Михеев Антон Георгиевич, руководитель "Точки роста" из Пижемской СОШ. Очень интересно рассказа о возможностях школьной библиотеки, как эффективного информационного пространства Малюк Аида Владимировна, педагог-библиотекарь из СОШ села Визинга. Кстати, ее выступление еще раз напомнило мне, что в рамках Энциклопедии нужно создавать рубрику "Выдающиеся библиотекари" сельской школы. Закончилось секция выступлением Выкуевой Елены Александровны с мастер-классом по популяризации родного языка. Очень эмоционально и увлеченно. Тронуло! Еще раз убедился на этой секции, что многие сельские школы точно понимают создание современных образовательных пространств, что это не только новые цифровые технологии, украшения стен и школьных территорий. Это все элементы. Всё-таки, основное - это взаимодействие с различными партнерами, выход школы в различные среды, вовлечение учеников и учителей в активную социальную позицию хороших перемен. Что, на мой взгляд, не хватает сегодня современной сельской школе в этом векторе развития? Это всё-таки, серьезной федеральной поддержки на подобие созданных фондов президентских грантов для НКО и организаций культуры. Сельская школа так же нуждается в таком ресурсе, где через варианты соревнований и конкуренций с учетом количества учащихся будет поддержано большое число разнообразных проектов, способствующих утверждению сельской школы как одного из центров развития территории. Сельская школа Республики Коми на правильной дороге.
1 месяц назад
Областной педсовет в Ленинградской области. Давно не доводилось бывать на региональных педсоветах. А тут пришло приглашение от п Председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области В.И. Ребровой принять участие в работе этого крупного педагогического события. Для меня сельские школы Ленинградской области - терра инкогнито, т.к. Ленинградская область представлена в проекте очень слабо (всего 3 школы). И, конечно, я с признательностью принял приглашение. Появилась возможность и о проекте рассказать и сельские школы региона узнать получше. И знаете, остался очень доволен увиденным и услышанным. Интересный и содержательный доклад губернатора А.Ю. Дрозденко. Впечатлила динамика развития области, особенно в плане строительства новых и реконструкции имеющихся образовательных организаций. Полностью согласен с призывом губернатора - изменить подходы к оценке деятельности руководителей школ и колледжей с учетом ориентации на интересы экономики и социального сектора региона. Видно было, что Александр Юрьевич детально знаком и с достижениями, и с задачами в развитии образования и видит в системе огромное поле возможностей для изменений дел в Ленинградской области в лучшую сторону. Доклад-презентация Вероники Ивановны Ребровой не только показал достижения системы образования, но и отметил основные цели и задачи, которые предстоит решать региону в ближайшие годы. Особенно меня порадовало, что отдельную программу развития получила сельская школа. Пока не очень многие регионы это делают. В рамках реализации этого направления Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области вышел с предложением к нам о подписании соглашения. Вероника Ивановна и я подписали это соглашение и уверен, что оно привнесет много полезного в развитие сельской школы региона и нашего проекта "Сельские школы РФ". Отдельное соглашение о взаимодействии мы подписали так же с Комитетом образования Волосовского муниципального района. Интересным мне показался опыт Ассоциации новых школ Ленинградской области. С коллегами мы увлеченно проговорили о важности региональных и межрегиональных связей между школами. Для нас это новый опыт взаимодействия с образовательной системой целого региона. Надеюсь, что он будет успешным и полезным для сельских школ Ленинградской области и для нас. Конечно, мы ждем активного участия сельских школ Ленинградской области в рубриках Энциклопедии и ожидаем, что к 2026 году все сельские школы региона войдут в проект, пришлют исторические справки, расскажут о замечательных людях, работавших и работающих в сельских школах. Мы ждем от сельских школ Ленинградской области презентаций своего уникального опыта по развитию школьных музеев, представлению успешных партнерских связей с людьми и организациями. Сельские школы региона могут представить эффективные практики развития агродела, погружения школьников в различные профессии. Со своей стороны, мы, несомненно, пригласим к взаимодействию наших партнеров - Всероссийский конкурс "Моя страна-моя Россия", агрофирму СеДеК, Университет Вернадского (Балашиха), Национальный методсовет по технологическому образованию, проект КОД (С-Петербург), которые дадут хорошие дополнительные ресурсные возможности для развития сельских школ.
2 месяца назад
Для чего нужны агроклассы?
Сегодня очень много внимания к этой теме - рапортов, реляций, форумов и т.д. Минсельхоз России продвигает системные изменения в деятельности ряда сельских школ путем создания агроклассов, в организации которых участвуют регион, муниципалитет, школа, региональный агроВУЗ и сельхозпредприятие. Действительно, такая цепочка позволит быстро создать и запустить необходимую инфраструктуру в школах по вовлечению школьников в агродело. Модель нужная, полезная и своевременная. Некоторую уязвимость есть и она...
3 месяца назад
Репост
3 месяца назад
Давно мечтал побывать в музее, построенном в честь бывшего Председателя Правительства РФ Виктора Степановича Черномырдина на его малой родине, в селе Черный Отрог Оренбургской области. И вот 19 июня эта мечта осуществилась. Конечно, музей уникален - это огромные площади, множество экспозиций, рассказывающие о жизненном пути Виктора Степановича, родившегося в простой многодетной колхозной семье, принадлежащей казачьему сословию. Виктор Степанович постоянно проявлял заботу о своем селе, создавал ресурсные возможности для его развития и процветания. Строительство великолепной новой школы с двумя плавательными бассейнам по проекту, утвержденному им самим, строительство и функционирование музея, который рассказывает не только о Викторе Степановиче, но и о самом Оренбуржье, это уникальная форма развития сельского поселения благодарным уроженцем этой местности и выпускником своей школы. Но все ли задумки Виктора Степановича реализовались в полном объеме?! Стало ли новое здание школы местом удержания жителей села и молодежи и центром притяжения для людей из Оренбуржья и других регионов для проживания? Нет, в полной мере этого не произошло. Конечно, был бы музей в Оренбурге, недостатка в посетителях не было бы. Но и замечательность и проблема в том, что он находится достаточно далеко от областного центра. И поэтому эта удаленность, конечно, в разы снижает поток посетителей. Особенность этого музея в том, что он не государственный, а частный, поддерживается семьей Виктора Степановича, директор музей - сноха В.С. Черномырдина - Светлана Николаевна Черномырдина. Она любезно приняла меня и вместе с ее заместителем Павловой Ириной Викторовной мы проговорили более часа, как школьникам из разных регионов РФ побывать здесь. Мои собеседники с изрядной долей скепсиса отнеслись к предложению нашего проекта размещать школьников для ночлега и организации питания в здании школы. Предложения нашего проекта "Сельские школы РФ" - что бы здания школ стали центром событийного образовательного туризма, пока не находят поддержки у властей различного уровня. Но на самом деле, это самый простой и быстро решаемый вариант развития. И здесь не только музей получал бы дополнительные ресурсные возможности, но и школа, и местное сообщество получали бы дополнительные доходы. В этой теме были бы задействованы РЖД, транспортные перевозчики. Надеемся, что и.о. Губернатора Оренбургской области, Евгений Александрович Солнцев, рассмотрит наши предложения и создаст хороший прецедент по развитию школьного образовательного и событийного туризма.
3 месяца назад
Очередная поездка по сельским школам России - Челябинская область, Башкортостан, Оренбургская область. Улучшается облик давно построенных школьных зданий. В Оренбургской области посетил две школы новостройки, одна в Черном Отроге, другая - в поселке Река Дёма. В Черном Отроге школа, где учился бывший Председатель Правительства РФ Виктор Степанович Черномырдин. План строительства был им утвержден, а строительство шло и закончилось после его смерти. Школа, конечно фантастична! Просторные холлы, классы, есть два бассейна. Таких школ и в крупных городах раз, два и обчелся. Но задал вопрос - сокращается ли количество учеников в ней? Да, сокращается. Т.е., даже такая комфортная школа не может удержать людей от переезда в города. А в Дёминской школе, так же очень интересной и красивой идет приток учеников. И здесь население поселка складывается по другому алгоритму - сюда приезжают люди, которые хотят жить и работать в современной деревне, учить детей в сельской школе. Сегодня многое делается, что бы в селах и деревнях привести в порядок школьные здания, построены современные спортивные площадки, стадионы, даже появляются небольшие ледовые крытые арены и бассейны, создаются парки, прогулочные зоны. Но в большинстве случаев отток населения из сел и деревень все равно продолжается и нужен другой вектор педагогической и воспитательной деятельности сельских школ, который позволит части молодежи увидеть свою жизнь и работу, свою будущую семью на своей малой родине. Сегодняшний старый вектор учета учебных достижений не соответствует новым реалиям и вызовам перед страной. Не стобальниками надо гордиться директорам школ, руководителям муниципалитетов и регионов. А знать - сколько выпускников и сегодняшних учеников хотят остаться жить и работать в своем регионе и искать варианты - как увеличить их число.
4 месяца назад
НУЖНЫЙ "КОД" ДЛЯ УЧЕНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
С ноября 2024 года наш проект "Сельские школы РФ" начал сотрудничество с благотворительным проектом "КОД". Проект "КОД" на протяжении ряда лет работает со старшеклассниками из малых населенных пунктов России, стремящихся получить качественные знания в области информационных технологий. КОД – это бесплатный образовательный онлайн-проект для школьников 8-11 классов и студентов колледжей от 14 до 17 лет из маленьких населенных пунктов России. На курсе организаторы проекта обучают таким направлениям...
4 месяца назад
Энциклопедия сельских школ России как ресурс сбережения и развития школы. Наш проект "Сельские школы РФ" мы начали развивать с раздела Энциклопедии. Когда мы с Дмитрием Васильевичем Григорьевым проговаривали цели и задачи проекта, то на первый план вышло создание и заполнение исторической справки школы. К сожалению, к этому разделу само школьное сообщество часто относится очень поверхностно. Администрации школ не видят в этом ценности и важности, а чаще считает, что это напрасная трата времени и сил, которые не приносят никакой отдачи. Это глубокое заблуждение. Постараюсь обосновать это рядом довыдов. В рамках создания Энциклопедии сельских школ РФ Д.В. Григорьев создал формат исторической справки, который сотрудники школы заполняют самостоятельно. Это формат достаточно обширен и позволяет рассказать и о материально-техническом состоянии школы прошлого и сегодняшнего дня, о школьных традициях, о руководителях школы и педагогах прошлого и настоящего, достижениях школы и о людях, помогавших и помогающих ей финансово и материально. За несколько десятков лет, начиная с 1970-годов прошлого столетия в России закрылось несколько десятков сельских школ. Закрылись фактически или как юридические лица, став филиалами или структурными подразделениями. Это закрытие было связано и с объективными причинами ( в большинстве стран мира происходит отток населения из села в город, не избежала этого и наша страна), но есть и немало субъективных факторов, когда власти способствовали закрытию или филиализации школы по экономическим соображениям. К сожалению, у нас часто на первый взгляд считаются убытки, а не видится прибыли от существования школы. Потому что школа - это, по-сути, градообразующее предприятие для села и деревни, через существование которого получает финансовых доход достаточно большое количество жителей. Благодаря этому доходу поддерживается развитие малого бизнеса - магазинов и иных форм экономики в деревне и на селе. Мы много говорим сегодня о сохранении традиционных ценностей в жизни нашей страны, так сохранение традиционного сельского уклада не является ли сохранением этих традиционных ценностей?! И так ли он затратен для экономики? По этому вопросу, к сожалению, так и не проведено общенациональной дискуссии на тему - "Какое село нужно России?" И я твердо уверен, что это не только село, связанное с крупным экономическим предприятием, но и село, позволяющее развиваться различным укладам - фермерскому, личному подсобному хозяйству, различным формам туристической активности, удаленной работы. Так же уверен, что именно сельский образ жизни будет способствовать решению демографических проблем нашей страны, когда семья с 3-4 и более детьми может жить в индивидуальных современных новых или реконструированных старых домах. Кстати, я сам с большой семьей живу в старом реконструированном доме, который позволяет учитывать интересы 4 поколений. Так вот историческая справка школы позволяет показать, как происходил рост или убыль населения в селе и к каким результатам это приводило и какие формы государственной поддержки при этом использовались. И нам нужно ответить на вопрос: способно ли только крупное агропредприятие решить проблему продовольственной безопасности страны, накормить население или такая задача под силу только многоукладным формам хозяйствования? Сегодня возник интерес к агрошколам, к агроклассам и это верный ответ на вызовы общественного развития, но нам надо присмотреться к сложному советскому опыту, когда лозунги "всем классом на ферму" или "всем классом в колхоз" оказались неуспешными, т.к. не учитывали мотивации школьников и их семей. Сегодня сельская школа может и должна создавать образ современного села в Российской Федерации и помочь увидеть свою будущую жизнь на малой родине.
5 месяцев назад
Как нам реорганизовать сельскую школу?
17-18 апреля 2025 года - очередная поездка по Челябинской области. Первый пункт остановки - гимназия им. Карла Орфа в селе Варна. Уникальная сельская школа, которая, несомненно, заслуживает отдельного освещения. К сожалению, в проекте у нас ее пока нет, но проговорили с директором Елагиной Ларисой Михайловной об участии гимназии в проекте. Затем - Карталы... Проговорили с начальником Управления образования Татьяной Сергеевной Крысовой о вариантах взаимодействия с нашим проектом. В карталинских сельских...
6 месяцев назад