Найти в Дзене
Анафема на службе у рогоносца
Сегодня - "Торжество Православия". Прежде (лет двадцать-тридцать назад ) это последование мы называли "чин великой анафемы"по причине множества анафем на различных еретиков и иноверцев. Завораживающие тексты.  Пропустить тексты анафематствований( в те времена у нас) считалось великим упущением и даже чуть ли не" отступлением от православия"  Старый список анафем был и шире и многообразнее,чем нынешний. Там побывали и Лжедмитрий Первый и Степан Разин и Емельян Пугачев и Мазепа и многие другие, даже несчастный майор Степан Глебов, возлюбленный отвергнутой супруги Петра Великого, которую тот насильно постриг в монашество...
1 год назад
Невольники высшей миссии
Семейные разборки между русскими и евреями в неделю о блудном сыне. "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"( Мф 5,5). Все почти толкователи сходятся в описании кротости, как незлобия, немстительности, безгневия. Один лишь Св.Григорий Нисский толкует ее шире: как малоподвижность на всякую страсть. При этом качество "малоподвижности" считает переменным, так как утверждает, что кроткий вместе с тем может быть очень скор и даже неудержим, когда следует исполнить угодное Богу. Но осадочек остается: кроткий- это такая "мокрая курица", бей его, тащи, грабь- он и пальцем не пошевелит. Да ладно бы его только: круши всех вокруг, а он будет улыбаться и кротко потуплять глаза...
1 год назад
Бремя властителей
История одного преступления  "После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов. И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой, тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя.  говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде. И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его...
1 год назад
Библеистика по Фрейду vs лучшая свекровь в мире
В одном паблике библейского направления была размещена статья протестантского исследователя библии. Протестанты ,почти как афиняне: "Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое."( Деян 17,21)  В статье , которая называлась, кажется, seduction, рассказывалось о Руфе и Воозе именно в том ключе,что название статьи. Не перестаю убеждаться, что любое библейское повествование( будь то даже добротный научный перевод) есть непременно интерпретация. Так уж устроено.  В общем, автор без особых затруднений полагает,...
1 год назад
О власти тирана
Эпиграф: -мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда. -если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.Вы делаете дела отца вашего..Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.( Иоанн 8) Кроткий и невоинственный Иаков был любимцем своей матери. А Исаак больше любил Исава. Опять нужно отдать должное женской интуиции: не пророк Исаак, а именно Ревекка понимает, кому принадлежит благословение...
1 год назад
Фрагменты стенограммы
Со вчерашнего дня не могу отделаться от впечатления с нашего отчетного партсобрания (все цитаты главного лица здесь и ниже заключены в кавычки со звездочкой). В нем была масса положительных моментов в виде ,например, удаленки или возможности  отключить видео и микрофон. Но я не желал игнорировать призыв архиерея *"отнестись с особым вниманием" или *"вразумиться", поэтому вооружился и карандашом, без какого -либо опасения быть "одернутым", как это бывало в таких случаях раньше. Конечно, слушать...
1 год назад
im-mi.livejournal.com/...tml
1 год назад
Сравнительное право
Один известный и уважаемый профессор рассказывал занятный случай. Однажды, на очередной международной конференции при участии чиновников отдела по делам религий при Совете Министров СССР ,была произнесена реплика по адресу Православной Церкви, что ее роль и влияние неуклонно снижаются , особенно в наше время,что будто бы означает видимое превосходство диалектического материализма. Профессор обращаясь с ответной речью к официальным представителям начал так:" Вы знаете, я могу победить Муххамеда Али, чемпиона мира по боксу"...
1 год назад
О истинном почитании епископов
Однажды,довольно давно, я слышал ,будто величие епископа и нарочитое почтение к нему в виде титулов "Владыка", " Ваше Святейшество/Высокопреосвященство" и т.д., обычай целовать ему руку, становиться перед ним на колени- все это в знак почитания "особой благодати Христа", которого тот будто бы изображает.  Не стоит злоупотреблять очевидной разительностью такого "изображения". Пусть будет так, что будто бы и изображает. В свое время такой вопрос уже возник у Предтечи Иоанна: "Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него...
1 год назад
...ибо какой мерой мерите- такой отмерится и вам..
Кто умножает познание- тот умножает скорбь(Еккл 1,18) В прежнее время считать страдание православных священнослужителей в годы советской власти чем-то вроде подвига отцов первохристианской церкви времен языческого Рима было настолько естественно( и так часто слышалась на проповедях),что задаться сравнением не приходило и в голову. Хотя первое же отличие, лежащее буквально на поверхности, все начисто ломает : языческий Рим был чужд христианства и никогда не знал его, тогда как "Третий Рим" был был итогом тысячелетнего труда именно нашей церкви...
1 год назад
Кто умножает познание- тот умножает скорбь(Еккл 1,18) В прежнее время считать страдание православных священнослужителей в годы советской власти  чем-то вроде подвига отцов первохристианской церкви  времен языческого Рима было настолько естественно( и так часто слышалась на проповедях),что задаться сравнением не приходило и в голову. Хотя первое же отличие, лежащее буквально на поверхности, все начисто ломает : языческий Рим был чужд христианства и никогда не знал его, тогда как "Третий Рим" был был итогом тысячелетнего труда именно нашей церкви. Неоспоримость этого факта такова, что устраняет столкновение интерпретаций, разве кроме тех, которые нам предлагает сегоднешнее "официальное православие"- здесь, конечно будут и "столкновения", да,пожалуй и в суд за "хулу" подадут. Я даже не попытаюсь дать хотя бы поверхностный ретроспективный обзор причин трагических событий хх века, так как это слишком обширный и глубокий материал. Некоторое время назад( года с два-три) я имел приятнейшую и весьма краткую беседу с проректором учебной части нашей семинарии, который посетил нас с группой студентов. Во время нашей непродолжительной беседы он выразил скорбь и сожаление по поводу того,что некогда женский монастырь был превращен в тюрьму( в советское время). Хотя это было и обычное, почти что "дежурное"сожаление,принятое в качестве "обязательного ритуала" при посещении "мордовской голгофы"( так теперь принято называть наш маленький монастырь- не больше не меньше), но я все же возразил , указав на то, что превращение монастырей в тюрьмы- наша традиция, причем совсем не советская, а глубоко дореволюционная. Не думаю, что отец проректор был неискренен, когда изумился моему возражению. На его лице был протест и сомнение. В доказательство своего тезиса я привел совершенно известную в своем роде практику( например) Соловецкого монастыря. Он отвечал( не без горячности) что бывал в Соловках лично и ни о чем подобном ни от кого не слышал. Это, впрочем, как раз не удивительно: экскурсии в Соловках не кто попало ведет , и знает на каких этапах следует заостриться, а какие- затушевать. Но материалов о дореволюционной тюремной истории Соловков сколько угодно. Дореволюционных же материалов, включающих архивные документы. Было бы желание их прочитать. И Соловки отнюдь не были явлением исключительным. Да и не о них я хотел бы упомянуть в преддверии нашего престольного праздника, как равно и не о нашей беседе( после нее "экскурсии студентов" к нам совершенно прекратились), а о приемственности традиций . В одной известной работе[1] есть характерная глава, под названием "у кого учились большевики". В ней будто в насмешку приведены статьи свода законов Российской Империи, касающиеся "свободы совести". Если сличить их с соответствующими статьями советского УПК, то можно обнаружить поразительное сходство..впрочем, соответствие не касающееся сферы "религиозных свобод"в СССР( они просто декларировались), а той сферы, которая в своем роде, заняла место религии- трактовка и культ марксистско-ленинского учения. Здесь параллели удивительны не только в смысле регламентации , но и в практике: законы, карающие отступников от "государственной веры"(православия) совершенно соответствуют законам, карающим нарушителей официальной трактовки социалистического учения, держателем которого была коммунистическая партия, будто в насмешку напоминающая своим устройством привычные синоидально-церковные подразделения. Заметку нет смысла перегружать текстом статей, проще дать ссылку на упомянутую работу, преодолевая большое искушения сопоставить здесь же все- от провозглашения "свободы совести", до тончайших регламентаций наказаний для "отступников". (*продолжение далее*)
1 год назад