Найти в Дзене
Премьера в театре "У Никитских ворот" "Красный уголок" Ох уж эта Саруханова! Никакие методы общественно-воспитательной работы на нее не действуют. Лика, воспитательница рабочего общежития (оказывается были и такие), больше часа пытается пробиться в душу уставшей, пьющей лимитчицы и увлечь ее хоть чем-то. Но, как оказалось в финале, надо спасать не от пьянства и деградации личности, а от классического женского одиночества. Пьесу "Красный уголок" Марк Розовский писал в непростое перестроечное время. Когда в стране вовсю шла горбачевская антиалкогольная компания, пьеса тоже шла, и довольно успешно, и в самом театре "У Никитских ворот" и в сорока театрах России. Сегодняшний премьерный спектакль получил второе рождение, благодаря самостоятельному этюду двух молодых актрис и оказался настолько жизнеспособным, что Марк Григорьевич решил восстановить постановку на старой сцене театра. Камерность старой сцены как нельзя лучше подходит для такой истории. Граница между тем, где заканчивается сценический красный уголок с его узнаваемым антуражем: красным знаменем, вымпелами и, конечно же, портретом самого Горбачева, и где начинается зрительское пространство, весьма условная. Мы все словно присутствуем на дисциплинарном разборе, или товарищеском суде в качестве свидетелей. Правда, судить, и уж тем более осуждать эту усталую женщину с "макаронной фабрикой" на голове, в бесформенном халате, спущенных хлопчатобумажных чулках и тапках (за костюмы спасибо Евгении Шульц) совсем не хочется. Стоит она целый день у станка, выполняет свою совсем не женскую работу, потом с тремя пересадками едет через весь город, и разве ее вина, что уже не хватает сил ни на походы, ни на культмассовые мероприятия, а хватает только на то, чтобы выпить полбутылки водки, и забыться коротким сном до следующей тяжелой смены. Лике Федоровне ее судить тоже не хочется, но ей по должности положено, и, как ответственная отличница, "комсомолка, спортсменка", она непременно хочет достучаться до причин сарухановского равнодушия, пробиться за стенку односложных ответов: "ты же пьешь!" - "пью, но я ж никому не мешаю", понять, чего она хочет. А больше всего она хочет побыстрей закончить разговор по душам и пойти спать. Молодым актрисам удается довольно достоверно передать этот не самый удачный воспитательный опыт, хотя их собственный опыт в этой ситуации им помочь не может. Не мудрено - в то время они обе еще не родились. Но тут начинает действовать актерская харизма, а у зрителей возникает уверенность в их замечательном творческом будущем. Полина Ежова в роли непробиваемой Сарухановой притягательна до невозможности своим невозмутимым, сонным выражением лица, на котором буквально написано, как в той басне Крылова: "а Васька слушает, да ест". А Ирина Шкабара - Лика Федоровна, тоненькая девочка с огромными глазами, которую как-то странно называть по отчеству, скачет вокруг этой статуи козликом, пробуя тысячу разных способов ее переупрямить и вернуть обществу полезную трудовую единицу. Но в процессе выясняется, что между ними гораздо больше общего, чем кажется, что обеим катастрофически не хватает любви, и чтобы растормошить чью-то уснувшую душу, надо просто открыть свою. И тогда взрослая, курящая и пьющая баба вынет из-за пазухи своего безразмерного халата и подарит самое дорогое, что у нее есть - маленького плюшевого щенка Кузю, найденного когда-то на помойке и скажет, уже в дверях, как тот маленький мальчик из детдома, где когда-то работала Лика: "полюбайте меня, мама Лика!", а заводной Кузя будет подпрыгивать у Лики на столе под веселенький мотивчик "Выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего дня". Ну вот, опять у Марка Григорьевича Розовского человечный спектакль получился. Может быть кто-то скажет, что он несовременный, что состоит из одного сплошного диалога, что в нем не хватает драйва и динамики, что героини не матерятся и не отплясывают канкан, но за всем этим есть куда пойти, театров в Москве хватает... И, кстати, у Сарухановой есть имя. Ее зовут Надя. Вот иполучается, что это не красный уголок, а маленький уголок НАДЕЖДЫ.
1 год назад
"Мадам Бовари" Театральное агентство "Арт-партнер XXI" Стиль режиссуры Антона Федорова совершенно специфический, ни на кого не похожий, возможно, вызывающий у кого-то раздражение, возможно даже отторжение, смело прогуливающийся на острие гротеска и сюрреализма, превратил довольно тоскливое произведение Гюстава Флобера в увлекательные скачки по пересеченной местности, когда совершенно не понимаешь, что ждет тебя за следующим поворотом. Что, например, Эммочка и ее незадачливый муженек Шарль (нет, не Азнавур, и не Перро, и даже не де Голль, "берите выше - Бовари") пойдут в середине действия в синематограф, вооружившись ведрами попкорна. И тут, что называется, повезло с местами. Сижу как раз с краю, а эти двое, спустившись в зал со сцены, спрашивают у меня заговорщическим шепотом - "какой ряд?" Таким же шепотом им отвечаю - "третий" и они, каждую секунду извиняясь и разбрасывая по дороге попкорн, начинают пробираться в середину ряда. Посидев немного, и "посмотрев кино", проделывают ту же процедуру в другую сторону. Как вам такое? Не устаю любоваться сценографическими находками спектакля. Бричка с надписью "Joséphine" везет героев по полям, лесам, садам, а то и мимо блочных спальных многоэтажек, периодически нам показывают "мультики" в качестве иллюстраций нелегкой жизни Эммы и подробностей ее адюльтера. Салют, дискотека и суровое грозовое небо - все "смешалось в доме Облонских". Спектакль полностью оправдывает приклеенную к экспериментам Федорова кем-то и когда-то этикетку жанра "экстремальной психологической клоунады". Все его герои немного (или много) клоуны, фрики с непременной чудинкой, а степень чудаковатости напрямую зависит от конкретного персонажа. Зрители на спектакле "Мадам Бовари" на первый взгляд, слишком много смеются, но лишь для того, чтобы в финале режиссер мог наиболее эффектно превратить фарс в трагедию. Эмма Бовари с ее поисками любви и лучшей жизни, которые ни к чему хорошему ее не привели, становится трагической жертвой этих поисков. Далеко не всегда программка спектакля так красноречиво говорит о его главной идее. Эта не говорит, а просто кричит. На ней лишь глаза, которые смотрят на нас сквозь путаницу пересекающихся линий, словно умоляют о спасении. Но спасения ждать не прихрдится и героиня Натальи Рычковой, совершенно запутавшись в жизни, не видит другого выхода, кроме как уйти из нее. Наталья Рычкова проживает жизнь Эммочки Бовари, словно перебегая от замужества к смерти зигзагами на цыпочках. Актрисе очень идет "рваный" ритм неустойчивой психики героини. Она то впадает в уныние, то снова пребывает в воодушевлении от встречи с очередным мужчиной, и тогда амплитуда ее страсти зашкаливает, а потом снова наступает спад. Бесцветный и нелепый муж в виртуозном исполнении Семена Штейнберга не дает ей ни единой возможности почувствовать себя счастливой. Пришел с работы, где нет пациентов, отвернулся к стенке и захрапел. А что делать жене, напичканной любовными романами? Остается потихонечку изменять. Спектакль, наполненный припорошенными чем-то белым завсегдатаями аптеки месье Гомэ (Алексей Черышев), идет на потрясающей смеси "французского с нижегородским", приправленной остреньким словцом (18+, если что). Выглядит и звучит это безумно колоритно и каждый персонаж вносит своюгорстку изюма в этот речевой сумбур. Тут тебе и песни Джо Дассена и краткое "уи" от немногословной и невозмутимой мамаши. Обожаю Ольгу Лапшину, образ у нее спектакле нереально выразительный, несмотря на каменное выражение лица. А чего стоят оба героя-любовника! Первый - долговязый Леон с жеманными манерами и ломаными движениями (Сергей Шайдаков). Второй - Родольф (Артур Бесчастный), пошляк и соблазнитель, гордым павлином вышагивающего по сцене, не забыв при этом про его сходство с Ван Гогом. И оба пасуют в трудный момент жизни Эммы, когда она оказывается в сетях безжалостного Лере (Рустам Ахмадеев). Нормальная практика 90-х: заманить яркими тряпками, а потом терроризировать долгами. И тут французским "Je ne comprends pas" и "vse potom" не отделаешься. Ты же русская, Эмма, говори по-русски! Короче, скоро рассвет, выхода нет!
1 год назад
Театру сатиры 100 лет. Юбилей серьезный. А еще в этом году мы отмечаем 215 лет со Дня Рождения Гоголя. Для постановки спектакля "Игроки" новый художественный руководитель театра Евгений Герасимов привлек молодого режиссера Альберта Хасиева, а тот в свою очередь, пригласил команду отличных актеров и замечательного художника. С него, пожалуй, и начну. Андрей Климов, художник-постановщик и блестящим послужным списком, создал на масштабной сцене Театра сатиры мир идеальной красоты. Вместо трактира провинциального города он поселил персонажей пьесы Гоголя в номер шикарного отеля под свет красных венецианских люстр, с блестящим черным лаком столом, который выкатывается на сцену, мгновенно преображая ее в роскошное казино. При этом карточные шулеры и примкнувший к ним Ихарев вовсе не выглядят респектабельно. Они как будто здесь не на месте в своих мешковатых, пестрых и далеких от классики костюмах. Интересный факт - на рекламных фото спектакля с сайта театра они позируют в современных классических пиджаках и жилетах, и мне показалось, что такой вариант больше подошел бы к цветовой гамме сценического пространства. Но тут уж художнику видней. Начало спектакля совершенно безупречно и сразу посвящает зрителя в самую суть постановки. Из огромного сундука, как тряпичную куклу, достают Ихарева (Сергей Шнырёв). Кукловоды вертят им, как хотят, пытаются двигать его руками и ногами, даже изображать подобие танца, и все это под звуки дрожащего тоненького голоска, поющего "в лунном сиянье". Колокольчик звенит, на видео-панелях, которые становятся огромными окнами, летит метель и все это неимоверно красиво. А еще один приступ красоты случается, когда из того же сундука возникает во всем своем великолепии верная спутница Ихарева, его бесценная карточная колода Аделаида Ивановна (Янина Студилина). В ее образе есть и частички оперной дивы, примы какого-нибудь элитного кабаре, и эффектной ассистентки фокусника, отвлекающей внимание зрителей, когда тот проводит свои манипуляции. Так оно и есть, Ихарев и считает себя заправским фокусником, мастером по перемещению денег из чужих карманов с собственные, только вот находятся, на его беду, более талантливые, способные проделать ту же манипуляцию с ним самим. Их многоходовая комбинация всем известна, Николай Васильевич нам о ней поведал во всех подробностях с финальным нравоучительным посылом о том, что на любого мошенника всегда найдется другой мошенник. Компания карточных шулеров подобралась в спектакле знатная. Внушительный Швохнев (Игорь Лагутин), хитроумный Утешительный (Сергей Климов) и полковник без выправки Кругель (Кирилл Анисимов), почувствовав в Ихареве собрата по шулерству, приглашают его присоединиться к ним и составить "каре на четырех тузах". А уж когда появляется Глов старший (Юрий Васильев), афера приобретает буквально вселенский масштаб. Его значительная фигура и безупречная игра "на дурачка" становится для Ихарева убедительной приманкой. Теперь "попалась птичка, стой!". Осталось только докрутить историю с векселями, гусарскими плясками Глова-младшего (Максим Финогенов), лже-чиновенком Замухрыжкиным (Андрей Анкудинов), и оп, дело в шляпе! Деньги уплыли, мошенники исчезли, и остался Ихарев опять один, без денег, зато с верной Аделаидой Ивановной, которая, поманив несметным богатством и восточными танцами, превращается в героиню комедии дель арте (в сюжетах которой тоже частенько проводят плутов) и запихивает незадачливого шулера в свой гигантский сундук. Фенита ля комедия. Хотя, надо сказать, Ихарев не унывает. Поняв, что его так ловко обманули, он неожиданно смеется и вообще воспринимает случившееся, как определенный жизненный урок. Как говорится у другого известного классика: "на всякого мудреца довольно простоты". Говорят, Гоголь свою трагическую комедию не закончил, может следом за подобной развязкой ожидалась бы вторая серия с "ответочкой" Ихарева своим обидчикам? Кто знает... Но с нас и этого довольно, был бы спектакль хороший. А спектакль Театра сатиры, в лучших традициях этого намоленного места и со всеми красотами современной сценографии, безусловно хорош.
1 год назад
В спектакле Театра "Мост" по известной пьесе Оскара Уайльда "Как важно быть серьезным" тонкий английский юмор уступает место гротеску и отчаянному хулиганству. Хулиганят все, начиная со сценографа Людмилы Казаковой, обтянувшей ширму, диван, и даже дневники молоденьких героинь, которым они поверяют свои любовные переживания, легко узнаваемой клечатой тканью Burberry, и заканчивая гимном главных музыкальных хулиганов планеты The Rolling Stones - Satisfaction, под которую герои выходят на финальные поклоны. Про актерское хулиганство и говорить нечего. Первенство в этом деле по праву достается развеселому дуэту: беспечному прожигателю жизни Элджернону Монкрифу и его верному слуге и соратнику по розыгрышам Лэйну (Евгений Панферов). Элджи в исполнении Романа Зуева - неутомимый выдумщик всяческих проказ, подвижный, как ртуть, всеми обожаемый чемпион по "бенберизму". Что это такое, спростите вы? Термин возник из имени некоего выдуманного мистера Бенбери, вечно находящегося либо при смерти, либо близко к этому, за которым Элджи непременно надо ехать ухаживать как раз в тот момент, когда его тетушке Леди Брекнелл (Марианна Лемешко) приходит в голову устроить музыкальный вечер. Очень удобная отмазка, надо сказать. С придуманными персонажами в пьесе даже некоторый перебор. Очень запутанная история с именем Эрнест, которое приходится присвоить другу Элджи Джеку Уордингу (Петр Снякин) по прихоти своенравной Гвендолен (Ксения Берелет), в которую он влюблен. А для своей воспитанницы Сесили (Вера Семенова) ему приходится придумать несуществующего беспутного братца Эрнеста. И вот ровно в тот момент, когда Джеку тот стал особенно досаждать и он уже решил отправить несчастного Эрнеста в мир иной где-то в Австралии посредством "острой простуды", и даже череп заготовил, чтобы погрустить над "бедным Йориком", откуда ни возьмись появляется шутник Элджи, представившийся как раз тем самым Эрнестом и успевший влюбиться в Сесили. Головокружительный кульбит! Что же делать друзьям, чтобы угодить любимым? Оба готовы даже креститься и принять имя Эрнест, но тут неожиданно оказывается, что мифический Эрнест действительно существует... Все сюжетные повороты с трагической забывчивостью мисс Призм (Василина Козачук), оставившей ребенка в саквояже в камере хранения, или допросами с пристрастием, которые Леди Брекнелл устраивает потенциальному соискателю руки и сердца дочери или невесте племянника, медленно, но верно приводят героев к счастливому финалу. Кстати, Марианне Лемешко блестяще удалось вылепить из важной леди настолько комический персонаж (шляпка набекрень, губы трубочкой, как у аквариумной рыбки, особая манера говорить), что каждое ее появление вызывает гомерический хохот в зале. Да что уж тут, буквально каждый из героев по задумке режиссера спектакля Георгия Долмазяна обладает той или иной комической черточкой, начиная с нелепого жабо Лейна и заканчивая важными манерами и клоунским видом дворецкого Мерримэна (Леонид Семенов) или излишней любвеобильностью пастера Чезюбла (Дмитрий Волков). Даже очаровательные молодые леди не лишены определенной доли гротеска. Герои вытанцовывают под Beatles, болтают без умолку и начисто лишены утонченности и степенности представителей британского высшего общества и их чопорной прислуги. Ну и спасибо большое режиссеру за это, так нам гораздо веселее. Тем более в День Рождения Оскара Уайльда. Но это уже мне так повезло.
1 год назад
Вы знаете, что такое квантовое искусство? Нет? Вот и я тоже пока только пытаюсь найти ответ на этот вопрос ровно с того дня, как посетила мероприятие торжественного закрытия выставки, организованной проектом "Квантовое содружество культуры". Выставка проходила с 8 по 13 октября в Московском геологическом музее им. Вернадского. Попросила известного искусствоведа, академика различных художественных союзов и профессора искусствоведения Григория Гинзбурга популярно объяснить, что же это за зверь такой, квантовое искусство. По его словам, если кратко, то это "новейшее направление XXI века, в котором художники отражают действительность, проникнутую прогрессом". Скажу честно, после его объяснения легче не стало. Приведу еще одно определение от вице-президента движения квантового искусства Натальи Морозовой: "Квантовое искусство" рассматривает тело, ум и сознание, как единое целое, которое становится неотъемлемой частью произведения искусства под двумя взглядами: с точки зрения художника, который создает, и с точки зрения наблюдателя, который пользуется самим произведением искусства." Еще непонятнее... Возможно, чтобы постигнуть глубокую философию проекта, нужно приложить несколько больше усилий. Буду стараться. Перед торжественной частью мероприятия я побродила по выставке, пытаясь понять, чем же объединены работы на ней. Обнаружилось потрясающее разнообразие стилей, техник, и тем произведений. Одни работы казались более реалистичными, другие менее, третьи совершенно футуристическими. Единственный вывод, который я смогла сделать - это то, что абсолютно любое произведение искусства можно назвать квантовым, если в его основе заложена некая первоначальная прогрессивная идея. А более глубокое проникновение в тему оставим академикам Международной Академии квантового искусства ІАМАQ и ее Президенту Роберто Денти. Именно ему принадлежит авторство теории и концепции «Квантового искусства». Итальянский теоретик, академик, архитектор, фотограф, скульптор, дизайнер как раз и создал это направление, в основе философии которого лежит синтез искусства и науки. Меня особенно порадовало, что квантовое искусство находит свое отражение даже в моде. Совершенно особенный и выделяющийся на общем фоне проект, который представила на выставке "Евгений Гусев Студия", продемонстрировал, как одежда и ее трансформация может стать частью квантового направления, как может работать в костюме идея, где в развитии показано использование национального культурного кода. На манекенах и в эскизной части проекта была представлена генерация идеи включения в повседневную одежду элементов, орнаментов, деталей, вдохновленных иллюстрациями Билибина, соединенных со стилистикой casual. На выставке состоялся финал конкурса "Метаморфозы гения в квантовом измерении" в рамках Всероссийского фестиваля к 100-летию Сергея Параджанова "PARAJANOV-FEST". Организатором проекта стал Культурный Центр Посольства Армении в России при поддержке Министерства Культуры РФ. Международная Академия Квантового Искусства IAMAQ выступила официальным партнером проекта. Очень жаль, что не попала на открытие выставки. На нем был представлен квантовый перформанс «Корпускулярная теория художника», авторства Роберто Денти и Натальи Морозовой. Зрителям и гостям впервые была представлена сценография с использованием символических образов из фильма "Цвет граната". Мне, как большому фанату Сергея Параджанова, было бы, несомненно, интересно это увидеть. А на церемонии закрытия Роберто Денти, Наталья Морозова и Григорий Гинзбург вручили всем участникам выставки почетные дипломы, ордена, приняли в состав Академии новых членов, рассмотрели кандидатуры и презентации художников. Сегодня среди участников проекта представители 18 стран и это уже 4-я подобная отчетная выставка Академии в России. От лица гостеприимного Геологического музея, принявшего выставку в своем Белом зале, на церемонии выступил его директор Сергей Черкасов. Похоже, у квантового искусства в Москве появилась постоянная прописка. Успеха его адептам и основателям.
1 год назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала