Премьера в театре "У Никитских ворот" "Красный уголок" Ох уж эта Саруханова! Никакие методы общественно-воспитательной работы на нее не действуют. Лика, воспитательница рабочего общежития (оказывается были и такие), больше часа пытается пробиться в душу уставшей, пьющей лимитчицы и увлечь ее хоть чем-то. Но, как оказалось в финале, надо спасать не от пьянства и деградации личности, а от классического женского одиночества. Пьесу "Красный уголок" Марк Розовский писал в непростое перестроечное время. Когда в стране вовсю шла горбачевская антиалкогольная компания, пьеса тоже шла, и довольно успешно, и в самом театре "У Никитских ворот" и в сорока театрах России. Сегодняшний премьерный спектакль получил второе рождение, благодаря самостоятельному этюду двух молодых актрис и оказался настолько жизнеспособным, что Марк Григорьевич решил восстановить постановку на старой сцене театра. Камерность старой сцены как нельзя лучше подходит для такой истории. Граница между тем, где заканчивается сценический красный уголок с его узнаваемым антуражем: красным знаменем, вымпелами и, конечно же, портретом самого Горбачева, и где начинается зрительское пространство, весьма условная. Мы все словно присутствуем на дисциплинарном разборе, или товарищеском суде в качестве свидетелей. Правда, судить, и уж тем более осуждать эту усталую женщину с "макаронной фабрикой" на голове, в бесформенном халате, спущенных хлопчатобумажных чулках и тапках (за костюмы спасибо Евгении Шульц) совсем не хочется. Стоит она целый день у станка, выполняет свою совсем не женскую работу, потом с тремя пересадками едет через весь город, и разве ее вина, что уже не хватает сил ни на походы, ни на культмассовые мероприятия, а хватает только на то, чтобы выпить полбутылки водки, и забыться коротким сном до следующей тяжелой смены. Лике Федоровне ее судить тоже не хочется, но ей по должности положено, и, как ответственная отличница, "комсомолка, спортсменка", она непременно хочет достучаться до причин сарухановского равнодушия, пробиться за стенку односложных ответов: "ты же пьешь!" - "пью, но я ж никому не мешаю", понять, чего она хочет. А больше всего она хочет побыстрей закончить разговор по душам и пойти спать. Молодым актрисам удается довольно достоверно передать этот не самый удачный воспитательный опыт, хотя их собственный опыт в этой ситуации им помочь не может. Не мудрено - в то время они обе еще не родились. Но тут начинает действовать актерская харизма, а у зрителей возникает уверенность в их замечательном творческом будущем. Полина Ежова в роли непробиваемой Сарухановой притягательна до невозможности своим невозмутимым, сонным выражением лица, на котором буквально написано, как в той басне Крылова: "а Васька слушает, да ест". А Ирина Шкабара - Лика Федоровна, тоненькая девочка с огромными глазами, которую как-то странно называть по отчеству, скачет вокруг этой статуи козликом, пробуя тысячу разных способов ее переупрямить и вернуть обществу полезную трудовую единицу. Но в процессе выясняется, что между ними гораздо больше общего, чем кажется, что обеим катастрофически не хватает любви, и чтобы растормошить чью-то уснувшую душу, надо просто открыть свою. И тогда взрослая, курящая и пьющая баба вынет из-за пазухи своего безразмерного халата и подарит самое дорогое, что у нее есть - маленького плюшевого щенка Кузю, найденного когда-то на помойке и скажет, уже в дверях, как тот маленький мальчик из детдома, где когда-то работала Лика: "полюбайте меня, мама Лика!", а заводной Кузя будет подпрыгивать у Лики на столе под веселенький мотивчик "Выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего дня". Ну вот, опять у Марка Григорьевича Розовского человечный спектакль получился. Может быть кто-то скажет, что он несовременный, что состоит из одного сплошного диалога, что в нем не хватает драйва и динамики, что героини не матерятся и не отплясывают канкан, но за всем этим есть куда пойти, театров в Москве хватает... И, кстати, у Сарухановой есть имя. Ее зовут Надя. Вот иполучается, что это не красный уголок, а маленький уголок НАДЕЖДЫ.
Не подозревала, что мне будет интересно самой намешать косметический крем! Однако, поддавшись общему порыву, в результате титанических усилий от размешивания эссенции положенные, (сколько там, 96 раз?), получила нечто похожее на крем, который из-за добавки экстракта калины и еще парочки секретных ингредиентов претенциозно назвала "Калина прекрасная". Как тебе такое, Фабрика "Свобода"? А если серьезно, то какое же невероятное удовольствие я получила от экскурсии по вышеупомянутой фабрике, не передать словами! Даже довольно ранний подъем(это еще цветочки, первая смена на фабрике начинается в 6.45. Вот где ужас для нас, сов!) и отсутствие кофе не повлияли на мой восторженный детский интерес. Между прочим, рядом с нами ожидала начала экскурсии толпа первоклашек и под их чириканье мы облачались во флизелиновые халатики и шапочки в соответствии с техникой безопасности. Было забавно смотреть, какую радость этот процесс вызвал у детей, выглядели они в таком наряде, как маленькие снеговички. Дальше начался полный серьез, слава богу, детская толпа ушла своим маршрутом. Милейшая девушка-экскурсовод нам поведала о самом здании фабрики, которому в этом году исполнилось 180 лет, о назначении его корпусов, которые даже сейчас, в довольно изношенном виде, производят внушительное впечатление, и об основателе производства Альфонсе Ралле. Предприимчивый француз, отправляясь в Россию, поставил перед собой грандиозную задачу - вывести свою продукцию на высочайший уровень, и реализовал ее с блеском, получив почетное звание "Поставщик двора Его Императорского Величества". Производство Ралле выпускало двольно широкий ассортимент: мыло, духи, одеколоны, помаду и т.д. Косметика от Ралле пользовалась бешеным успехом, и если бы не революция, у Ралле не было бы причины уехать из России, которую он искренне полюбил. После национализации из широчайшего ассортимента фабрики в производстве остались лишь остронеобходимые для гигиены советского гражданина мыло, одеколон и зубной порошок. Со временем менялись и названия фабрики от "Мыловаренный завод №4", немного неприятного "Жиркость", до суперпопулярной в народе аббревиатуры ТЭЖЭ, от который так и веяло на слух чем-то французским, хотя расшифровка оказалась весьма прозаична: "Трест Эфирно-Жировых Эссенций". Годы НЭПа пробудили у советского человека интерес не только к продуктам первой необходимости, что способствовало расширению ассортимента. Сегодняшняя фабрика "Свобода" является одним из самых массовых косметических производств в стране. Такие продукты, как, например, кремы "Люкс" и "Детский" стали настоящими рекордсменами по количеству выпущенных изделий и не сходят с производства десятилетиями. Конечно было интересно увидеть своими глазами производственный процесс. Первым делом, очень секретное косметическое производство, где в огромных котлах варится крем со строгим соблюдением рецептуры. Только промывка котла занимает сутки! Затем продукт на три дня поступает в хранилище и отправляется по трубам на упаковочную линию. Отсюда и выходят те самые тюбики, баночки, брикетики, коробочки, которыми и пользуется огромное количество детей и взрослых и в нашей стране и за рубежом. Залипательное зрелище, скажу я вам, смотреть, как по ленте проезжают коробочки с краской для волос, например. Такой себе вид медитации. Не для работниц, конечно, им медитировать некогда. В ассортиментном кабинете под стеклом хранится огромный выбор продукции "Свободы", тут и кремы, мыло, шампуни, зубная паста и чего еще только нет! По центру зала расположены исторические образцы, выпускавшиеся еще при Ралле или уже в советское время, приуроченные к конкретным событиям. Например, зубная паста в честь полета Гагарина, или китайская серия в честь балета "Красный мак". Искусство классического танца на фабрике в чести, недаром одна из самых известных косметических серий называется "Балет". Или особо заинтересовавшее всех(даже Сталина в свое время)мыло "Апельсин". За ним надо буквально охотиться, появляется ближе к Новому году.