Найти в Дзене
Лучший друг юриста… это бухгалтер 📒 Коллеги, приветствую! Сегодня предлагаю отойти немного от офисных тем и поговорить о том, кто лучший друг юриста. И да, спойлер в названии поста)) Дело в том, что сейчас я зашел в новый большой комплексный проект. И на первом этапе крайне важно установить все бизнес-взаимосвязи компании, общее описание бизнес-процессов, а также основы документооборота. И никто не даст первый более оптимальный срез по компании, чем (главный) бухгалтер. Почему так получается? Все заложено, в том числе, в функционале главных бухгалтеров. Итак, чем могут помочь юристы главные бухгалтеры: 📒Первичная документация Это основное, что объединяет юристов и бухгалтеров: мы работаем преимущественно с первичкой. Но, поскольку бухгалтер обязан отражать в бухучете любую операцию только при наличии первичной документации, то он ЗНАЕТ, что есть, а чего нет в компании. 📒Бизнес-процессы Эти знания главный бухгалтер также получает неизбежно в рамках выполнения своих функций. 📒Основы налогообложения Важная составляющая любого бизнеса и главный бухгалтер даст о системе налогообложения исчерпывающую информацию. 📒Взаимоотношения с госорганами Все платежи, в том числе штрафы, требования, запросы проходят через главного бухгалтера. Соответственно, от него можно получить первичную информацию о проблемах компании. 📒Ключевые контакты Главный бухгалтер контактирует со всеми службами компании: снабжение, производство, финансы, менеджмент, продажи и т.д. И именно у главного бухгалтера можно получить контакты всех ключевых фигур организации. 📒Где и что лежит Бухгалтер пользуется первичкой не только в момент проведения операции в учете, но и регулярно возвращается к ней во время работы, поэтому этот специалист знает, где лежит основная документация компании. 📒Кто за что отвечает Крайне важная осведомленность главного бухгалтера. Далеко не всегда источник принятия решения соответствует названию должности. И главный бухгалтер точно знает, кто и почему принимает в компании решения. 📒Ну и сплетни в зависимости от уровня квалификации))) Заранее прошу прощения, но это не сексизм 😊 Чаще всего, бухгалтерия – это женский коллектив, в котором аккумулируется информация! Про скорость распространения, правда, этой информации также не стоит забывать! В общем, если вы работаете с бизнесом, то вот лайфхак: дружите с бухгалтерией, выстраивайте отношения с главным бухгалтером, не ленитесь помогать ему. Это сильно поможет вам эффективнее выполнять вашу работу, а значит, повысит вашу ценность и конкурентоспособность.
1 месяц назад
«Околоюридические» поручения и как к ним относиться? Время от времени от клиентов прилетают поручения, которые, как бы помягче сказать)), не совсем относятся к области юриспруденции. Стоит только завидеть, что нужно заполнить какую-то форму или написать заявление, все, конечно же, сразу нужен юрист. 🫤 Чаще всего это происходит, когда работаешь с бизнесом, хотя и у других категорий клиентов такое тоже случается. Приведу лишь пару коротких примеров. 🔛В одном случае ко мне обратилась компания, которая находилась у нас на обслуживании, и вопрос касался заполнения форм для заключения договора на вывоз ТБО (ну нет там никакой юриспруденции😊). 🔛Во втором, речь шла о согласовании схемы размещения летней веранды при ресторане. Здесь, конечно, элементы юриспруденции присутствуют, но там нужно готовить схему размещения (нужен инженер), а этим никто не озадачился. В общем, речь идет о «мелких» вопросах, которые, как правило, решаются пятью минутами поиска в интернете и парой звонков. ❓Вот что делать с такими запросами? Как на них реагировать? Выполнять или отправлять по должному адресу? 📍С одной стороны, я прекрасно понимаю, как такие запросы бесят! Ведь очень часто, особенно если работаешь с бизнесом, кому-то просто лень разобраться в вопросе, и этот кто-то просто перекладывает работу и ответственность. Плюс это в массе может превратиться в существенные временные затраты. А мы помним, что время – это наш основной и один из самых ценных ресурсов. 📍С другой стороны, формально отказывая в помощи (это не правовой вопрос), мы теряем в конкурентной борьбе. Ведь кто-то другой может не полениться, взять вопрос на себя, что приведет к лояльности клиента и будущим контрактам. Что же делать? Истина, как всегда, где-то в районе золотой середины. И я берусь за такие поручения, если есть положительный ответ на один из следующих вопросов: ✔️Есть ли у поручения правовая перспектива? Наглядный пример я описал выше про историю с размещением летнего кафе. В ней правовая перспектива прослеживалась, в том числе через потенциальный конфликт с соседними заведениями. ✔️Входит ли данное поручения, пусть и косвенно, в предмет заключенного соглашения? Эта моя любимая история. Очень помогает с «хитрыми» менеджерами клиента. Когда от них вдруг прилетает что-то такое, то отлично лечиться фразой: «Знаете, это не входит в предмет нашего соглашения, но мы, конечно, все сделаем, сейчас только счет на допуслуги подготовим» 😊. ✔️Зависит ли от этого поручения качество и сроки исполнения юридической функции? Мы в работе часто сотрудничаем со специалистами в разных областях (бухгалтеры, аудиторы, эксперты и т.д.). И понимаем, что от них зависят иногда и эффективность нашей работы и сроки ее исполнения. В этом случае я предпочитаю сам выбрать соисполнителя. Да, я при этом беру на себя ответственность, но и уверенности в эффективности юридической помощи намного больше. ✔️Есть ли иные бонусы от выполнения данного поручения?  Дополнительные плюшки могут быть самые разные. От того, что этот как-то пригодится в жизни (новые знакомства), до того, что просто интересно (я так вникал в то, какие «асики» для майнинга битка бывают). ✔️Как отказ повлияет на сотрудничество с клиентом? Ну здесь просто. Если клиенту нужна помощь и это твой стратегический клиент, то очень не помешает помочь, если есть возможность, и пусть это неюридический вопрос. Это элементарная клиентоориентированность. Ну и в целом не забываем, что комплексные услуги ценятся гораздо выше, чем моноуслуги. А к вам поступают такие «околоюридические» запросы? Что вы с ними делаете?
2 месяца назад
Найти общую цель – это залог успешных переговоров! Приветствую всех👋 Сегодня хочу продолжить разговор о переговорах, а именно о том, что главное в успешных переговорах. Некоторые полагают, что чем больше рычагов воздействия, давления на оппонентов, чем сильнее позиция, тем более успешными будут переговоры. Да, это, действительно, важно. Однако продавить свою позицию, совсем не означает, что вы получите оптимальное решение по результатам диалога. ❓Так в чем секрет❓ Все просто – единство цели договаривающихся сторон. На самом деле, это правило работает во всех сферах человеческой деятельности. Сегодня не буду вдаваться в теорию, а просто расскажу случай из практики для иллюстрации этого тезиса. 🔛Итак, к нам обратилась одна строительная компания (Застройщик) за правовой помощью в разрешении конфликтной ситуации с одной турецкой строительной компанией (Подрядчик), которая для Заказчика строила один очень элитный многоквартирный жилой дом. Ситуация была не просто конфликтная, скорее критическая. Дело в том, что у сторон накопилось друг к другу много претензий. Главное же заключалось в том, что всем уже было очевидно, что дом своевременно сдан не будет, что автоматически для Заказчика влекло многомиллионные убытки (квартиры продавались по 214-ФЗ). Заказчик и Подрядчик вошли в «клинч», если выражаться спортивными терминами. ⚪️С одной стороны, Заказчик «давил» Подрядчика оплатами, а также тем, что могут быть раскрыты банковские гарантии, которые обеспечивают исполнение обязательств Подрядчика, в том числе по соблюдению срока строительства. ⚪️С другой стороны, Подрядчик саботировал все процессы на строительной площадке и угрожал длительными судебными разбирательствами по вопросам качества строительства и прочего. Стороны уже обменялись претензиями и готовились к судебным баталиям👊🏻 В самом начале работы мы дали Заказчику рекомендацию, которая потом очень положительно сказалась на проекте. ✔️Мы предложили не ждать результатов переговоров, а начать подбирать нового генерального подрядчика на проект. Переговоры длились полгода! ✔️В результате где-то на четвертом месяце переговоров нам удалось выяснить, что Подрядчик выиграл конкурс на строительство огромного инфраструктурного объекта. Значение и стоимость данного проекта многократно превосходили показатели проекта нашего Заказчика. И в целом, задача Подрядчика-то была не в том, чтобы просто защитить себя от раскрытия банковских гарантий или от взыскания убытков, а просто в том, что ему нужно было срочно высвободить ресурсы (техника, люди, специалисты, оборудование) для переброски на новый проект. ✔️И как только мы это узнали, мы постарались убедить Заказчика, что ему выгодно стремиться к этой цели, то есть к замене на объекте генерального подрядчика. Более того, что к этому моменту новый генеральный подрядчик уже был подобран. ✔️В итоге нам удалось достигнуть договоренностей между Заказчиком и Подрядчиком: строительная площадка была мирно передана новому генеральному подрядчику со всеми необходимыми строительными материалами и документацией, Заказчику были компенсированы потери от продления сроков строительства и смены генерального подрядчика, а Подрядчик смог оперативно высвободить ресурсы, сохранить деловую репутацию (насколько это было возможно). ❗️Главное, стороны сэкономили огромное количество энергии, времени и средств, избежав судебных споров, замораживания строительства и прочих негативных моментов. А в начале все начиналось стандартно, стороны мерялись своими рычагами воздействия и размерами возможных убытков и другого вреда. Однако удалось найти общую цель и результата не заставил себя ждать. Обратите внимание, что в данном случае общая цель была неочевидна и на ее выявление потребовалось много времени! Так что в переговорах ищите общую цель и будет вам сопутствовать успех🏆
3 месяца назад
Эффективно используем свое время ⏳ или как не попасть в ловушку клиента Основной наш актив – это время. Мы с вами об этом говорим много. Основным «потребителем» нашего времени является зачастую не непосредственная работа (аналитика, подготовка документов, судебные заседания), а наши любимые клиенты/работодатели. Когда мы работаем с клиентом по длительному проекту, иногда (да кому я говорю, очень часто!) клиент начинает вести себя так, как будто его проект/дело у нас единственное и мы постоянно занимаемся только им. Особенно остро это проявляется в случаях, когда клиент инициативен, активно участвует в проекте (предлагает стратегии, идеи, конкретные действия). В таких случаях он начинает звонить и проговаривать какие-то детали проекта. И если у вас в работе несколько проектов/дел, то постоянно держать в голове детали одного дела просто невозможно. И если пойти на поводу клиента, обсуждать, будучи неподготовленным, проект можно испортить отношения с клиентом, потому что он обвинит вас или в некомпетентности, или в том, что не занимаетесь его проектом. И здесь у нас с вами очевидное противоречие. С одной стороны, наше конкурентное преимущество – это постоянная коммуникация с клиентом (важно уделять время, общаться, информировать о проекте и его реализации). С другой стороны, мы не имеем возможности вести только одно дело и вынуждены одновременно вести несколько проектов/дел, и, следовательно, не можем уделять все время одному клиенту. В этой связи я предлагаю следующие приемы, которые помогают мне минимизировать сложности этого противоречия: ✅ Договариваюсь о взаимодействии заранее Самым эффективным способом является изначально определиться о способах и времени коммуникации. В больших и сложных проектах, например, можно в конце каждой неделе направлять информационное письмо/сообщения о промежуточных результатах и планируемых действиях. В других случаях беру инициативу на себя и проговариваю, когда будет то или иное действие, когда дам обратную связь и т.д. ✅ Информирую о востребованности На самом начальном этапе взаимодействия с клиентом невзначай объясняю, что загружен работой (и это правда), что дает возможность в некоторых случаях ссылаться на загрузку и выстраивать коммуникацию более удобную для себя. ✅ Прерываю коммуникацию, к которой не готов Если клиент звонит и начинает разговор о каких-то деталях, которые в конкретный момент не в памяти, то стараюсь уклониться от разговора, беру паузу для подготовки. Поводов для этого много, смотри пункты выше. ❓А как вы работаете с клиентами, которые стараются «забрать» все ваше время? ❓К каким средствам прибегаете?
3 месяца назад
Методы продаж 💰 Увы, но сказки продаются лучше правды. ❓Случались ли у вас ситуации, когда даете клиенту/работодателю трезвый реалистичный расклад о том, как все будет, описываете риски, вероятность их наступления, примерные сроки, а в ответ клиент/работодатель заявляет, что вот другие юристы дают более интересные прогнозы и оценки? ❓Бывает так, что ты говоришь о низких шансах выиграть процесс, а другие говорят, что легко его выиграют, ты говоришь, что будем стараться изменить меру пресечения и получить условный срок, а другие спокойно заявляют, что если бы они были с самого начала, то и в СИЗО бы никто не попал и т.д. И ведь клиенты/работодатели зачастую «ведутся» на это! Давайте разберемся, почему так происходит. Глобально юристы продают свои услуги/работу в двух случаях: 🪙Превентивные/сопровождающие действия Это самый сложный для продажи продукт и, соответственно, самый обесцениваемый клиентом/работодателем рабочий процесс. Продать дорого «дью дил» при покупке компании или сопровождение сделки и проверку контрагента, или формирование полноценного выверенного пакета локальных актов организации, документов, связанных с персональными данными и т.д. очень сложно. Для клиента это расходы без видимых «осязаемых» результатов. Здесь очевидно напрашивается параллель со здоровьем. Врачи и другие специалисты всем нам говорят: нормальный сон, здоровая пища и регулярная физическая активность – это залог здоровья. И что? Все мы этого прислушиваемся? В общем есть о чем подумать и, возможно, следует присмотреться к методам, которые используют компании, которые продают профилактические продукты в широком смысле этого слова. 🪙Решение проблем или «тушение пожара» Вот это совершенно другое! Здесь клиент/работодатель очень разогрет ситуацией, оппонентом. Здесь он или уже ощущает негативные последствия или осознает вероятность их наступления! И здесь клиент/работодатель кричит: «Спасите, помогите! Готов на все и сделаю все!» Ну, примерно также как и все мы смотрим на врачей, когда нам реально плохо. И в таких случаях можно наблюдать два диаметрально противоположенных метода продаж. Первый, это когда юрист дает, как я уже писал выше, реальную оценку ситуации и предлагает адекватные действия. Это правдивый, но очень сложный метод. Сложный потому, что ты кучу сил, энергии и времени тратишь на то, что «чуда» не произойдет, что проблема есть и она сама собой не рассосётся. А клиент все равно хочет от тебя услышать: «Все под контролем, кавалерия прибыла!» (никто не пойдет в тюрьму, суд мы 100% выиграем, да и мы им всем покажем, завалим жалобами и т.д.). А слышит о реальности и… сомневается. Второй метод – это продажа сказок или «волшебного» решения вопроса (от слова «порешать»). Этот метод (если убираем морально-этические и прочие человеческие факторы) существенно проще для продажи услуг. Здесь не нужно вдаваться в подробности, рассказывать матчасть. Особенно сильно это видно в уголовных делах. Там доверитель находится, действительно, в очень сложных стрессовых условиях. И многие готовы отдать буквально все, чтобы избежать СИЗО или тюрьмы. И бывают случаи, когда этим пользуются (далеко не только адвокаты). А какие методы вы предпочитаете? Сталкивались ли с ситуациями, когда клиент/работодатель «велся» на обещания? Всем продуктивной недели!!! 😎
3 месяца назад
Мандраж перед судебным заседанием – что делать? Приветствую, дорогие друзья! Поздравляю с полноценным началом рабочего года! В свою очередь решил начать год с поста на общую тему для всех тех, кто занимается судебной практикой, неважно арбитражной, гражданской (не привязываемся к термину, пожалуйста), уголовной. Итак, мандраж перед судебным заседанием и что с ним делать. Причины, по которым возникает волнение перед и в процессе судебного заседания, по моему опыту следующие: ✔️ Новизна ситуации Первые годы практики всегда сопровождаются мандражом. Это неизбежно и вполне нормально. Обращаясь к началу своей карьеры, с улыбкой (сейчас) могу вспомнить про дрожь в голосе, в руках, панику и прочие атрибуты этого чудесного состояния. Волнение вызвано тем, что для вас все внове: ваша роль, место, время, поведение оппонентов. Что с этим делать? Ну, во-первых, с опытом это проходит (лет через 10-15 станет существенно легче 😊), поскольку утрачивается новизна. Хотя уверен, если мне представится в ближайшее время вновь выступать в ВС РФ, то мандраж непременно будет. Во-вторых, максимально хорошо готовится к процессу (раскрою ниже). В-третьих, самое главное – это справится со ступором и действовать, выступать, задавать вопросы, анализировать ситуацию. Ошибка в процессе действий не так страшна, как ошибка в результате бездействия. Ну и действия, любые, помогают справится со стрессом. ✔️ Спорность результата Спорность результата или неочевидность решения суда бывает не только в сложных по позиции и фактуре делах. И здесь причина мандража уже в неизвестности. В данном случае рекомендую максимум эмоций вкладывать в убедительность своего выступления, веры в ту «историю», которая является основой вашей позиции. Это очень помогает не только справиться с волнением, но и существенно усилит вашу позицию. ✔️ Плохая подготовка к процессу При этом плохая подготовка может быть не только в связи с недоработкой юриста, а просто в силу обстоятельств (если вам приходится тушить чей-то пожар). В таких случаях частично с волнением поможет справиться внутренняя настройка – я веду себя и действую очень уверенно. Но, конечно, помочь выиграть дело это не поможет при прочих равных условиях. Здесь важно трезво ставить цель на заседание: отложение или хотя бы перерыв. Лучше, конечно, быть готовым к судебному заседанию, а именно: ✔️ Иметь все материалы дела, который проанализированы, сделаны закладки на ключевые доказательства; ✔️ Есть рабочая папка, где основные процессуальные документы, распечатаны основные нормы права и выдержки из практики; ✔️Выполнены предыдущие требования суда, если были; ✔️ Заранее проверена доверенность (ее наличие и срок полномочий); ✔️ Все документы для приобщения заранее собраны, заверены. Здесь может каждый что-то свое дополнить. И еще одно. Свою позицию, фактуру дела лучше освежить (загрузить в операционную память) минут за 15-20 до заседания. Если у вас большая задержка до заседания, не надо все часы ожидания вновь и вновь перечитывать позиционные документы. Вы просто выгорите и не будет запаса на заседание. Коллеги, а как вы справляетесь с мандражом перед заседаниями? Делитесь, уверен, что для всех будет полезно! Всем отличной недели😎
4 месяца назад
Как работают адвокаты по уголовным делам#️⃣ По ходу работы по уголовному проекту мне довелось за короткий период времени переобщаться с большИм количеством коллег (искал в Ставрополе, общался по просьбе Доверителя для «усиления»). Видел, как меняется мнение доверителя о работе адвоката в целом. Решил поделиться с вами своими наблюдениями о том, какой методологии придерживаются адвокаты по уголовным делам. Полагаю, что это может пригодиться и тем, кто не работает в данной сфере. При этом описанные ниже методологии не являются критикой коллег, все они имеют право на существование, поскольку уголовные дела, ситуации очень разные. В целом можно выделить три типа методологий или адвокатов (кому как удобней): Тип 1 – ориентир на следственные мероприятия, отталкиваются от следствия. В данном случае адвокат отрабатывает только на следственных действиях, все остальное время практически не занимается уголовным делом, не коммуницирует со следствием и доверителем. Часто так работают адвокаты по назначению (логично, за остальное им не платят). Однако не стоит сразу говорить о том, что это плохой метод защиты. Бывают очевидные преступления с признанием вины и прочим фактами, где задача адвоката сводится к наблюдению за законностью проводимых мероприятий и предоставлению следствию и суду всех доказательств, подтверждающих смягчающих ответственность доказательств. Тип 2 – определение стратегий через плотную коммуникацию со следствием При данной методологии адвокат активно взаимодействует со следствием, выясняет, что «устроит» следствие и доверителя, ищет компромиссы, в результате которых заключаются досудебные соглашения, происходит переквалификация и прочее. При этом данный метод используют не только «решалы», но и многие адвокаты, особенно те, кто сами являются бывшими сотрудниками правоохранительной системы. При этом большинство полагает, что данная методология является чуть ли не единственной рабочей, эффективной. И здесь тоже не стоит сразу говорить о негативе (тему решал опускаем в данном посте). Взаимодействие со следствием крайне важно в формировании стратегии защиты. Общение со следователем, оперуполномоченными также является важным источником информации по делу. Да, эту информацию нужно серьезно фильтровать, анализировать, но это иногда чуть ли не единственный источник, особенно на начальном этапе. Тип 3 – глубокое погружение в дело, поиск доказательств, восстановление хронологии событий Эта методология самая время-, ресурсо-, энергетически затратная. Здесь адвокат использует первый и второй тип, но при этом еще и активно занимается поиском, сбором, оформлением доказательств. Взаимодействие со следствием не только дружественное, но и жалобы, ходатайства и прочее. Как правило, такой метод работы адвокатов встречается реже всего и не для всех дел он в полной мере применим. В связи с тем, что здесь тратится очень много времени и сил, то, как правило, такая работа и стоит очень прилично. В идеале, адвокат должен работать по всем трем типам, комбинируя их в зависимости от ситуации и уголовного дела. Однако, практика показывает, что для нас какой-то тип является более «удобным» и происходит определенная профессиональная деформация, перекос в сторону одного из метода. Вижу это на собственном опыте. Стоит постоянно помнить о разных методах и учиться их комбинировать! Всем отличной предновогодней недели🎄
5 месяцев назад
Папа у Васи силен в математике, папа решает, а Вася сдает! Друзья, спасибо за ваши комментарии к моему вчерашнему видео. Как и обещал, пишу мое видение по вопросу, когда один юрист готовит позицию по судебному делу (работает с материалами дела, устанавливает доказательственную базу, формирует правовую позицию и т.д.), а в суд ходит другой юрист. Предлагаю сразу определиться с обстоятельствами. Мы сейчас не говорим о случаях, когда это происходит по объективным причинам (коллега заболел, уволился, вышел из проекта, задвоение процессов и прочее). Порассуждаем, когда описанная мной ситуация – это система работы юридического коллектива. Почему выбирается такая система? Причины могут быть разные. ❗️Основная – экономическая. При построении юридического бизнеса в серьез, грамотные управленцы начинают считать себестоимость услуг и приходят к закономерному выводу, что стоимость работы юристов разного уровня опыта и квалификации сильно разнятся. Для повышения рентабельности бизнеса стремятся как можно больше работы переложить на менее «дорогих» сотрудников. Но мы с вами сейчас говорим не о рентабельности, а о перспективах и победах в суде. Полагаю, что такая система работы имеет место быть, но при учете двух факторов: сложность дела и квалификация обоих юристов. ✅Сложность дела По моему мнению и опыту, данная схема работает относительно простых делах или если эти дела для коллектива типовые. «Простые» дела, в моем понимании, это дела, во-первых, с небольшим объемом материалов и доказательств (долга по расписке, взыскание задолженности по договору аренды, по договору поставки), а во-вторых, с понятной правовой позицией и, главное, устоявшейся судебной практикой. 🔛Приведу пример. Был у меня в работе проект, когда мы застройщику помогали сбить волну необоснованных исков по ДДУ (отказ от принятия квартиры из-за самых незначительных недостатков – отсутствие дверного глазка, царапина на двери или окне и выставление неустойки за просрочку). У нас в производстве было более двухсот (200) таких дел. На определенном этапе мы выстроили работу так, что одни члены рабочей группы готовил все материалы, а другие работали в судах (это просто было эффективно, с точки зрения, логистики и затрат по времени, так как процессы были по всей Москве). ✅Квалификация юристов При использовании данной системы крайне важна квалификация юристов. Что важно в квалификации юриста, который готовит дело. Понятно, что это его умение работать с материалами дела, квалификация в праве и прочее. Но гораздо важнее - это навык передачи материалов коллеге! Что я имею в виду? Материалы дела передаются в распечатанном виде, с закладками по позициям и ключевым доказательствам (я про это рассказывал на одном из эфиров), опись дела, дежурная папка с ключевыми документами, распечатка основных норм (правовое основание), письменный план на судебное заседание с задачами и последовательностью действий, а также перечнем вопросов к стороне, свидетелям и опасных вопросов и слабых мест по позиции. Вот при такой крутой подготовке вероятность победы, безусловно, высокая🥇 Квалификация юриста, который выступает в суде: ❕быстрая реакция, ❕крутые хард-скилы (законодательство, судебная практика), ❕оперативная реакция на изменения в процессе и способность быстро подгружать в оперативную память большого объема информации, ❕а также системное мышление. Если один из указанных выше факторов не срабатывает, то это ставит такую юридическую команду в уязвимое положение и существенно может сказаться на результате судебного разбирательства. Важно! При сложных процессах, неважно гражданских, арбитражных, уголовных, сочетание в одном (или нескольких) юристе, который работает с делом с нуля и выступает в процессе, это залог успеха (при прочих равных условиях). Только знание дела и его обстоятельства в мельчайших деталях, можно добиться успеха! Всем желаю только побед и достойных процессуальных оппонентов😎
6 месяцев назад
Клиент-«псевдоюрист»🤓- горе в семье) Клиенты/работодатели бывают самые разные. С точки зрения их вмешательства в нашу работу я бы выделил две полярные позиции: «покладистый» или «безобидный» и «псевдоюрист». 😇С первой категорией очень просто, особенно на первоначальном этапе работы. Он тебе верит во всем, слушает все, что скажешь и иногда даже выполняет твои рекомендации. Работать с таким клиентом легко и просто настолько, что многие коллеги не «заморачиваются» (не информируют о выполнении поручения, не отвечают на звонки, не проговаривают риски и вероятные исходы дела и прочее). ♦️Правда, и такой клиент может существенно отыграться на нервах, особенно если результат работы юриста не совпал с ожидаемым им результатом, который, возможно, он сам себе и придумал. 🤦🏻‍♂️С клиентами-псевдоюристами все намного сложнее. Они тоже бывают разные. ✔️Одни – «на опыте» (да у меня этих судов уже знаешь сколько было!). ✔️Другие – начитались в интернете (они спамят твои мессенджеры россыпью ссылок на чудесные юридические советы и мнения никому неизвестных людей). ✔️Третьи, мои «любимые» – тоже юристы (я по первому образованию юрист или, типа, юридические знания мне перешли по наследству от пробабушки)! В чем же сложность клиентов-псевдоюристов? А в том, что они многократно усложняют для вас работу, увеличивают затраченное время многократно, сжигают вашу энергию! Именно они требуют оспорить определение суда о принятии вашего же иска, так как очень далекая дата заседания, они просят поменять слова в договоре на однокоренные, они рассказывают как надо разговаривать со следователем или судье и так далее и тому подобное. А еще они очень любят заниматься «самолечением» по юридическим вопросам. 🔛Приведу последний пример из практики. У клиента целый куст проблем и судебных споров, вытекающих, по сути, из корпоративного конфликта. Клиент с юридическим образованием начал заниматься самолечением, в том числе генерировать иски и заявления в суды (взрослый, но с абсолютно нулевой юридической практикой). Сказать, что его процессуальные документы никак не отражают правовой и судебной действительности, значит, не сказать ничего. 🗣️А еще он очень много говорит. И как же замечательно провести полтора-два часа времени, выслушивая доводы о том, что его права защищает Конституция РФ и что предлагаются ему иски, которые не перечислены, на секундочку в ст. 12 ГК РФ и прочее и прочее. Что делать с такими клиентами? Как не погрязнуть в псевдоюридических спорах? 🔹Во-первых, твердо и уверенно брать ответственность на себя. Вы разработали тактику и стратегию, с вами заключен договор, вы получаете деньги и сделаете все, чтобы работа была выполнена на максимально высоком уровне. 🔹Во-вторых, вводить лимиты на общение. Перед началом встречи или телефонного разговора прямо говорить, сколько у вас есть времени (например, 30 минут бывает достаточно). 🔹В-третьих, стремиться вести диалог, возвращать к сути обсуждаемого вопроса (они часто отклоняются от предмета встречи), не давать повторяться (любят они это). Из всего сказанного не следует, что надо избегать общения с клиентами и не рассказывать того, что вы для них делаете. Наоборот, информированный (особенно полно и своевременно) клиент – это довольный клиент. Но и позволять тратить свое время и силы нельзя. Это ваш основной ресурс в работе. Всем благодарных клиентов и продуктивной недели✌️
7 месяцев назад
Волшебное слово проявленность или опять про продажи Сейчас на просторах интернета и вообще из каждого утюга можно услышать волшебные слова: 🪄проявленность, 🪄осознанность, 🪄масштабирование, 🪄успех в легкости и прочее. И одновременно все спрашивают, где брать клиентов, ведь традиционные инструменты маркетинга для юристов просто так не работают, а работает только сарафан, но где его взять!? Все просто: чтобы получать клиентов, работу надо проявляться вовне, заявлять о себе, практически кричать о своем опыте и заслугах на каждом перекрестке! Если о вас никто не знает, то кто к вам придет? Правильно, никто. Подтверждаю выводы собственным примером. Расскажу про знакомство с замечательным человеком, прекрасным юристом и уж так получилось подписчиком моего канала 🙂 - Ильей. Сейчас мы с Ильей входим совместно в проект, состоящий из нескольких судебных процессов. При этом, проект классный с точки зрения географии и объединяет в себе Сочи, Москву и Питер‼ А теперь давайте разберем, как у меня такой проект появился, и почему (точнее как) я проявлялся, чтобы Илья меня заметил и захотел однажды позвонить мне (Илья, если что-то пропущу, добавь, пожалуйста). Мои действия за прошедшие два года (да, именно это срок моего движения к проекту): ✅ Купил и посетил конференцию по маркетингу для юристов в Москве; ✅ Вступил в сообщество, в том числе в «телеге»; ✅ Съездил еще на одну конференцию, но уже в Сочи; ✅ Познакомился с Ильей (то есть не был «букой», общался с людьми, был по возможности открытым); ✅ Поддерживал контакт с Ильей в дальнейшем (он звонил по каким-то вопросам мне, я звонил ему), в том числе предложил подписаться на тг-канал; ✅ При следующих визитах в Сочи нашел время (правда, с удовольствием), чтобы встретится и просто пообщаться. Это укрупненные штрихи нашего взаимодействия с Ильей. Но что ключевое в это время произошло? Я проявлялся для Ильи, а он соответственно для меня. Мы сверили наши жизненные ценности, узнали о сильных сторонах друг друга в профессии, наладили коммуникацию. Вот собственно и «всего-то делов»😎 Друзья, чтобы продавать свои услуги, расширять свой «сарафан» - крайне важно проявляться в мире, заявлять о себе громко, уверенно и максимально большому кругу лиц. Да, я знаю, что это сложно, да, это работа и очень непростая. И отмазка, мол «я интроверт» и это не мое, не канает! Я так-то тоже интроверт. Но если хочешь больше, то и делать надо больше, чем ты делаешь сегодня и тем более, чем ты делал вчера! Не бойтесь проявляться. Каждый из нас уникален и каждый представляет ценность для окружающих! Всем чудесных и плодотворных знакомств)
8 месяцев назад
Выгорание «за выслугой лет»👨🏻‍🦳 или поиск самореализации? Друзья, очень хочу поделиться одним жизненным наблюдением о времени пребывания в профессии. Заметил, в том числе и на своем опыте, что после 20 лет работы в профессии начинаются изменения, меняется отношение к работе, а также эмоциональный окрас от ее выполнения и достигаемых результатов. Это что-то похожее на кризис среднего возраста: юрист теряет интерес к работе, перестает получать от нее удовольствие, тяготится выполнением конкретных действий (написание документов, ожидания в судах, общение с клиентами и коллегами), остро начинают проявляться критика к системе, «безнадежность» действий и прочее. И вот в этом состоянии юрист начинает искать альтернативы. И здесь есть прям полярные подходы. 📍Одни хотят уйти в управление или бизнес (руководство юридическим подразделением или юридической компанией), 📍вторые – совмещать работу юриста с чем-то, что доставляет радость и удовольствие (есть у меня очень хорошая знакомая, так вот она и превосходный юрист и замечательный фотограф). Обе эти категории коллег, тем не менее, в целом не разрывают связь с профессией. 📍А есть и третьи, которые принципиально меняют сферу деятельности (например, становятся строителями, инвесторами, продюсерами и т.д.). 📍Есть еще и четвертые. Они просто тихонечко мечтают: о маленькой кофейне или сети таких заведений, о собственном баре, о прокате скутеров на острове и так далее и тому подобное. И я сейчас не о том, кто из них прав или неправ, верно поступает или ошибается, рано начал что-то менять или поздно. Никакого осуждения, ни в коем случае. Каждый сам распоряжается своей жизнью, своей судьбой. Я размышлял о причинах вхождения в такое состояние. Почему у одних это происходит, а у других нет? Почему данное состояние наступает примерно через 20 лет работы по профессии? И почему этот срок так похож на минимальный срок выхода тех же судей на пенсию? Полагаю, что это связано с уровнем развития в профессии, амбициях и самореализации. Попробую кратко объяснить (морально готовлюсь к тому, что закидаете меня камнями🫣). Мастер. Примерно за 20 лет работы (срок условный и в каждом конкретном случае может быть другим) человек в своей профессии становится Мастером (если он не бездарь и не трутень). И это прекрасно, это определенный уровень признания и самореализации. Многие люди, вне зависимости от профессии, продолжают развиваться в ней и дальше. Но здесь включаются другие причины. Амбиции. Мастерство – это не предел в деятельности человека. Дальше идет уровень Творец. И вот у меня вопрос. Кто такой юрист на стадии Творец, что подтверждает это состояние? Звание «Заслуженный юрист РФ», докторская диссертация, огромные деньги? Что? И здесь я наблюдаю одну важную деталь. Я не вижу таких поползновений у собственников работающих юридических бизнесов. Но не потому, что им нравиться в профессии или они получают удовольствие. Они просто понимают, что сотворить что-то подобное очень сложно и, главное, они могут не успеть это сделать. Самореализация. Не достигнутые амбициозные задачи через 20 лет в профессии (должность на госслужбе, позиция в компании, финансовое положение – у каждого свое) приводят к чувству нереализованности, поэтому начинаются поиски «на стороне». ❓К чему я все это❔ Не к тому, что если у вы наблюдаете такое состояние, то что-то не так. И не о том, что у вас его нет, что вы какой-то не такой, вовсе нет. Наверное, это пост про долгосрочное планирование и о поиске и видении своих стратегических целей и задач. Ищите, планируйте и не торопитесь расставаться с профессией! Возможно, если вы хорошо приглядитесь, то увидите что-то смежное, сделаете удивительное открытие. Вот такой философский пост получился))
8 месяцев назад
Прежде чем взяться за проект, задайте себе пять вопросов «зачем»!❓ Я помню, что вы, дорогие друзья, активно лайками проголосовали за то, чтобы я уделил внимание работе в команде. Обязательно исполню свое обещание и сегодняшний пост – это первый шаг в этом направлении. Случалось вам сомневаться в том, стоит ли брать проект (дело, клиента, поручение от работодателя – это, конечно, реже)? Возникает ли время от времени внутреннее противодействие новому проекту? Это нормальное явление на начальной стадии любого проекта, которая называется инициализация. Предложу вам один прием, который меня часто выручает. Данный прием я почерпнул на одном из своих обучений, посвященному управленческим навыкам. Прием – 5 вопросов «зачем» перед началом проекта (проверяем, есть энергия в проекте). Прием прост – задаем себе поочередно пять следующих вопросов (перечень вопросов предусмотрен для классической структуры юрфирмы, но вы можете легко их трансформировать для себя): 1. Зачем проект клиенту/доверителю? Вопрос, кажется, простым и ответ на него очевиден. Однако в жизни это далеко не так, особенно, если клиент обратился с запросом под влиянием эмоций (хочу срочно всех наказать). Более того, в ходе работы с клиентом зачастую задача, которую мы берем в работу, меняется до неузнаваемости. 2. Зачем проект компании/практике? Первая мысль при данном вопросе – конечно, чтобы заработать денег! Здесь не стоит останавливаться на этом ответе. Мы уже неоднократно говорили о том, что специализация все больше проявляет себя на юридическом рынке. Предположим, что вы (ваша компания) работает с бизнесом. И вдруг приходит запрос на сложный семейный спор (раздел имущества, спор по детям, алиментам и прочее). Браться или нет? С точки зрения, специализации, конечно, нет. А если хороший гонорар вырисовывается? А если клиент менеджер или собственник бизнеса, с которым вы сотрудничаете? Понимаете, что все эти факторы могут существенно изменить отношение к проекту и его инициализации. А может так получиться, что проект настолько удачно сложился, что вы относительно безопасно можете протестировать для себя (компании) новую специализацию! 3. Зачем проект команде? Состав команды не влияет на целесообразность данного вопроса, даже если вы работаете с коллегой и у вас партнерские отношения. Вы все равно команда. Проект может быть нужен по многим моментам: отладить процессы взаимодействия в команде, попробовать новые связи, просто загрузить команду, если есть дефицит проектов. 4. Зачем проект руководителю (менеджеру) проекта? У вас в команде может быть уже выделенные менеджеры проектов, может быть ситуация, когда вы сами себе руководитель всех проектов. Все равно проект необходимо оценивать с точки зрения того, что он даст вам, как руководителю проекта. Возможно, именно в этом проекте вы протестируете новые приемы и методы работы, используете (протестируете) новых субподрядчиков, новые информационные технологии и т.д. 5. Зачем проект мне? И самый главный вопрос про себя любимого! Зачем мне этот проект? Не сорвет ли он мои жизненные планы, например, отпуск? Научит он меня чему-то? Соответствует ли он моей репутации? Приятен, комфортен ли мне клиент? Здесь подвопросов может быть очень много. И варианты ответов соответствующие: отлично вписывается в график и даст доход, получу новые навыки, новые знакомства, протестирую новые фишки и прочее. А вы тестируете проекты перед их инициализацией? Какие критерии проверяете и как это делаете? Делитесь в комментариях!
9 месяцев назад