Найти в Дзене
Бритва Оккама: сущность, умноженная без необходимости
Многим наверняка известен мем про бритву Оккама. Дескать, «не следует множить сущности без необходимости» и все такое. Широко используется по поводу и без, в качестве универсального принципа и в простонародном смысле «нечего тут огород городить». По молодости лет я и сам с удовольствием захавал сию псевдоинтеллектуальную подкормку. Но потом задумался: «а что это за дичь вообще?» Кто может определить, где присутствует та самая необходимость, а где - нет? Сейчас же, в процессе литписания, эта пресловутая бритва мне вообще поперек горла (точнее, произведения) встала...
1 год назад
Забаненные бани
Существует расхожая мулька, будто бы в средневековой Европе граждане не мылись оттого, что повырубали все деревья. Пару слов о том, почему это не так. Во-первых, Средневековье здесь мало при чем. Мыться западноевропейцы массово перестали с началом Нового времени. Решающий вклад, разумеется, внесла чума. Однако зачатки отхода от банной культуры были заложены сильно раньше. И дело вовсе не в деревьях. 1) Главный, на мой взгляд, фактор (до прихода Черной Смерти 14 в.) – это религиозный. Бани и омовения...
1 год назад
Останки, которых «нет»
Вкратце на тему одного из излюбленных аргументов «альтернативщиков» из секты свидетелей Фоменко: «А где же трупы?» Речь идет о том, что практически ни на одном средневековом поле битвы не найдено массовых захоронений, даже в изрытой вдоль и поперек Европе. Исключений немного: Висбю (1361), Альжубаррота (1385) и Таутон (1461). Перво-наперво, необходимо отказаться от представления, что в средневековой битве принимали участие какие-то несметные полчища. Обычно речь идет о 10-20 тысячах человек с обеих сторон (очень крупное сражение позднего Средневековья)...
1 год назад
О герметической связи верха и низа
Мой вольный пересказ размышлений антрополога Ноэми Вильяверде: Древнеегипетское слово "ph-ar-maki", как пишет в своей книге польский иммунолог Анжей Щеклик, означало «то, что защищает». Из нильских низин оно перебралось в Элладу в виде phármakon, с течением времени вобрав в себя три, казалось бы, малосовместимых значения: 1) лекарство, 2) яд, 3) козел отпущения, очистительная жертва. И если прочувствовать тонкую грань между первыми двумя нам не составит особого труда – благодаря речениям Парацельса,...
1 год назад
Бодипозитив от Тертуллиана
Тертуллиан. О женских украшениях «Желание нравиться посредством искусственных прикрас может происходить единственно от испорченного и развращенного сердца». «Надобно начинать с того, чтобы нравиться Богу. Наиболее оскорбляет Его безмерная склонность многих женщин употреблять всякого рода снадобья, чтобы сделать кожу свою белою и гладкою, чтобы красить лице и щеки свои румянами, чтобы чернить свои брови сажею. Видно, что простое творение Божие им не нравится когда они находят в нем недостатки. Они...
1 год назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала