Найти в Дзене
«Новичок» - для Телеграма Основатель Telegram Павел Дуров сделал громкое признание в интервью американскому подкастеру Лексу Фридману. По его словам, весной 2018 года он стал жертвой отравления: «сильнейшая боль по всему телу, потеря зрения и слуха, затруднённое дыхание. Я никогда не болел, у меня идеальное здоровье. Это был единственный момент в жизни, когда я, кажется, умирал», — рассказал Дуров. Сознание к нему вернулось лишь на следующий день — с лопнувшими сосудами по всему телу. В течение двух недель Дуров был не в состоянии ходить. Хотя предприниматель и не выдвинул прямых обвинений, его описание отравления совпадает с действием нервно-паралитических веществ, таких как «Новичок». Подозрительное совпадение Данный эпизод совпал с пиком давления на Telegram: осенью 2017-го ФСБ потребовала ключи шифрования, а позже суд оштрафовал компанию за отказ. В марте 2018-го Верховный суд встал на сторону спецслужб, а уже 13 апреля Таганский суд постановил заблокировать мессенджер в России. Telegram к тому моменту стал одной из ключевых платформ для свободного обмена информацией в России. Отравление Дурова вписывается в цепочку, когда критики российской власти становились жертвами загадочных отравлений. Самые громкие случаи — Сергей Скрипаль, экс-офицер ГРУ, отравленный «Новичком» в Великобритании в 2018 году, и Алексей Навальный, переживший отравление «Новичком» в Томске в 2020-м. История Павла Дурова выглядит как ещё одно звено этой цепи, за которой проступает тень Кремля.
16 часов назад
Многие и не знают, что в нашей стране трамваи курсируют всего в четырёх городах: Минске, Витебске, Новополоцке и Мозыре. Но мозырский трамвай — поистине уникальный! Его маршрут, открытый летом 1988 года, соединяет жилые районы города с Мозырским нефтеперерабатывающим заводом (МНПЗ). Длина его линии составляет 21 километр и сегодня это самая протяжённая трамвайная ветка в Беларуси. Поэтому не случайно, что пилотной площадкой, где пройдут испытания первого беспилотного трамвая - стал Мозырь. Проект реализует «БКМ Холдинг». В минские трамваи также внедряют инновации. Уже на 20 трамваях работает система помощи водителю, повышающая безопасность и эффективность. А в ближайшем будущем модернизированный транспорт сможет проходить до 20 километров на батарее без контактной сети. Современные технологии беспилотного управления планируется интегрировать в новые модели, включая трёхсекционные трамваи для быстрорастущих районов столицы.
1 день назад
По свежим данным Главного статистического управления, средняя зарплата в Минске в августе составила 3 596,8 рубля (около 1 080 $ по курсу). Как выглядят Топ-3 отрасли с самыми высокими зарплатами: 1. Информация и связь — 6 754,4 рубля. IT-сектор продолжает уверенно удерживать пальму первенства: здесь специалисты получают почти вдвое больше, чем среднестатистический минчанин. 2. Финансовая и страховая деятельность. Банкиры, страховщики и финансисты занимают вторую строчку с — 4 453,9 рубля. 3. Строительство — 4 343,6 рубля. Рост новых жилых комплексов, развитие инфраструктуры обеспечивают отрасли относительно высокие зарплаты. Однако большинство работающих минчан зарабатывают в диапазоне от 3 до 4 тысяч рублей. Именно в этом коридоре оплат сосредоточена основная масса занятых в столице. Впрочем, есть сферы, где зарплаты традиционно отстают: Культура, спорт и развлечения — 2 780,7 рубля. Административные и вспомогательные услуги — 2 705 рублей. Такая работа оценивается скромнее всего. Высокие зарплаты и их рост — безусловно, позитивная тенденция, где Минск ожидаемо удерживает лидерство по уровню доходов в стране. Но разрыв между столицей и регионами всё больше напоминает пропасть: столица, как мощный магнит, вытягивает ресурсы, оставляя остальную часть страны далеко позади.
1 день назад
В минувшие выходные в Минск массово прибывали граждане Молдовы — и причина вовсе не в туризме или шопинге, как могло показаться. 28 сентября в этой стране проходили парламентские выборы, от исхода которых зависело: сохранит ли Молдова нынешний курс на ЕС или вернётся в орбиту Москвы. Россия влила сотни миллионов долларов в поддержку пророссийских сил, пытаясь сорвать курс Молдовы на Европу. За этой кампанией — сеть дезинформации, подкуп политиков и священнослужителей, а также масштабная схема скупки голосов. Где Минск использовался как своеобразный хаб в день голосования. Москва оплачивала авиаперелеты, транспорт и щедрые суточные от 400€ «избирателям» с молдавскими паспортами, обеспечивая их участие в голосовании за пророссийские силы. Именно поэтому в эти дни тысячи молдаван из России прибыли в Минск, чтобы проголосовать на избирательном участке в посольстве Молдовы. Однако пророссийские силы, несмотря на щедрую поддержку Кремля - потерпели сокрушительное поражение, набрав менее 25%. Проевропейская партия PAS президента Майи Санду получила 54 из 101 мандата — абсолютное большинство в парламенте и сформирует правительство.
2 дня назад
Минск не просто вырастет — он трансформируется. 25 сентября 2025 года на заседании Мингорисполкома был представлен обновлённый план развития столицы. Его основой стал генплан, предполагающий город-пазл из девяти автономных районов с полной инфраструктурой в шаговой доступности. Давайте посмотрим, что ждёт минчан в обозримом будущем. Минск останется просторным: население зафиксируют на отметке в 2 миллиона человек с приростом всего 25–30 тысяч. Территория города увеличится на 2,8–3,3 тысячи гектаров. К 2030 году планируется построить несколько миллионов квадратных метров жилья, главным образом на месте бывших промзон. Основные акценты — север и восток: проект “Северный Берег” уже реализуется, а рядом с Колодищами появятся новые районы, включая “Зелёный Бор” на месте старого полигона. Продолжат застройку Сухарево, Лошицы и Каменной Горки. Чтобы не перегружать столицу, внимание уделят развитию городов-спутников — Руденска, Заславля и Смолевичей. Третье транспортное кольцо разгрузят от транзита, построив два полукольцевых проспекта. Это позволит освободить место под новые парки вдоль Свислочи, Лошицы и Слепянской водной системы. Метро расширится, а железная дорога усилит свою роль: пригородные поезда будут идти сквозными маршрутами через Минск-Пассажирский, увеличивая пассажиропоток. Для велосипедистов расширят сеть велодорожек, связав их с ключевыми “точками притяжения” — парками и торговыми центрами. Новые школы оснастят бассейнами и стадионами, которые будут открыты для всех желающих вечерами и по выходным. В городе построят четыре новые поликлиники и современную инфекционную больницу в Новинках. Промзоны трансформируют в технопарки и научные хабы. Остаётся надеяться, что всё задуманное воплотится, и к 2035 году Минск станет эталонным — удобным, зелёным инновационным и главное свободным.
4 дня назад
ЦИК Беларуси анонсировал выпуск трехтомника по истории выборов, и это не шутка. Для подготовки издания созданы рабочие группы из Академии наук, Минюста и Минобразования. Можно только посочувствовать участникам, ведь им придётся научно доказать, что вечный триумф одного кандидата — это не баг, а фича. С 1996 года, когда Лидия Ермошина возглавила беларуский ЦИК, словосочетание «беларуские выборы» превратилось в мем. За это время ОБСЕ ни разу их не признала ни свободными ни демократичными.
5 дней назад
Электросамокаты за последние годы превратились из игрушки для любителей в полноценный городской транспорт. Но вместе с популярностью пришли и правила. С 1 сентября 2025 года электросамокаты и другие средства персональной мобильности (СПМ) в Беларуси признаются транспортными средствами, а их владельцы — водителями. Теперь на обычных переходах нужно спешиваться, исключение только для велопереездов со светофорами. Также в столице ввели скоростные правила: арендные самокаты не могут ехать быстрее 15 км/ч в пределах первого кольца и 17 км/ч — во втором. А если ваш самокат способен разогнаться выше 25 км/ч, придётся регистрировать его в ГАИ. Правда, до сентября 2026 года обещают упрощённую процедуру. А как с этим у соседей? В Вильнюсе и Варшаве правила во многом похожи, только максимальная скорость допускается выше — 20–25 км/ч., а на пешеходных переходах действует общий принцип — приоритет у пешехода, без отдельного требования спешиваться. При этом для СПМ обязательны тормоза, фары и светоотражатели.
6 дней назад
В Беларуси сегодня трудится каждый пятый пенсионер — это около 472 тысяч человек, и только с начала года их число выросло на 15 тысяч. В Минтруда объясняют рост “интересом нанимателей к опытным кадрам” и отменой ограничений на выплаты пенсий работающим. Но за этим радужным объяснением скрывается куда более прозаичная реальность: массовый отток трудоспособных беларусов оставил экономику с острейшим дефицитом кадров, и теперь с помощью пенсионеров власти вынуждены закрывать эти дыры. Только в ЕС к началу 2025-го закрепились около 250 тысяч беларусов, а общий миграционный урон оценивается экспертами в $4,6 млрд ежегодно. Фактически эмиграция молодых и людей среднего возраста перекладывает нагрузку на старшее поколение. Тем временем на внутреннем рынке уже почти 216 тысяч вакансий, и число работников продолжает сокращаться. Пенсионеров, которых чиновники называют “ценным ресурсом”, система превращает в «винтики» работающие до полного износа. И вместо того чтобы, как их ровесники на Западе, заботиться о здоровье, путешествовать и наслаждаться жизнью, они вынуждены продолжать работать. Да, для многих это ещё и способ помочь детям и внукам — такой уж наш менталитет, — но запас сил, в силу возраста, у них ограничен. Прогноз неутешителен: к 2050 году на 10 работающих беларусов придётся 6 пенсионеров. И пока молодёжь строит жизнь за границей, старики продолжают «вкалывать» и платить здоровьем за чужие ошибки.
1 неделю назад
Премьер-министр Польши Дональд Туск объявил о предстоящем открытии границы с Беларусью. По его словам, соответствующее распоряжение в ближайшее время будет издано Министерством внутренних дел и администрации страны. Ранее движение через границу было ограничено по целому ряду причин. Среди них — миграционное давление со стороны Беларуси, нарушение прав человека, а также обострение ситуации в сфере безопасности во время российско-беларуских учений. Польские власти подчёркивали, что безопасность важнее финансов, а закрытие пограничных пунктов направлено на обеспечение безопасности и демонстрацию беларуским властям решимости в этом вопросе.
1 неделю назад
Концерт российского исполнителя SHAMANа (Ярослава Дронова) запланирован на 1 ноября 2025 года в Большом зале Дворца Республики в Минске. Билеты предлагаются — от 104 до 405 беларуских рублей. SHAMAN — певец с весьма одиозной репутацией, многие считают его символом российской агрессии и шовинизма. А его сценический образ с элементами милитаристского стиля смахивает на униформу Третьего Рейха. Кроме того, известно, что SHAMAN состоит в отношениях с Екатериной Мизулиной — “главной доносчицей России”, которая активно выступает против свободы интернета, продвигает цензуру, блокировку сайтов и штрафы за “вредный” контент. Многие беларусы призывают к бойкоту исполнителя, который открыто поддерживает войну против Украины и надеются, что 1 ноября SHAMAN выйдет на сцену перед пустым залом.
1 неделю назад
Беларусь — географический центр Европы и неотъемлемая часть европейской цивилизации. Но в последние годы она всё заметнее отдаляется от своих европейских соседей. Как так вышло, что центр Европы, где пересекаются торговые пути, сегодня напоминает остров — только отрезанный не водой, а санкциями и бетонными стенами. Попробуем разобраться, как страна, когда-то претендующая на роль моста между Востоком и Западом, оказалась в изоляции. 2020-й - выборы и последующие репрессии вызвали первые санкции Запада, но их масштаб был невелик. Лишь после принудительной посадки Ryanair в Минске, «Белавиа» попала в санкционные списки. Затем в ноябре 2021-го Польша закрыла пограничный переход в ответ на миграционный кризис, спровоцированный Минском. После приговора журналисту Андрею Почобуту закрылся второй, а недавно, после залёта дронов, Варшава перекрыла границу полностью. За поддержку беларускими властями российской агрессии Литва и Латвия ужесточили режим пересечения для беларусов: Вильнюс закрыл два из шести переходов, Рига — один. Южное направление оказалось самым изолированным. После вторжения России в Украину с территории Беларуси, Киев фактически ввёл военный режим на границе, перекрыв её минными полями с заграждениями. Изоляция и санкции все более чувствуются и внутри страны. Например ещё недавно из Минска ходили современные электрички Stadler FLIRT, а теперь возвращаются советские ЭР9 — шумные и устаревшие. Кто виноват? Чтобы получить санкции и рассориться со всеми соседями — от Польши до Украины — нужно было действительно постараться. И в Беларуси есть лишь один человек с неограниченной властью, который оказался способен на это. Беларусы заложники ситуации и заслуживают лучшего. Но пока их реальность всё больше похожа на жизнь в клетке — с видом на свободу.
1 неделю назад
Все любители «ровара» знают, как неудобно спешиваться на пешеходных переходах и катить велосипед через «зебру». Но теперь — хорошая новость: в Минске появились первые таблички в виде светофоров, позволяющие пересекать дорогу, не слезая с велосипеда. Ранее за «неспешивание» можно было заплатить штраф от 1 до 3 базовых величин (42–126 рублей). Теперь же жизнь велосипедистов и пользователей электросамокатов стала проще, но не везде. В ГАИ пояснили: такие знаки появятся только там, где это безопасно и нет конфликта интересов с автомобилистами — на переходах с хорошей видимостью, без сложных поворотов и с достаточной шириной дороги. Первые знаки установлены на ключевых веломаршрутах столицы. Всего же в сентябре планируется оборудовать 10–15 пешеходных переходов новыми табличками.
1 неделю назад